на главную страницу

10 Января 2007 года

Без камуфляжа. Наше новое кино

Среда

Волкодав спешит на помощь

Ирина ПАВЛЮТКИНА.



Ничего нет опаснее, чем ожидание обещанного Зрелища. Смотрите, мол, завтра (послезавтра, через месяц, год): это лучшее из того, что вы видели! Только у нас! Впервые! В данном случае речь о «долгоиграющей» (растянутой на год) и впечатляющей по затратам (чуть ли не 6 млн. евро) рекламе «беспрецедентного по масштабам проекта для постсоветского кино» - фильма «Волкодав». Несомненно, на сегодня это самый дорогостоящий отечественный фильм. 28 декабря теперь уже прошлого года он стартовал на 600 экранах России. Интригует и то, что впервые за всю историю русского кино права на прокат еще не снятого фильма только на основе показа рекламных видеороликов в рамках Берлинского кинофестиваля были проданы более чем в 20 стран! Что ж, запрограммировать успех в принципе можно. Если за дело берется Мастер.
Рассматривая кандидатов на режиссера первой полнометражной экранизации романа «Волкодав» Марии Семеновой, компания «Централ Партнершип» сразу же остановила выбор на российском режиссере Николае Лебедеве, получившем Госпремию из рук Президента России за великолепный фильм «Звезда». И картина действительно показала, что отечественное кино выходит на новый качественный уровень. Не копируя Голливуд, оно становится конкурентоспособным в мировом кинематографе, дополняя современный видеоряд традиционно высоким для России духовным смыслом.


     Мария Семенова, автор романа «Волкодав», по которому снят одноименный фильм, написала несколько национальных бестселлеров, совокупный тираж которых составил 1 млн. 800 тысяч экземпляров. При этом доля «Волкодава», первого ее литературного детища, ставшего известным, составляет 1 млн. 200 тысяч экземпляров. Для российского фэнтези, в жанре которого и написаны ее книги, это непревзойденный пока рекорд. Но в съемках «по мотивам» весьма популярной книги есть и серьезный минус. Почитатели буквально с лупой выискивают несовпадения с сюжетной линией, с личным видением героев и т.д. Совершенно не думая о том, что полнометражное кино – это не сериальная сага длиной в …цать серий.
     Режиссер Николай ЛЕБЕДЕВ: «Когда мы встречались с Марией Семеновой, у нее было много вопросов по поводу сценария, подчас весьма резких. Мы долго общались и расстались, по-моему, союзниками. Потому что на каждое возражение или недоуменный вопрос существует конкретное объяснение. И оно всякий раз продиктовано не своеволием, а законами кинодраматургии, а также моим собственным ощущением материала, что естественно.
     Знаю, что многих поклонников романа Марии Семеновой беспокоят «отклонения от текста». Но кино и литература – разные искусства. Фильм не иллюстрация книги, это фантазия на тему, книгой предложенную. Мы отказались от ряда персонажей и эпизодов ради сохранения главного – зрительского интереса и внутренней силы предложенной ему истории».

     ...На поселение рода Серых Псов нападает разбойничье племя Людоеда. В живых остается мальчик, который прошел ад рудников в Алмазных горах и стал могучим воином. Его путеводная звезда – месть истребителям рода. К цели он идет через спасение слабых, которые делают его сильнее самых мрачных порождений фантазий создателей «Волкодава». В пути героя сопровождает Нелетучий Мыш – зверек, которого он избавил от смерти и приручил в подземных копях. Волкодав жестоко расправляется с Людоедом в его замке и попутно освобождает пленников врага – мудреца Тилорна (Андрей Руденский) и рабыню Ниилит (Евгения Свиридова). Вместе они попадают в город Галирад, заколдованный злыми силами. Кнес Галирада пытается спасти город и сватает свою дочь Елень за молодого воина Винитара (Анатолий Белый), сына Людоеда, который обещает защиту городу. Юной кнесинке предстоит дальняя дорога во владения будущего мужа. Волкодав становится ее телохранителем во время опасного пути. Конечно, без взаимной симпатии героев не обойтись. Совершенно покоряет то, что показ этих взаимных симпатий Волкодава и Елени обходится без скабрезностей, не теряя при этом эмоционально.
     То, что «Волкодав» отработает вложенные в него силы и деньги, стало понятно уже на пресс-показе для кинокритиков: равнодушных не было. Утверждать, что восторг был единодушным, глупо: сколько людей, столько мнений. Но фильм задевает самые глубокие эмоциональные струны, те, что родом из Детства. Единодушный вердикт: фильм-сказка, достойный семейного просмотра.
     Новомодное понятие «фэнтези» вполне можно заменить словом «сказка». С присказкой: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». «Волкодав» - такой же урок. Когда выбрать путь, ведущий к правильному ответу на вопросы, так же тяжело, как перед вековым валуном, от которого дороги в три стороны. И любая ведет к потере в поисках Веры, Надежды, Любви. Хотя можно и вернуться туда, откуда пришел. Там, быть может, и не очень все ладно, зато предсказуемо.
     Бюджет «Волкодава» несколько раз пересматривался, поскольку большинство студий оказалось не готово к съемкам сложного постановочного фильма: не было ни декораций, ни костюмов, ни реквизита. Всю подготовку к съемкам пришлось начинать с нуля, создавать новый кинематограф. Отсюда и внушительные бюджетные затраты.
     Одна из важнейших составляющих «Волкодава» – использование визуальных эффектов, разработанных при помощи последних достижений в области компьютерных технологий. Первый в отечественном кино случай, когда трехмерный персонаж - Нелетучий Мышь разработан на таком уровне, который позволяет ему действовать на экране наравне с настоящим животным. Вообще-то мышей было несколько: одной живой твари с такой нагрузкой было не справиться. Кстати, если в начале съемок все умилялись славным зверькам, то позже содрогались от предстоящей работы с мохнатыми «партнерами». То их крылья нещадно путались в длинных волосах несчастного Волкодава, то острые коготки впивались безо всякой жалости.
     И людям, и животным на съемках было тяжело. Однажды после четырех съемочных дней пришлось объявить незапланированный перерыв: снимающиеся в картине лошади похудели за четыре дня в среднем на сорок килограммов каждая, им нужен был отдых. У людей рабочий день порой продолжался по 18 часов. И попробуйте при жаре, например, походить в шубах. А добротная одежда, тщательно стилизованная под экранную историю, шилась в основном из шерсти и меха. Да и снаряжение, оружие весили не граммы. При создании оружия тоже пришлось нелегко. Оно должно было быть разным у «волков», «галирадцев», «харюков» и других народов, отражать их стиль жизни, быт, соответствовать костюму.
     В России не было до сих пор картины в жанре фэнтези, к тому же основанной на национальной культуре и истории. И кроме того, что «Волкодав» - первопроходец славянской фэнтези в отечественном кинопроизводстве, он еще и серьезная заявка на новый тип положительного героя. При обсуждении фильма часто говорится о том, что такого героя, как Волкодав, ждали. Последние годы мы охотнее стали смотреть отечественные фильмы. Стало понятно, что можно поменять страну проживания, но не изменить привычную систему нравственных ориентиров.
     Режиссер Николай ЛЕБЕДЕВ:«Это захватывающая история, романтическая, приключенческая, человеческая, сказочная. Это возможность создания фильма-эпоса на своеобразном материале, нового кинематографического образа национального положительного героя. Положительность героя заключается вовсе не в том, чтобы он был абсолютно правильным. Главное, чтобы он понимал разницу между добром и злом. Я хочу, чтобы герои и их проблемы оказались не книжными».
     Волкодав в исполнении Бухарова, несомненно, хорош. Его друзья по фильму тоже вызывают массу положительных эмоций. Добро и Любовь - эмоциональные синонимы Жизни, побеждают Смерть - олицетворение Зла и Корысти. В финале фильма Волкодав побеждает богиню Марану (Смерть) с помощью бога Грома (Перун/Тор). Акценты расставлены. Несмотря на то что действие происходит в незапамятные дохристианские времена язычества, сделан грамотный реверанс в сторону XXI века: через весь фильм проходит образ Матери Кендарат (актриса Наталья Варлей), проповедующей: мир спасет Любовь - и внешне похожей на канонический образ православной Богоматери.
     Но так уж заведено, что они так близки, что порой смешиваются и путаются. Силы Зла в «Волкодаве» выглядят тоже вполне симпатично. И Людоед (любимец женщин актер Александр Домогаров) – враг главного героя. И обаятельный Лучезар (Игорь Петренко), который в борьбе за власть предает родную сестру кнесинку Елень (Оксана Акиньшина). Даже злобная предводительница лесного племени «харюков» (это такие хоббиты по-славянски), которую играет великолепная Нина Усатова, и то вызывает некие положительные эмоции. Так что как еще посмотреть, кто герои: Волкодав со товарищи или Людоед с «единомышленниками»? Этот вопрос Лебедев поставил, учитывая перипетии нынешних времен. Аналоги и с народом и олигархами проводить, может быть, и не стоит, но пока в основном у нас Добро ближе к некоей благотворительности. С которой налоги платить не надо…
     В любой сказке есть поучительный итог. В «Волкодаве» он нитью Ариадны выводит нас из лабиринта страстей. «Человек – хозяин своей судьбы».
     Скажете, банальные истины?
     А на то они и истины. Потому что – истинНы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex