на главную страницу

19 Декабря 2006 года

Геополитика

Вторник

Белорусский вектор Казахстана

Андрей ДИЕВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



В минувшую пятницу посол Казахстана в Белоруссии Булат Искаков заявил в Минске, что его республика готова поставлять в Белоруссию нефть и газ. По его словам, Казахстан имеет заинтересованность в поставках и технические возможности для их осуществления. Заявление посла ведущей нефтедобывающей республики Центральной Азии отражает проявившуюся в этом году новую тенденцию на постсоветском пространстве. Казахстан, который в обыденном сознании в России воспринимается по инерции скорее как объект, чем субъект политики, начинает играть все более заметную роль в экономической жизни СНГ, прежде всего в энергетической сфере.

     ПРЕДПОСЫЛКОЙ к этому стало быстрое развитие национальной нефтяной и газовой промышленности при активном участии ведущих западных компаний. Сетовать на проникновение Запада в регион, называемый некоторыми «мягким подбрюшьем России», мы можем только на себя. В 1990-е годы Казахстан, обретя в результате распада СССР независимость, оказался один на один со своими экономическими проблемами, и тогда западные нефтяные компании предложили молодому государству свои ресурсы и услуги. В столицах стран НАТО не препятствовали этому, понимая, что экономическое проникновение откроет окно возможностей и для политического влияния.
     Так или иначе, но появление на постсоветском пространстве второй энергетической державы – это уже геоэкономическая реальность начала XXI века. Казахстан, как сообщил его посол в Минске, производит сегодня около 65 млн. тонн нефти и 50 млрд. кубометров газа. До 2015 года республика намерена нарастить объемы добычи «черного золота» до 150 млн. тонн, что позволит ей выйти на пятое место в мире. Это обуславливает необходимость дополнительных маршрутов транспортировки углеводородного сырья на экспорт, так как внутренние потребности страны незначительны. Собственно говоря, иностранные компании и вкладывали средства в это центральноазиатское государство не ради роста его внутреннего потребления и экономического процветания, а для обретения нового источника энергоресурсов для экономики индустриально развитых стран Запада.
     Одним из новых вариантов экспорта казахстанской нефти является украинский трубопровод Одесса – Броды, использование которого в северо-западном направлении стало в Киеве пресловутой идефикс. В начале декабря премьер-министр Украины находился в Казахстане, где обсуждал возможности использования трубопровода для поставок казахстанской нефти в Европу.
     Через этот же трубопровод можно было бы прокачивать нефть и в Белоруссию. Кстати, уже сегодня через Белоруссию прокачивается на Запад 5 млн. тонн казахстанской нефти. Минск сегодня, как известно, крайне заинтересован в обретении нового источника нефти и природного газа. Курс России на перестройку своих экономических отношений со странами СНГ исключительно на рыночной основе побуждает белорусское руководство активизировать контакты с богатыми «черным золотом» Азербайджаном и Казахстаном.
     РОССИЙСКО-белорусские отношения в энергетической сфере ныне переживают действительно непростые времена, но этот этап, видимо, неизбежен. Исторически сложившиеся в 1990-е годы отношения между нашими братскими странами в энергетической сфере нуждались вследствие новых реалий в корректировке, от которой могут выиграть в долгосрочной перспективе оба государства.
     Применительно к нефти суть проблемы в том, что Белоруссия долгое время получала российское «черное золото» беспошлинно в рамках Соглашения о создании Таможенного союза между некоторыми государствами – членами СНГ (в 2006 году поставки российской нефти в Белоруссию составят около 20 млн. тонн при собственной потребности республики в 9 млн. тонн). Нефть перерабатывалась на местных заводах, и излишние нефтепродукты продавались уже с пошлиной в Европу по мировым ценам. Подобное положение дел превратило Белоруссию, по мнению министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко, в своеобразную налоговую гавань. «Все компании, расталкивая друг друга локтями, устремились в этот офшор, чтобы избежать избыточного налогообложения в России», - заявил министр.
     Российская сторона считала, что 85 процентов пошлины на экспорт нефтепродуктов, произведенных в Белоруссии из российского сырья, должно зачисляться в бюджет РФ и 15 процентов - в бюджет Белоруссии. Но с этим в Минске не соглашались. По мнению экспертов, только за первые шесть месяцев этого года российский бюджет недополучил около 1,7 млрд. долларов.
     Поэтому недавним постановлением российского правительства была установлена экспортная пошлина на поставляемую в Белоруссию нефть в размере 180 долларов за тонну. В среднем один баррель российской нефти, поставляемой нашему союзнику, подорожает на 25 долларов (примерно на 30-40 проц.). По имеющимся оценкам, это будет стоить Белоруссии в 2007 году почти два млрд. долларов.
     Поясним, что изначально вывозная пошлина предусмотрена для стран, не входящих в состав Таможенного союза (был создан в 1996 году пятью постсоветскими государствами - Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном). Она пересматривается Правительством РФ раз в два месяца на основании мониторинга цены на российскую нефть марки Urals на мировом рынке.
     ПРОБЛЕМЫ у белорусской экономики возникли и в газовой сфере. «Газпром» решил повысить цену на газ для Белоруссии до 200 долларов за тысячу кубометров. Это значит для белорусского бюджета еще около 3 млрд. долларов расходов.
     Наша справка. «Белтрансгаз» получал в 2006 году природный газ из России по цене около 47 долларов за тысячу кубометров, но, как отмечают аналитики, местным белорусским потребителям он обходился по цене не менее 100 долларов (разница в год, по разным оценкам, 600 - 800 млн. долларов). Объем поставленного в этом году «Газпромом» топлива составит, как ожидается, около 21 млрд. кубометров.
     Глава Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев, комментируя намерение «Газпрома» повысить цену, заявил, что деньги на покупку российского газа по новой цене могут быть выделены Белоруссии в рамках Союзного государства. «Я не знаю, осложнит или не осложнит эта ситуация наши отношения, но думаю, что Союзное государство может дать кредит Белоруссии на покупку газа», - предположил российский парламентарий.
     Армения, оказавшись в такой же ситуации, как Белоруссия, предпочла договориться с «Газпромом». Он увеличил свою долю в компании «Армросгазпром», что позволило Еревану сохранить льготную цену на российский газ (110 долларов). Причем на этих условиях поставки будут осуществляться до 1 января 2009 года.
     «Газпром» заинтересован в приобретении и белорусских газовых активов. Сделка пока не состоялась, однако предполагается, что еще до Нового года будет создано совместное газотранспортное предприятие «Газпрома» и «Белтрансгаза» на паритетной основе. Ранее «Газпром» уже оформил права собственности на белорусский участок газопровода «Ямал - Европа» и принял землю под газопроводом в долгосрочную аренду.
     Наша справка. Через «Белтрансгаз» в Центральную Европу поставляется 7 - 8 процентов российского экспорта природного газа. Кроме того, «Белтрансгаз» выполняет функции оператора российского газового транзита по белорусской территории и контроля над российским газопроводом «Ямал—Европа» (ежегодная прокачка - 36 млрд. куб. м).
     В НОВЫХ экономических условиях Минск с этой осени интенсифицировал контакты с Киевом, Баку и Астаной. Прошли переговоры «Белтрансгаза» с оператором газотранспортной системы Украины госкомпанией «Укртрансгаз» (входит в госхолдинг «Нафтогаз») о возможности хранения природного газа для белорусских потребителей в украинских хранилищах, где накоплено уже более 25 млрд. кубометров газа. Известно, что Украина имеет 13 подземных газохранилищ природного газа общей мощностью более 32 млрд. кубометров, а «Белтрансгаз» эксплуатирует два подземных хранилища (1 млрд. кубометров).
     Белорусы уже подписали с украинцами соглашение о взаимодействии диспетчерских служб при эксплуатации магистральных газопроводов Торжок - Долина и Ивацевичи - Долина. Минск, кстати, активизировал свои контакты и с другим членом ГУАМа – Азербайджаном. Не так давно в Белоруссии принимали президента этой закавказской республики Ильхама Алиева, а затем в Баку побывал первый заместитель белорусского премьер-министра Владимир Семашко, которого интересовала, в частности, возможность создания совместных предприятий в области добычи и транспортировки нефти.
     У Минска есть свое видение перспектив сотрудничества с Украиной и Азербайджаном в энергетической сфере. На встрече с представителями украинских средств массовой информации в Минске в ноябре с.г. Александр Лукашенко говорил на эту тему достаточно откровенно. По его мнению, Украина могла бы присоединиться к поставкам каспийской нефти в Белоруссию и Европу. «Представьте, если бы мы качнули в Мозырь (Мозырский НПЗ. – А.Д.) 10 млн. тонн в год нефти, мы бы половину Украины обеспечили и юг Белоруссии и никому бы не кланялись», - цитировали СМИ главу белорусского государства.
     Но основные надежды в поиске новых источников энергоресурсов в Минске возлагают все же на сотрудничество с Казахстаном, который, судя по заявлениям его официальных лиц, заинтересован в диверсификации своего экспорта и располагает в отличие от Азербайджана необходимыми объемами углеводородного сырья. В энергетической сфере наметилось известное совпадение интересов Белоруссии, Казахстана и Украины, которые, правда, не могут реализовать свои намерения без взаимодействия с Россией. Ведь для переброски казахстанской нефти в Одессу потребуется расширить нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума Тенгиз (месторождения Западного Казахстана) – Новороссийск.
     Как стало известно на днях, переговоры о расширении КТК завершатся до марта 2007 года. Об этом сообщил министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Бактыкожа Измухамбетов на пресс-конференции по итогам заседания украинско-казахстанской комиссии по вопросам экономического сотрудничества. Увеличение мощности нефтепровода Тенгиз – Новороссийск с 25 млн. до 50 млн. тонн в год создаст излишки нефти на Черноморском побережье, которые, по мнению казахстанских представителей, можно будет транспортировать по украинскому нефтепроводу Одесса - Броды.
     Казахстан готов также оказать содействие Белоруссии в ее обеспечении «голубым топливом». Уже упомянутый посол Казахстана в Минске, комментируя возможность экспорта казахстанского газа в Белоруссию, сообщил о возможной схеме поставок: Казахстан «может свои энергоносители отдавать России на входе за счет поставляемых в Белоруссию российских». Цена, отметил при этом посол, в любом случае будет договорной, однако в текущем году средняя цена экспортных поставок газа из республики составляла 100 долларов на 1 тысячу кубометров.
     ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ, что в оценках активизации стран СНГ в энергетической сфере необходимо избегать политизации суждений. В конечном счете возможные поставки энергоресурсов Казахстана для Украины и Белоруссии - неизбежное следствие перехода стран СНГ к отношениям в энергетической сфере на рыночной основе, где приоритетами являются экономическая эффективность и конкурентоспособность. Замещение российского газа казахстанским на белорусском рынке высвобождает «Газпрому» дополнительные объемы «голубого топлива».
     К тому же не секрет, что Россия в ближайшие годы, возможно, сама будет испытывать некоторый дефицит энергоресурсов. Белоруссия может оказаться перед фактом, когда российская экономика и при желании поставлять Минску и Киеву углеводородное сырье не сможет это сделать в необходимых объемах, так как у нее не хватит их для внутреннего потребления и выполнения экспортных обязательств перед странами дальнего зарубежья. Поэтому наметившиеся казахстанские поставки могут оказаться весьма кстати с точки зрения обеспечения энергетической безопасности европейских стран СНГ.
     Правда, помимо госмонополии в добыче «голубого топлива» в России все активнее участвуют нефтяные компании, способные повысить газодобывающий потенциал России. Например, «ЛУКОЙЛ» начнет в 2007 году обустройство месторождений на севере Каспия, которые позволят компании выйти на уровень добычи 15-20 млрд. кубометров газа в год. Об этом заявил недавно вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун. В первом полугодии 2006 года добыча газа компанией составила 7,7 млрд. куб. м, что более чем в 2 раза превысило показатель за аналогичный период прошлого года. Но сложность работы частных компаний в газовой сфере заключается в отсутствии у них собственных экспортных трубопроводных мощностей, что делает их зависимыми от политики газового монополиста…
     

     Реальностью нынешнего десятилетия становится все более активная роль в энергетической сфере союзников России по СНГ. Это требует наладки в рамках СНГ и Евразийского экономического сообщества механизмов гармонизации национальных интересов всех заинтересованных сторон с учетом того, что разногласия и необдуманные шаги в этой сфере создают «окна возможностей» для геополитических соперников России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex