на главную страницу

24 Января 2007 года

Авиации ПВО - 65 лет

Среда

Хранители русского неба.

Андрей ЛУНЁВ, Юрий ШИПИЛОВ (фото), «Красная звезда».



     Вот уже более полувека изо дня в день летный и технический состав истребительных авиационных полков Командования специального назначения заступает на охрану неба Центрального региона страны. Небесные пограничники – так называют себя сами пилоты грозных перехватчиков. Здесь почти все как на погранзаставе – пограничный столб, пограничная вышка, на флагштоке – государственный флаг. Вместо контрольно-следовой полосы – взлетно-посадочная. Боевые машины – самолеты Су-27 и МиГ-31, летающие уже много лет и до сих пор не имеющие аналогов в мире, круглосуточно готовы к вылету. Ведь несущие боевое дежурство по ПВО летчики-истребители в любой момент должны быть готовы поднять машины в небо и в любом районе отразить атаку сил и средств противника.
     …Команда оперативного дежурного авиаполка звучит набатом: «Дежурные истребители – в воздух!» Спустя несколько минут выбегают облаченные в высотное снаряжение пилоты и бросаются к стоящим неподалеку истребителям Су-27 и МиГ-31. Высотное снаряжение – специальный костюм и гермошлем помогают летчику выжить на больших скоростях и высотах, при перегрузках и разгерметизации кабины. Техники в это время расчехляют самолеты, на которые уже подвешены боевые ракеты. Запустив двигатели и проверив работу систем управления, летчики выруливают на взлетно-посадочную полосу. Крылатые машины одна за другой с ревом взмывают в небо и стремительно уходят в облака… В заданном районе пилоты сразу же обнаруживают противника, который на поверку оказывается метеорологическим зондом. Тревога ложная, и экипажи возвращаются на базу.
     – В последнее время дежурные истребители в основном поднимаются из-за таких вот целей, – говорит заместитель командира истребительного авиаполка по воспитательной работе пилот 1-го класса подполковник Игорь Панченко. – Однако раз на раз не приходится. Бывает, месяц спокойный, а бывает, что вылетаем по нескольку раз в день. Причем далеко не все вылеты оказываются учебными. С северо-западного направления страны – члены НАТО нередко запускают дрейфующие аэростаты, которые ведут разведку нашей территории, передают информацию на спутник и могут даже маневрировать по высотам.
     Именно полковые экипажи в свое время вылетали на сопровождение двух гражданских Ту-154, подавших сигнал о захвате террористами. Но, выйдя в район цели, самолетов на радарах не обнаружили. Тогда произошла трагедия, унесшая жизни нескольких сотен людей, – террористы взорвали авиалайнеры в воздухе.
     Запомнился случай, когда в 2003 году пилоты полка сопровождали до границы с Финляндией захваченный террористами в Пакистане «Боинг». Тот ведь мог несанкционированно повернуть на Москву.
     В воздухе от летчика-истребителя, кроме мастерства и выдержки, требуются еще и крепкие нервы. Буквально месяц назад произошедший в полку авиаинцидент – на Су-27 в воздухе отказала техника – вполне мог закончиться серьезной аварией. Но за штурвалом самолета был опытнейший летчик – начальник воздушно-огневой и тактической подготовки полка пилот 1-го класса подполковник Сергей Фролов. Он вовремя выключил один двигатель, не допустив тем самым его разрушения и возгорания, и удачно посадил машину на втором.
     Чтобы стать первоклассным летчиком-истребителем требуются годы. Ведь пилот, летающий на Су-27, должен владеть всеми видами боевой подготовки. Начиная с воздушного перехвата, воздушного боя, воздушного боя группой и заканчивая бомбометанием.
     – Только для того, чтобы без ошибок выполнять элементы взлета и посадки, не говоря о более сложных элементах, требуется несколько лет регулярных полетов, – говорит подполковник Игорь Панченко. – Управление самолетом – лишь основы летного мастерства. Затем следует обучение по программе боевой подготовки. Это полеты на перехват, в стратосферу, группой, в сложных метеоусловиях, при установленном минимуме погоды. Венец подготовки летчика – боевые стрельбы, после которых его допускают к выполнению почетных обязанностей дежурного по противовоздушной обороне. В ходе летно-тактического учения полка пилот должен в любых метеорологических условиях перебазироваться на запасной аэродром, а затем выполнить боевые стрельбы на полигоне. Учения такого рода проводятся раз в два года. В 2005 году экипажи полка даже принимали участие в двустороннем тактическом учении с боевой стрельбой, когда в составе корпуса ПВО противостояли целой воздушной армии. Тогда пилоты полка не только успешно отразили налет авиации условного противника, но и впервые в практике стреляли на полигоне по маловысотным скоростным мишеням типа «Стриж-3М» – аналогам крылатой ракеты. Мишени пилоты сбили, за что и получили отличную оценку от командования. После тех стрельб на боевое дежурство заступили несколько летчиков, которые до этого считались молодыми.
     – Подготовка молодых пилотов для нас сейчас как раз самое важное, – говорит исполняющий обязанности командира полка подполковник Константин Шатайло. – В этом году надеемся еще двух таких летчиков, как говорится, твердо поставить на крыло.
     Прошли времена, когда выпускники летных училищ приходили в авиаполки, уже имея третий класс летной подготовки. А за последующие шесть-семь лет не только получали первый класс, но и сами становились инструкторами. Тогда, двадцать лет назад, и топлива было в избытке, и новые самолеты чаще поступали в войска. За год пилот спокойно мог налетать порядка 80 часов.
     Когда в середине 1990-х топливный краник для военной авиации был перекрыт, в воздух периодически поднималась в лучшем случае четвертая часть полковых истребителей. И летали на них лишь наиболее подготовленные пилоты, входящие в так называемый основной боевой расчет – те, кто нес боевое дежурство и мог выполнить боевую задачу. Остальные – отсиживались на земле. Летчики даже в звании майора, случалось, не имели третьего класса – возможности летать не было.
     Примерно с 2003 года, благодаря усилиям главнокомандующего Военно-воздушными силами генерала армии Владимира Михайлова, ситуация стабилизировалась: топливо в авиачасти наконец-то стало поступать без перебоев. У командования авиационных соединений и частей появилась возможность в начале года рационально распределять его по задачам, планируя подготовку экипажей.
     – Теперь у нас мало нелетающих пилотов, – говорит командир эскадрильи, летчик-инструктор, пилот 1-го класса подполковник Андрей Сачко. – Чтобы хоть как-то ускорить обучение молодежи, отдаем им свое топливо, а сами набираем необходимые часы налета в качестве инструкторов. Если раньше каждую летную смену в воздух поднимались лишь наиболее подготовленные пилоты, то вот уже несколько лет усиленно тренируем молодежь, которая, надеюсь, через несколько лет придет на смену полковым асам.
     Универсальный воздушный боец – так называют истребитель Су-27 в войсках за способность на равных бороться с любым самолетом противника. Его высокоманевренность и пилотажные качества сочетаются с достаточно мощным вооружением. Сожалеют в полку о потере эскадрильи МиГ-31, которую сократили в 2005 году.
     – Эти самолеты прекрасно дополняют друг друга, – считает подполковник Игорь Панченко. – Су-27 может работать по малоразмерным, маловысотным целям. А МиГ-31, способный развивать скорость более трех тысяч километров в час, до сих пор не имеет равных в борьбе с вражескими самолетами-разведчиками и высокоскоростными крылатыми ракетами. Обладая сильнейшим вооружением, он на больших скоростях может одновременно работать сразу по нескольким целям на удалении ста километров от них.
     – Очень сожалеем о сокращении одной эскадрильи МиГов и в нашем авиаполку, – вступает в разговор командир другого истребительного авиационного полка заслуженный летчик России полковник Валерий Кныш.
     Сегодня по соседству с «сушками» полковника Александра Горбанева расположились перехватчики МиГ-31 полковника Валерия Кныша. Аэродром
     МиГов на реконструкции, и поэтому боевое дежурство летчики обоих полков несут, как говорится, рука об руку.
     – Мы можем выполнять полеты на высоте более 20 тысяч, – продолжает командир полка
     МиГов. – Бортовое радиоэлектронное оборудование позволяет сбивать цели с принижением и превышением до пяти тысяч метров. Поэтому при полете на пятнадцати-двадцати тысячах для меня нет целей, которые сверху прошли бы незамеченными. А если снизиться до пяти тысяч, подо мной также никто не пролетит. МиГ-31 можно использовать и как воздушный командный пункт, выдавая целеуказания одновременно четырем самолетам. Нажатием кнопки я обнаруженную цель могу передать на уничтожение другому истребителю. Ну а отряд из четырех МиГ-31 перекрывает по фронту 700 километров. Считаю, что у МиГов очень большое будущее.
     Ну а для того, чтобы войска располагали всем техническим арсеналом, делает все возможное главком ВВС. Как отметил генерал армии Владимир Михайлов, в ближайшее время начнется модернизация истребителей МиГ-31. Кстати, в войска уже с 2004 года поступают модернизированные истребители Су-27СМ. Как и в этих, по сути новых самолетах, планер модернизированного МиГа останется прежним, а все бортовое радиоэлектронное оборудование будет новым. За счет этого возрастут многие показатели перехватчика, например такие, как дальность обнаружения и уничтожения цели.
     Да, модернизированные истребители сегодня необходимы авиации ПВО как воздух. Ведь, к примеру, в обоих полках уже у половины самолетов израсходован ресурс планера. Постоянно продлевают ресурс и авиационным двигателям. Однако, глядя на то, какие усилия в непростых экономических условиях предпринимает главкомат ВВС, чтобы вдохнуть в истребительную авиацию вторую жизнь, сомневаться в том, что боевой потенциал авиации ПВО будет постоянно расти, не приходится.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex