на главную страницу

29 Декабря 2006 года

Страна и мир

Пятница

Что год грядущий нам готовит

На вопросы «Красной звезды» отвечает заместитель председателя Верховного суда РФ – председатель Военной коллегии генерал-полковник юстиции Анатолий ПЕТРОЧЕНКОВ

Дмитрий ЮРОВ, «Красная звезда».



     Актуальное интервью


     - Анатолий Яковлевич, вы нередкий гость на страницах «Красной звезды». В предыдущий раз (в марте 2006 года) вы в числе прочего поделились с читателями «Звездочки» своими размышлениями по вопросам деятельности военных судов и предупреждения правонарушений в воинских формированиях страны. Наша нынешняя встреча происходит в конце уходящего года после присвоения вам высокого звания генерал-полковника юстиции, с чем вас от души поздравляем. Какие проблемы сегодня заботят военные суды?
     - В 2006 году военные суды осуществляли правосудие во всех воинских формированиях страны в условиях дальнейшего реформирования и оптимизации военной организации государства. Военными судами, включая Военную коллегию, рассмотрено в общей сложности более 115 тысяч дел и различных материалов, подлежащих разрешению в судебном порядке.
     При этом деятельность военных судов по разрешению уголовных дел рассматривалась как одно из важнейших направлений улучшения правопорядка в войсках и профилактики правонарушений.
     Офицерская преступность и неуставные проявления - вот две основные современные составляющие преступности в войсках, которые обусловливают другие преступления и весьма болезненно воспринимаются обществом. И статистика военных судов за истекший год – наглядное тому подтверждение. Она свидетельствует о продолжающемся росте судимостей военнослужащих как за общеуголовные, так и за воинские преступления, в том числе судимостей лиц офицерского состава.
     На первом месте по распространенности находятся уклонения от военной службы (они составляют 25 процентов судимостей). В том числе и по этой причине Военной коллегией Верховного суда на основе широкого изучения практики всех судов общей юрисдикции - как военных, так и гражданских - подготовлено Постановление пленума Верховного суда о судебной практике по делам об уклонениях от призыва на военную службу и от прохождения военной службы. В 2007 году планируется его принятие.
     Второе – третье место (примерно по 20 процентов судимостей) занимают преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений, а также различные преступления корыстной направленности (включая хищения военного имущества, оружия и боеприпасов, наркотических средств).
     В истекшем году Военной коллегией Верховного суда проведено соответствующее обобщение судебной практики, проанализированы причины и условия преступлений, совершенных на почве неуставных взаимоотношений, а подготовленные информационные письма и соответствующий обзор будут направлены заинтересованным органам.
     Кроме того, отмечается рост административных правонарушений военнослужащих, не связанных с военной службой. Дела о таких нарушениях по количеству уже сравнялись с уголовными делами, их в завершающемся году было рассмотрено более 16 тысяч.
     С учетом отмеченных обстоятельств военные суды активизировали взаимодействие с командованием, органами воспитательной работы в профилактическом, правовоспитательном направлении, больше внимания уделяли изучению причин и условий совершения распространенных преступлений и правонарушений, а также причин нарушений прав и законных интересов военнослужащих, выявляемых по гражданским делам. Каждое третье уголовное дело рассмотрено в выездном заседании в присутствии личного состава с доведением сведений о приговоре в приказах командования.
     Военная коллегия Верховного Суда приняла участие в разработке под эгидой Главного управления воспитательной работы ВС РФ предложений для доклада Верховному Главнокомандующему – Президенту Российской Федерации, направленных на повышение престижности военной службы и на укрепление воинской дисциплины и правопорядка.
     Осенью 2006 года только в рамках всеармейской Недели правовых знаний в Вооруженных Силах военные судьи, от Балтики до Камчатки, провели в войсках более 600 различных правовоспитательных мероприятий.
     Существующее положение дел с преступностью, судимостью и состоянием дисциплины в обслуживаемых войсках диктует необходимость дальнейшей активизации предупредительно-профилактической работы военных судей, на что обращает внимание и Председатель Верховного Суда В.М. Лебедев.
     В истекшем году военными судами рассмотрено более 50 тысяч гражданских дел, что меньше, чем в 2005 году (было около 90 тысяч), удовлетворено почти 75 процентов исков и заявлений.
     При заметной стабилизации социально-правовой обстановки за последнее время в воинских формированиях сохранилась прежняя тенденция обращений военнослужащих в суды преимущественно по вопросам неполного или несвоевременного обеспечения их денежным и другими видами положенного довольствия, в том числе за предыдущие периоды службы. Дела этой категории традиционно составляют три четверти от общего количества рассмотренных военными судами гражданских дел. В условиях перевода значительного числа льгот в компенсационные выплаты обращения в суд порождаются необоснованными отказами либо задержками бесспорных нормативно определенных денежных сумм, положенных военнослужащим.
     Поэтому очевидным резервом в предупреждении преступлений и правонарушений, в обеспечении прав военнослужащих является соблюдение всеми воинскими должностными лицами порядка материально-финансового обеспечения военнослужащих, выполнение своих служебных обязанностей, в том числе в части, касающейся проявления заботы о подчиненном личном составе.
     В защите прав человека лишних средств не бывает: чем больше, тем лучше. И судебные средства защиты, конечно, должны являться не самыми главными и распространенными. Более того, чем меньше людей в погонах обращаются в суд, тем, значит, лучше у них обстоят дела в конкретных воинских частях.
     - Анатолий Яковлевич, какое значение для улучшения правопорядка в войсках может оказать восстановление дисциплинарного ареста и военно-судебный порядок его применения?
     - Верховный Суд принимал активное участие в разработке пакета законов, условно именуемых законодательством о дисциплинарном аресте военнослужащих. Законы опубликованы, вступают в действие с 1 января 2007 г. и при их правильном применении способны выступить эффективным средством профилактики правонарушений и преступлений.
     Следует учитывать, что данный вид наказания связан с ограничением свободы личности, является наиболее строгой дисциплинарной мерой и может касаться тысяч военнослужащих-правонарушителей. Поэтому вопрос этот не такой простой, как может показаться на первый взгляд, он, как и все судебные решения, требует индивидуального подхода. В этой связи и командованию, и судьям военных судов необходимо внимательно изучить новое законодательство, избежать крайностей и формализма. Думаю, что есть необходимость подготовки соответствующих методических рекомендаций по его применению.
     Важно не допустить дискредитации идеи судебного порядка применения дисциплинарного ареста, в том числе по причине невозможности повсеместного исполнения судебных решений о данной мере наказания. Дело в том, что далеко не все имеющиеся гауптвахты ныне соответствуют новым законодательно определенным условиям содержания дисциплинарно арестованных военнослужащих, в связи с чем в первое время могут возникнуть проблемы с исполнением ареста.
     Кстати говоря, разработка законодательства о дисциплинарном аресте является хорошей иллюстрацией делового взаимодействия руководства Вооруженных Сил и судебной системы по социально значимым вопросам. Представляется, что и далее в вопросах совершенствования законодательства для военнослужащих мы можем выступать с более согласованными, скоординированными позициями.
     - Истекший год был связан и с некоторыми мероприятиями по реорганизации системы военных судов. Подтверждением тому является открытое письмо ряда военных юристов «Оставьте судьям погоны», опубликованное 19 декабря 2006 года в «Российской газете». Хотелось бы услышать пояснения, так сказать, от первого лица.
     - Действительно, реформирование военной организации государства не могло не коснуться военных судов. С учетом сокращения и передислокации войск возникала необходимость перераспределения судебной нагрузки военных судов, структурно выстраиваемых по гарнизонному и окружному (флотскому) принципу, а некоторые из них с небольшой нагрузкой оказалось возможным упразднить, и мероприятия эти планировалась достаточно давно. В этой связи в 2006 году нами был подготовлен законопроект об упразднении двух окружных (третьего и четвертого) и 20 гарнизонных военных судов, который будет обсуждаться и приниматься уже в новом году.
     С учетом указанных сокращений в 2007 году по штату будет предусмотрено всего 855 должностей военных судей, останется 113 гарнизонных и 11 окружных (флотских) военных судов. При этом только военные суды в соответствии с национальным и международным правом могут функционировать и за границей, защищая там права военнослужащих и других наших граждан.
     Все согласны с тем, что решение проблем борьбы с правонарушениями и с преступностью в войсках не может носить «компанейский» характер, а требует максимальной конкретики и максимального профессионализма всех органов.
     Такой профессиональный, государственный подход обусловливает необходимость сохранения военных судов, которые уже сокращаются с учетом оптимизации военной организации государства.
     Есть регионы, где кроме военных судов никакие другие судебные органы функционировать не могут: это и ближнее зарубежье, и отдаленные гарнизоны. И в этих местах военные суды осуществляют защиту прав не только военнослужащих, но и всех находящихся там граждан России (Казахстан, Приднестровье, Армения, Таджикистан, Черноморский флот). Так что вопрос о ликвидации военных судов, об их «казни» не стоял и не стоит.
     В соответствии с состоявшимся 28 июня 2005 года решением Совета Безопасности РФ об оптимизации военной организации государства, в истекшем году был законодательно упразднен институт прикомандирования в целом, а военные судьи, как известно, откомандированы из военных ведомств.
     В этой связи в настоящее время в Министерстве обороны, которому была поручена реализация решения Совета, подготовлен законопроект об упразднении военной службы в военных судах и о замене ее иным видом государственной службы. Вопрос этот не простой, упразднение военной службы в военных судах сопряжено с большими сложностями, которые до конца еще не просчитаны.
     Инициатива упразднения военной службы в военных судах не исходила и не могла исходить от руководства Верховного Суда. Какую-либо дискуссию с учетом решения Совета Безопасности я полагаю в данном вопросе излишней.
     Мы исходим из того, что доступность, качество правосудия страдать ни при каких обстоятельствах не должны. Мы также полагаем, что в результате проведенных реорганизаций будут сохранены гарантии социальной защищенности судей и работников аппарата, что их правовой статус не ухудшится.
     - Уважаемый Анатолий Яковлевич, спасибо за ясный комментарий…
     - В настоящее время дальнейшая открытость, прозрачность судебной системы также является одной из актуальных задач, стоящих перед нами. А еще, пользуясь случаем, хочу поздравить людей в погонах, всех читателей авторитетной газеты с прекрасным праздником - Новым годом и пожелать в год огненной свиньи стабильности, благополучия и достатка, как обещает восточный гороскоп.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex