на главную страницу

17 Января 2007 года

Офицеры России

Среда

Под парусами творчества

Константин ЛОБКОВ,
специальный корреспондент «Красной звезды».
Фото автора.
Владивосток.



В оркестре штаба Тихоокеанского флота давно уже утвердилась традиция в декабрьские морозные дни давать ежегодно большой, заключительный в уходящем сезоне, концерт в Доме офицеров флота. И многие владивостокцы, поклонники военных музыкантов, ожидают это событие, зная, что селивановцы обязательно приготовят интересную программу.
Но на сей раз повод для такого концерта был совершенно особый: начальнику и военному дирижеру оркестра подполковнику Константину Селиванову указом Президента РФ присвоено почетное звание заслуженного артиста России. Эта весть в считанные дни облетела город, да и весь флот, и вполне естественно, что в объявленное число – 16 декабря – зал гарнизонного Дома офицеров был полон, а музыканты во главе со своим маэстро, от души показали, на что они способны!


     Впрочем, коллективу, основу которого составляют выпускники Дальневосточной государственной академии искусств и городского музыкального училища, всегда есть чем удивить зрителя: он не топчется на месте, ориентируясь на творческий процесс, его репертуар поистине разнообразен, а каждый концерт оркестра продуман до мелочей, в каждом выходе на сцену есть своя «изюминка».
     …Не так-то просто расшевелить закрытых на проявление эмоций японцев. И, когда в далеком от Владивостока городе Сасебо перед местной публикой поначалу выступал оркестр флота Сил Самообороны Японии, слушатели были весьма сдержанны. Но вот дирижерской палочкой взмахнул подполковник Селиванов, заиграли гости из России – и пошло какое-то легкое оживление среди собравшихся на импровизированной концертной площадке. Одна мелодия, другая – и «растаяла» публика, словно свежий ветерок пробежал по смуглым лицам местных жителей! А уж когда маэстро взял в руки аккордеон да в сопровождении оркестра блестяще исполнил «Карусель», восторг людей был очевиден. Один пожилой японец в ковбойской шляпе подошел к микрофону и, приложив правую руку к сердцу, произнес что-то явно от души. Как сказал нам переводчик, особенно удивило горожан присутствие в военном оркестре женской половины: группа скрипачек своей игрой органично дополняла выступление коллектива в целом. В японском оркестре служат только мужчины, а скрипок, как и иных струнных инструментов, они не используют.
     …Довелось наблюдать за реакцией публики и в Шанхае, когда флотский оркестр выступал на площади у телебашни «Восточная жемчужина» в центре этого мегаполиса. Попурри из произведений отечественных и зарубежных композиторов, известные русские народные мелодии будто оживили зрителей, заставили многих двигаться в такт музыке. Так же тепло принимали китайцы музыкантов из Владивостока и в Пекине.
     Впрочем, каждый выход на зарубежного зрителя (а оркестр штаба ТОФ участвует почти во всех дальних походах боевых кораблей за границу) поднимает престиж этого творческого коллектива. Не случайно на Международном фестивале «Фанфары мира-2000» в Республике Корея, где выступали военные оркестры из четырнадцати стран, именно нашему доверили право открытия этого форума. Учли организаторы и мастерство, и артистизм гостей из России. Как рассказывали мне тихоокеанцы по возвращении домой, почетно и радостно было играть рядом со старейшим оркестром из Турции, имеющим семивековую историю. Особенно запомнились участникам фестиваля плац-концерты и прохождения с маршами по улицам в разных городах Кореи, когда за ними наблюдали тысячи и тысячи местных жителей.
     Из досье «Красной звезды»
     История флотского оркестра началась с того момента, когда приказом по Морскому ведомству № 52-13 от 23 апреля (старого стиля) 1860 года в портах Восточного океана был учрежден «медный военный хор» со штатом в 51 человек. Сформированный в Николаевске-на-Амуре, оркестр в 1872 году был переведен во Владивосток.
     Среди его капельмейстеров до Октябрьской революции выделялся Карл Лунд (1890-1899). Под руководством этого дирижера коллектив достиг высокого исполнительского уровня и штата в 75 музыкантов. В советский период оркестр выступал под управлением военных дирижеров Н. Елисеева, Н. Крылова, В. Грошикова, Ю. Кузнецова, А. Рондырева, Л. Красненкова, А. Данильченко, В. Матвейчука. С 1995 года им руководит подполковник К. Селиванов. Обеспечение военно-морских ритуалов, участие в городских и краевых культурных мероприятиях, в дальних океанских походах кораблей – вот далеко не полный перечень задач этого творческого подразделения флота.

     Есть события, которые вехами ложатся в летопись деятельности любого подобного коллектива. Для флотского оркестра это было, например, участие в мероприятиях, связанных со 100-летием подвига крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» у берегов Кореи. Наши музыканты обеспечивали там все торжественно-траурные мероприятия.
     – Мы отнюдь не впервые побывали на местах гибели русских кораблей в той давней войне с японцами, – рассказывает Константин Селиванов. – Еще раньше, в 1997 году, на «Варяге» заходили в порт Инчхон. И тогда архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, который тоже находился на борту ракетного крейсера, предложил нам исполнить что-нибудь церковное в память о павших русских воинах. В тот момент был, конечно, душевный порыв, хотелось оставить добрый след в столь историческом событии, и я прямо в каюте сделал инструментовку церковного песнопения «Свете Тихий». А уж к новому походу к южнокорейским берегам подготовились с особой тщательностью. Мы расширили свой репертуар произведениями композитора Кирилла Молчанова и других авторов, а на слова флотского поэта Марлена Егорова был написан траурный вальс «Цусимская Голгофа». Все это прозвучало в назначенный час.
     Тот поход запомнился и богатым творческим «уловом». На переходе морем рождались песни «Мы – варяжцы», «Река жизни», «Уходят лодки в океан», «Судьба моряка». Их маэстро написал в соавторстве с капитаном 1 ранга Николаем Литковцом, ныне уже офицером запаса. В итоге завершилась совместная работа над сборником песен «Паруса судьбы».
     Каждый год для оркестра, заметим, привносит что-то новое в реализацию творческих задумок его художественного руководителя и главного дирижера. Так было, например, в рамках музыкального фестиваля «Дальневосточная весна-2004», когда на суд публике были представлены премьерные работы: оркестровая сюита английского композитора Гюстава Холста «Планеты» и партита русского музыканта Эдисона Денисова. Сам же Константин Сергеевич пополнил тогда свой личный «послужной список» новыми инструментальной пьесой «Седна – потерянная планета» (посвящение Холсту) и балладой на стихи Константина Бальмонта «Земля – посланница жизни». Они также впервые прозвучали на лучших концертных сценах города. После исполнения «космического цикла» произведений – а эту редкую музыку английского композитора никто и не играл раньше во Владивостоке – к Селиванову подходили преподаватели академии искусств и благодарили за столь дорогой подарок горожанам.
     В сезоне 2005-го жителям и гостям краевого центра запомнился оригинальный плац-концерт музыкантов на водно-спортивной станции ТОФ в честь праздника Военно-морского флота, в самый канун Нового года публика была очарована их новой программой по мелодиям Иоганна Штрауса. В том же году премьерой прозвучала «Иллюстрация к Апокалипсису»; ноты этого произведения Константин Сергеевич раздобыл через друзей в Москве: их написал забытый уже композитор, офицер царской армии М. Остроглазов. В 2006-м владивостокцы увидели камерный оркестр «Виолиния», созданный на базе флотского, побывали на сольном концерте заслуженного артиста России Игоря Волкова в сопровождении селивановцев. В декабрьском же выступлении оркестра на сцене Дома офицеров еще раз подтвердились не только его мастерство в целом, но и особенности разностороннего таланта самого маэстро как дирижера, композитора, музыканта. Надо было видеть, какие чудеса творил Константин Селиванов на глазах у всей публики! Повинуясь дирижерской «волшебной» палочке, оркестр виртуозно исполнял и классику, и пьесы его собственного сочинения на стихи приморских авторов. Не было в зале равнодушных, когда маэстро взял в руки аккордеон и исполнил парафраз на тему народной песни «Утушка луговая», когда играл на гармонике и окарине – народном инструменте. Премьерой прозвучал «Офицерский роман» в его же исполнении, написанный в содружестве с поэтом из Екатеринбурга полковником запаса Александром Керданом. В основу песни заложены крылатые слова русского императора Александра III: «У России есть только два союзника – ее армия и флот».
     Заметим, тема патриотизма присутствует всегда в выступлениях оркестра штаба ТОФ, участвует ли он в общефлотских мероприятиях или в городских фестивалях. Это видят и местные власти. Отнюдь не случайно на последнем концерте появился мэр города Владимир Николаев и под аплодисменты зрителей вручил подполковнику Селиванову знак отличия «За заслуги перед Владивостоком» I степени. Этой почетной награды в столице Приморья прежде удостоены только два человека: архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин и командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров.
     Надо ли еще приводить какие-либо подтверждения огромному творческому потенциалу, который неустанно раскрывает этот музыкальный коллектив под управлением Константина Селиванова?
     Интересна сама личность маэстро. Впервые я услышал позитивные отзывы об этом военном дирижере в начале 90-х, когда молодой офицер руководил оркестром на камчатской флотилии атомных подводных лодок. Но особенно ярко раскрылись способности и личностные качества человека в главной базе ТОФ. Здесь, во Владивостоке, Константин Сергеевич создал то, что не удавалось многим его предшественникам, – полноценный симфонический оркестр, которому ныне по силам потягаться с лучшими подобными коллективами Дальнего Востока. И если кто-то по старой привычке считает, что «духачи» способны лишь выполнять ритуалы да играть на похоронах, тот глубоко ошибается!
     – Одиннадцать с лишним лет назад я пришел сюда с твердой установкой не замыкаться в рамках духового оркестра, – вспоминает Константин Сергеевич. – Да, симфонических коллективов в военной системе раз-два и обчелся: есть только в Москве при Министерстве обороны и Президентский кремлевский оркестр. Но ведь еще великий композитор Римский-Корсаков вводил в составы военных оркестров музыкантов, играющих на струнных инструментах. Почему бы не продолжить эту традицию?! И постепенно у нас появились альты, скрипки, виолончели, контрабас. Естественно, сразу же заметно расширились музыкальные возможности оркестра, по новому заиграли его тембральные краски. Иначе говоря, мы вышли на новый исполнительский уровень. Новые концертные программы стало не стыдно показать и за рубежом. И не только в ходе дружеских визитов наших кораблей за рубеж. Мы стали постоянными участниками крупных международных фестивалей, представляя там не только флот, но и государство в целом. И в родном Владивостоке, конечно, оркестр имеет своих поклонников среди как военных моряков, так и гражданского населения.
     Родом из военной семьи (дед-военврач не вернулся с войны, отец был офицером-пограничником), Константин с самого детства тянулся к музыке, которая всегда звучала в их доме. Ведь отец, до службы отучившись на инструментальном отделении в культпросветучилище, прекрасно играл на кларнете и саксофоне, мог взять в руки баян либо домбру, сесть за пианино. Мама Людмила Ивановна, посылая сына на учебу в музыкальное училище, мечтала о его дирижерском поприще. На эту же мысль натолкнул молодого музыканта и начальник оркестра соединения морской пехоты Василий Матвейчук, ныне полковник запаса, где он проходил срочную, играя на кларнете. Видно, разглядел в нем эти способности. Наставником же в избранной профессии Селиванов считает своего педагога на военно-дирижерском факультете консерватории заслуженного артиста Украины Анатолия Уманца, ставшего впоследствии главным дирижером Государственного духового оркестра России.
     Константин Сергеевич и семью создал поистине музыкальную. Супруга Ольга – скрипачка, служит рядом с мужем в оркестре. Дочери Алла и Лия учатся игре на скрипке и фортепиано: старшая – в классе профессора Феликса Кальмана, младшая – у заслуженного работника культуры РФ Натальи Решетниковой. И обе юные артистки уже не без успеха выступают на различных музыкальных конкурсах. Собери всех вместе – налицо маленький домашний оркестр!
     Помнится, после одного концерта во Дворце культуры моряков, где флотские музыканты изрядно «разогрели» публику программой симфоджаза, свое восхищение Селивановым выразил руководитель известного не только в Приморье фольклорного ансамбля «Метелица» Сергей Стрельников, знавший Константина еще со студенческой скамьи.
     – Флоту просто повезло, что его оркестр принял столь всесторонне одаренный человек, – сказал мне тогда Сергей Иванович. – Музыкант, дирижер, композитор, организатор! И посмотрите, как поднялся ранее неприметный в городе военный музыкальный коллектив. Что ни говори, а именно творческая устремленность руководителя определяет лицо всего оркестра.
     А на бенефисе маэстро в Доме офицеров его тепло поздравил с заслуженным успехом сам ректор Дальневосточной государственной академии искусств Игорь Заславский, сказав, что этот музыкант – удивительный творческий человек. Ему свойственно прекрасное исполнение различных стилей и жанров, включая шедевры классического искусства.
     Полагаю, Селиванов из тех сподвижников, кто не только хочет, но реально может оставить о себе целую творческую эпоху в жизни не только музыкального коллектива, но и флота, Владивостока в целом. Позади – более десятка лет многоплановой работы в этом направлении. Оглянуться бы, подвести итоги… Но некогда останавливаться: ведь впереди – дел непочатый край. Благо есть в коллективе единомышленники, есть ученики, также умеющие отдаваться любимому искусству целиком и полностью.
     Вот в таком ритме и живет оркестр маэстро Селиванова. Изо дня в день на репетициях в плохо отапливаемом казарменном помещении еще дореволюционной постройки «гремит басами» и «выдувает медь», чтобы однажды порадовать, поразить нас удивительным выступлением.
     Можно было бы на столь мажорной ноте и завершить очерк. Добавить к этому лишь штрих, что по итогам инспекторской проверки, проведенной еще в начале 2006 года главным дирижером ВС РФ полковником Валерием Халиловым, оркестру поставлена отличная оценка. Что безо всякой раскачки после новогодних праздников он начинает подготовку к Всероссийскому конкурсу военных оркестров, который состоится в феврале. Но… есть проблема, не позволяющая окончить рассказ об этих замечательных людях, их талантливом руководителе только в радужных тонах.
     Судите сами. На протяжении уже восьми лет подполковник К.Селиванов «трубит» во все инстанции о необходимости капитального ремонта казармы, где работают музыканты. Он еженедельно и по сей день (!) звонит в морскую инженерную службу, рассказывая официальным лицам о том, что у него в помещении не работают батареи, установленные здесь в 30-х годах прошлого века. Он попросту тратит энергию на то, чтобы каким-то образом подтолкнуть этот «навечно» затянувшийся ремонт ради одной благой цели: обеспечить нормальные условия своим подчиненным для выполнения поставленной командованием флота боевой задачи – держать марку профессионального коллектива, быть «визитной карточкой» ТОФ в любое время дня и ночи.
     – Неужели оркестр на самом деле менее важная «деталь» флота, чем, скажем, вышка на водной станции, средства на покраску которой находятся каждый год, – сокрушается Константин Сергеевич. – В феврале вновь прибудет московская комиссия, потом мы должны принять участников конкурса – военных музыкантов с Камчатки, из Советской Гавани, из Фокино, а воз и поныне там. Невольно тут вспомнишь шикарные помещения, студию звукозаписи японских музыкантов из Сасебо…
     Пока из намеченного ремонта сделан, извините, только туалет. Что ж, как известно, любую проверку воинского учреждения высокий начальник начинает именно с этого места. Но, может, очередная комиссия обратит внимание и на другие составляющие быта флотских музыкантов?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex