на главную страницу

17 Января 2007 года

Среда

От «Фарманов» до Су-27

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
Фото автора.



Ни для кого не секрет: нынешняя военная и гражданская авиация новыми самолетами и вертолетами почти не пополняется и держится в значительной степени на авиапарке выпуска 70-80-х годов прошлого века. «Второе дыхание» добротным воздушным машинам дают ремонтные предприятия. В их ряду расположенный в Пушкине ФГУП «20-й авиаремонтный завод» (АРЗ) занимает особое место.


     И дело не только в том, что он – старейший не только в системе Минобороны РФ, но и в целом в России: в конце августа отметил 90-летие. Это единственный завод, который родился не в годы Великой Отечественной войны, как основная масса аналогичных авиаремонтных предприятий, а еще в 1916 году.
     Завод по-своему уникален. К примеру, сегодня нигде не только в нашей стране, но и в мире не ремонтируют хорошо знакомые старшему поколению по пасса-
     жирским перелетам Ил-18. Сейчас срок службы лайнеров продлен, а значит, еще больше возросла их потребность в ремонте.
     – Даем этим самолетам даже не вторую жизнь – есть машины, побывавшие у нас на капитальном ремонте по 4-5 раз, – рассказывает генеральный директор пред-
     приятия Валерий Макаенко. – И, заметьте, они потом летали без происшествий. Мы – единственный завод, который работает со всей линейкой Ил: Ил-18, Ил-20, Ил-20РТ, Ил-22М11, Ил-38.
     На 20-м АРЗ возвращают в небо и базовые для нынешней военной авиации истребители-бомбардировщики Су-24 различных модификаций. Заметный шаг вперед – освоение ремонта знаменитых Су-27. Причем если обычно на принятие новой модели уходило порядка трех лет, то на этот раз заводчанам хватило практически одного года.
     Всего за время существования предприятия был освоен ремонт 38 типов летательных аппаратов: от первых импортных «Фарманов» (кстати, накануне Первой мировой войны 1914 года на вооружении в русской армии было 263 самолета) до отечественных самолетов последнего четвертого поколения.
     Каково живется заводу сегодня? Здесь считают, что с каждым годом все лучше – объемы заказов растут. Динамика такова: если в 2001 году было произведено продукции на 73 млн. рублей, то в 2006 году ее предполагаемый объем составит около 200 млн. рублей.
     Еще больше, чем производственные успехи, приятно удивляет сама атмосфера в коллективе этого предприятия. К примеру, поинтересовался у работницы одного из цехов Светланы Мальцевой, почему она пять лет назад пришла на 20-й АРЗ. «Люблю самолеты!» – был ответ.
     И это отнюдь не дежурная фраза – трудятся здесь, без всякого преувеличения, подвижники. Ведь заработная плата рабочих не столь велика по петербургским меркам – 10-12 тысяч рублей, что, впрочем, для системы Минобороны весьма неплохо. И если что-то и может по-настоящему удерживать на заводе – уникальность самой профессии, ее близость к небу: аэродром – вот он, примыкает к производственным корпусам. Готовую продукцию никуда увозить не нужно – она сама взмывает в небо. Обновленные, «помолодевшие» самолеты после качественного ремонта послужат еще долгие годы.
     Несмотря на существенное сокращение за последние годы численности работающих, все равно преобладают представители среднего и пожилого возраста. Есть и вовсе уникальные люди: Петр Кочуков проработал на заводе 61(!) год, Борис Хитров – полвека, и этот список можно продолжить. Но костяк составляют те 70 с лишним человек, которые трудятся на 20-м АРЗ свыше 25 лет: они знают весь технологический процесс «от» и «до», настоящие мастера своего дела, досконально освоившие все операции. Молодым рабочим, которые в последние годы тоже приходят на завод, у таких ветеранов есть чему поучиться.
     – Именно наставничество дает у нас очень хорошие результаты, – говорит главный технолог предприятия Сергей Герасимов. – Кроме того, отлично подготовлены технологи – учеба под их руководством идет непосредственно в ходе производственного процесса.
     Вполне возможно, что скоро коллектив пополнят те офицеры и члены их семей, которые станут новоселами строящегося рядом с заводом жилого микрорайона. Он возводится в рамках реализации программы Президента РФ «15 + 15», и уже к декабрю будущего года увольняемым в запас военнослужащим предоставят в Пушкине 2.536 квартир. Поскольку офицерам выплачивается пенсия и никуда не нужно будет ездить, завод станет вполне конкурентоспособным местом трудоустройства на «гражданке».
     Еще один объект, который появится поблизости и скрасит досуг заводчан, – в рамках подготовки к 300-летию Пушкина на Красносельском шоссе построят спортивный комплекс. Глава администрации района Михаил Каратуев, сам в прошлом генерал-артиллерист, уже при-
     гласил туда коллектив 20-го АРЗ. Внимание не случайно: ни одно мало-мальски значимое мероприятие в городе не обходится без активного участия и поддержки этого предприятия.
     …В последний раз довелось побывать на этом заводе лет десять назад. Даже чисто внешние перемены к лучшему налицо: отремонтированные здания, чистота, новое оборудование. Верится, что с каждым годом экономически предприятия будут крепнуть. России нужны надежные крепкие крылья.

     На снимке: в одном из цехов завода.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex