на главную страницу

14 Декабря 2006 года

Страна и мир

Четверг

Газовые заботы Закавказья

Андрей ДИЕВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».



Решение «Газпрома» об увеличении с 2007 года цен на поставляемое в страны СНГ «голубое топливо» будет иметь, возможно, не только экономические последствия. И хотя скачок цен, как следует из заявлений должностных лиц компании, имеет чисто рыночные мотивы, он невольно дал дополнительный толчок исподволь назревавшим тенденциям в иной, геополитической ипостаси. На поверхности постсоветского пространства, и без того зыбкой, появились новые волны. Об активизации контактов между Украиной и Белоруссией «Красная звезда» уже писала. Встречаясь в прошлом месяце в Минске с украинскими журналистами, президент Белоруссии Александр Лукашенко призвал Украину выступать в энергетической сфере единым фронтом. «Стоит только договориться Белоруссии и Украине, то совершенно изменится конфигурация в этом регионе экономических и политических отношений», - сказал глава белорусского государства. Новые тенденции обозначились и в Закавказском регионе.

     ПОВЫШЕНИЕ цены на российское «голубое топливо» распространяется, в частности, на Азербайджан. Это молодое государство, хотя и успешно развивает добычу углеводородного сырья, не может пока полностью обойтись без импорта природного газа. В 2006 году из России его будет импортировано 4,5 млрд. кубометров, но на будущий год республика может рассчитывать на втрое меньший объем. По мнению представителя «Газпрома» Сергея Куприянова, 1,5 млрд. кубометров позволят «полностью обеспечить потребности Азербайджана в импортном газе, учитывая рост цен при поставках из России, а также значительное увеличение собственной добычи в республике». Что касается цены, то российская монополия настаивает на ее повышении вдвое - с нынешних 110 до 230 долларов за тысячу кубометров (в 2005 году российский газ стоил для Азербайджана всего 60 долларов).
     «Голубое топливо» из России поставляется в Азербайджан с советских времен. Для этого используется газопровод Ширвановка - Моздок - Кази-Магомед. Большая часть импортируемого газа идет на теплоэлектростанции республики, покрывая 90% их потребности в топливе. Покупая у России «голубое топливо» по ценам ниже мировых, Баку имел возможность экспортировать сэкономленный мазут по рыночным ценам и получать немалую прибыль. Что касается добываемого в самом в Азербайджане газа (5 млрд. кубометров в год), то он направляется прежде всего на удовлетворение бытовых нужд населения в топливе. Общие же потребности Азербайджана в природном газе оцениваются аналитиками в 12—14 млрд. кубометров в год.
     Побывавший в начале декабря в Баку председатель Правительства РФ Михаил Фрадков подчеркнул в общении с журналистами стремление Москвы развивать сотрудничество с Азербайджаном в энергетической области. Он указал при этом, что Азербайджан в настоящее время вводит новые мощности по добыче природного газа, в частности месторождение Шах-Дениз. «Мы исходим из того, что Азербайджан может обеспечить свои потребности за счет собственной добычи, - сказал Михаил Фрадков, - и мы этому очень рады. Но это никоим образом не ограничивает наш потенциал сотрудничества на энергетических рынках». Стороны рассматривают, в частности, возможность сотрудничества на рынках третьих стран, а также использования подземных хранилищ Азербайджана.
     В ЦЕНОВОЙ политике «Газпрома» есть, безусловно, своя логика, которая «укладывается» в русло официально декларированного Россией курса строить свои отношения со всеми государствами, в том числе СНГ, в энергетической сфере на рыночной основе. Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев на днях прямо заявил, что Россия будет строить свои отношения с Азербайджаном в плане поставок энергоносителей именно на рыночной основе.
     «Решение по газу должно быть сбалансированным, оно не должно быть политическим», - процитировало агентство ИТАР-ТАСС высказывание первого вице-премьера. Он напомнил, что на своем недавнем заседании Правительство РФ приняло решение полностью либерализовать внутренний рынок электроэнергии и газа к 2011 году. «Цена за поставки российского газа действительно новая, но она не взята с потолка, а рассчитывалась «Газпромом» с учетом поставок в Грузию и другие государства, - пояснил Медведев. Формула цены, по его словам, «отражает общий подход «Газпрома» к поставкам энергоносителей».
     Относительно Грузии надо отметить следующее. Всю прошлую зиму Азербайджан, получая от «Газэкспорта» (дочерней структуры «Газпрома») природный газ по низким ценам, передавал часть его объемов Тбилиси и был намерен, видимо, продолжить это нынешней зимой. В Баку оправдывают свою «хитрость» тем, что связаны с Тбилиси общим нефтепроводным проектом и нуждаются в поддержании хороших отношений со своим закавказским партнером. Кроме того, в самой Грузии проживает в трудных условиях около 400 тыс. азербайджанцев.
     Своя логика в этом есть. Будущее азербайджанского государства, устойчивость его экономики и внутриполитическая стабильность во многом связаны с успешной работой экспортного нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан и газопровода Баку - Тбилиси - Эрзерум (БТЭ), который будет введен в эксплуатацию 15 декабря. Именно доходы от экспорта углеводородного сырья призваны наполнять государственный бюджет этого постсоветского государства, внешний долг которого составит к концу года, по прогнозам, 2,1 млрд. долларов.
     Сокращение поставок российского газа в три раза приведет, по мнению экспертов, к некоторому дефициту в энергобалансе Азербайджана (по крайней мере, в 2007 году) и вряд ли позволит Баку оказать теперь поддержку Тбилиси в газовой сфере в прежних объемах. Но это, заметим, уже проблема Тбилиси, а не Москвы. У «Газпрома» есть свои коммерческие интересы, а у российского государства - политические. Почему наша страна должна помогать Грузии, чье нынешнее руководство проводит откровенную антироссийскую политику? Своим стремлением войти в Североатлантический альянс, проводящий курс на приближение своей военной инфраструктуры к российским европейским границам, Тбилиси еще более ухудшает и без того сложное геополитическое положение России, ущемляет ее национальные интересы. Если Грузия нуждается в импортных энергоресурсах, она должна вести переговоры с Россией, а не пытаться обрести их «обходным путем», задействовав закулисные рычаги давления на Баку.
     НЕЛЬЗЯ в то же время не сказать и том, что разногласия, возникшие между «Газпромом» и его азербайджанскими партнерами, поставили под вопрос судьбу нефтепровода Баку - Новороссийск (за первые девять месяцев этого года по нему прокачано 3,5 млн. тонн). В Баку пошли разговоры о том, что из-за повышения цен на российский газ и резкого сокращения его объемов Азербайджану следовало бы, может быть, прекратить экспортный транзит нефти по российскому трубопроводу. В связи с этим будто бы было дано даже некое поручение правительству рассмотреть вопрос о целесообразности приостановления или сокращения транспортировки нефти по нефтепроводу Баку - Новороссийск. Это мотивировалось тем, что вследствие сокращения поставок «голубого топлива» из России придется оставлять в республике большие объемы мазута для электростанций. Вспомнили и о том, что экспорт по маршруту Баку - Новороссийск обходится в пять раз дороже, чем транспортировка нефти по трубопроводу Баку - Супса (Грузия).
     В какой-то мере снял напряжение азербайджанский премьер-министр Артур Раси-заде, который по итогам переговоров со своим российским коллегой заявил, что заявил, что Азербайджан заинтересован в функционировании маршрута Баку - Новороссийск, несмотря на то, что использование этого нефтепровода обходится стране дороже, чем многие другие пути экспорта углеводородов. Азербайджан готов продолжать и переговоры о поставках российского газа в 2007 году. Согласно утверждению президента государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнаги Абдуллаева, республика все же рассчитывает закупить в 2007 году в России до 3 млрд. кубометров газа.
     ОДНОВРЕМЕННО азербайджанское правительство интенсифицировало переговоры с другими своими соседями. В Тбилиси состоялась встреча министров энергетики Грузии, Азербайджана и Турции, на которой был решен вопрос о перераспределении квот на газ с месторождения Шах-Дениз (запасы оцениваются в 625 млрд. кубометров газа и 101 млн. тонн конденсата), предназначенный для транспортировки по газопроводу Баку - Тбилиси - Эрзерум.
     Первоначально предполагалось, что в 2007 году Грузия получит по новому газопроводу всего 250 млн. кубометров «голубого топлива», что явно недостаточно для потребностей страны (1,8 млрд. кубометров), а в 2008 году - 0,8 млрд. Часть газа Тбилиси должен был получать «натурой» за транзит через свою территорию, часть покупать по льготной цене 55 долларов за тысячу кубометров. Турции планировалось направлять не менее 2,2 млрд. кубометров (в 2008 году - 6,3 млрд. кубометров), а Азербайджан оставлял у себя 1,5 млрд. кубометров.
     Но грузинам, закулисно поддерживаемым американцами, хотелось бы, чтобы Турция уступила Грузии часть своей квоты на газ (тем более что турки пока еще не готовы полностью принять из Азербайджана предусмотренную для них долю). «Голубое топливо», объемы которого еще предстоит согласовать, будет перераспределено в пользу Грузии. В Тбилиси рассчитывают получить в 2007 году 1,5 млрд. кубометров газа с Шах-Дениза, что позволит отказаться от закупок российского газа.
     Наша справка. Максимальный уровень добычи на Шах-Денизе должен составить16 млрд. кубометров газа в год, но на первом этапе освоения месторождения - в два раза меньше (8,4 млрд. кубометров газа и 2 млн. тонн конденсата в год). Большая часть добываемого сырья пойдет в Турцию, которая будет платить Азербайджану по 120 долларов за тысячу кубометров. Оператором экспортного газопровода Баку - Тбилиси - Эрзерум, как и нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, является английская компания «Бритиш петролеум».
     ОДНОВРЕМЕННО Тбилиси, не желая покупать топливо у «Газпрома» по новой цене (как и для Баку - 230 долларов за тысячу кубометров), вступил в переговоры с Тегераном, чем весьма огорчил Вашингтон, явно не ожидавший такой «черной неблагодарности» от своего нового союзника. В Тбилиси хотят договориться с Ираном на поставки его природного газа через азербайджанскую территорию. В феврале этого года, когда произошла авария на газопроводе, по которому сырье из России попадает в Грузию, это уже имело место.
     Наша справка.Многие специалисты сомневаются в способности Ирана осуществлять стабильные поставки газа в Грузию в течение года в необходимых объемах (до 1,5 млрд. кубометров) из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Но активность Тегерана симптоматична и свидетельствует о его стремлении укрепить свое влияние в постсоветском Закавказье. В 2007 году будет введен в строй газопровод из Ирана в Армению с пропускной способностью 1,2 млрд. кубометров в год. Пока Армения получает газ из России по льготной цене 110 долларов.
     В прошлом месяце посол США в Грузии уже жестко предупредил местные власти, что для американцев долгосрочное стратегическое сотрудничество между Тбилиси и Тегераном в газовой сфере «неприемлемо». Сумеет ли руководство Грузии переубедить своего старшего партнера, пока неясно. Председатель грузинского парламента Нино Бурджанадзе заявила, что Грузия в случае необходимости будет закупать природный газ у Ирана, даже если против этого будут выступать в Вашингтоне.
     Азербайджан также поддерживает контакты с Ираном в энергетической сфере. Этой зимой в Баку намерены, как следует из сообщений СМИ, осуществлять совместно с Тегераном обменные операции по поставкам газа и электроэнергии в Грузию в случае дефицита в ее энергосистеме и импортировать по возможности электроэнергию из Грузии в период пиков нагрузки в Баку. Надо отметить, что Тегеран охотно использует «окна возможностей» в Закавказье для восстановления своего влияния в этом регионе, где несколько столетий назад он был одним из основных геополитических игроков. Между Ираном и Азербайджаном за годы после распада СССР сложились разнообразные связи, включая даже область военной промышленности. Перспективы сотрудничества в военно-технической области обсуждались на днях в ходе поездки в Тегеран министра оборонной промышленности Азербайджана Явера Джамалова.
     Надо заметить в связи с этим, что заинтересованность Баку в укреплении своей армии активно используют и США, стремящиеся максимально стимулировать участие Азербайджана в программах по линии НАТО. Не так давно Вашингтон, например, вновь дал понять, что готов рассмотреть возможность модернизации одного из военных аэродромов в Азербайджане и в рамках плана действий по индивидуальному партнерству помочь в этом республике.
     МИРОВЫЕ и региональные центры силы, подчеркнем еще раз, гибко реагируют на любые перемены в отношениях России с бывшими республиками СССР, стремясь стимулировать центробежные тенденции на постсоветском пространстве. В этой обстановке в интересах национальной безопасности России препятствовать дипломатическими и экономическими средствами внешнеполитической переориентации бывших союзных республик Закавказья. Тем более что независимость эти молодые государства обрели не по собственной воле, не в силу желания их народов выйти из состава СССР и отделиться от России, а в первую очередь из-за борьбы за власть номенклатурных кланов в Москве, которые в конечном счете и разрушили великую державу.
     В нынешней ситуации российское государство, обладающее большими финансовыми возможностями, в состоянии выстраивать свою линию поведения на постсоветском пространстве, учитывая как корпоративные интересы крупных российских компаний, так и общенациональные интересы. Последние, как представляется, заключаются в постепенной экономической реинтеграции бывших советских республик и восстановлении единого экономического пространства на территории бывшего СССР.
     В связи с этим будет уместно привести мнение академика Андрея Кокошина, указывающего, что при проведении политики «выращивания» российских ТНК как мощных глобальных компаний необходимо тщательно отрабатывать механизмы взаимодействия между государством и ТНК, которые не приводили бы к тому, чтобы в естественном стремлении к обеспечению экономической эффективности и конкурентоспособности на мировых рынках эти транснациональние корпорации не забывали об интересах государства и общества.
     Видимо, поведение крупных российских корпораций на постсоветском пространстве должно руководствоваться общенациональной целью - восстановить и укрепить на рыночной основе экономические связи между частями некогда единого народнохозяйственного организма. В противном случае бывшие союзные республики постепенно окажутся в орбите влияния других мировых и региональных центров силы, а Россия утратит своих естественных союзников.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex