на главную страницу

7 Февраля 2007 года

Россия и мир

Среда

Десант в бесмертие

Виталий МОРОЗ, «Красная звезда».



     8 февраля утром под Вязьмой Смоленской области в ходе командно-штабного учения будет выброшен воздушный десант в составе усиленного парашютно-десантного батальона 137-го полка 106-й воздушно-десантной дивизии и 9 единиц боевой техники. Это учение приурочено к 65-й годовщине Вяземской воздушно-десантной операции, навечно вписанной в историю. Руководит им командир 106-й воздушно-десантной дивизии гвардии генерал-майор Андрей Сердюков.
     8 февраля на основной фазе учения 9 экипажей из Комсомольского Трансильванского Краснознаменного военно-транспортного авиационного полка с десантниками на борту и 3 экипажа из гвардейского Керченского Краснознаменного военно-транспортного авиаполка, загруженные боевыми машинами десанта, поднимутся с аэродромов в Рязани (Дягилево), осуществят шестисоткилометровый перелет под Вязьму, где и десантируют личный состав и технику на три площадки приземления.
     Этим учением будет отдана дань памяти фронтовикам-десантникам, проявившим в ходе битвы под Москвой в 1941—1942 гг. исключительные героизм и самоотверженность.
     Воздушно-десантных операций такого масштаба, какой имела Вяземская, в годы Второй мировой войны еще никто не проводил. Под Вязьму с целью содействия войскам Западного и Калининского фронтов, в ходе успешного наступления глубоко охватившим основные силы группы армий «Центр» с севера и юго-востока, командующий Западным фронтом генерал армии Г.К. Жуков решил десантировать 4-й воздушно-десантный корпус общей численностью более 10 тысяч человек. Командовал корпусом генерал-майор А.Ф. Левашов, успевший отличиться еще в первые недели войны. О его дерзких действиях в тылу противника на страницах «Красной звезды» рассказывал осенью 1941 года корреспондент газеты А. Поляков.
     4-й воздушно-десантный корпус дислоцировался под Москвой, в районе Внуково—Люберцы. Его подготовкой к десантированию в тыл противника руководил командующий ВДВ генерал-лейтенант В.А. Глазунов.
     Исходный район для десантирования был выбран на трех аэродромах под Калугой. Там сосредоточили 40 самолетов гражданской авиации ПС-84 и 22 ТБ-3.
     27 января передовой десантный отряд под командованием капитана М.Я. Карнаухова был выброшен за линией фронта. Затем за шесть последующих суток в тыл противника была десантирована 8-я воздушно-десантная бригада (без одного батальона) общей численностью около 2.100 человек.
     Общая обстановка на фронте между тем менялась. 50-я армия, на успех которой рассчитывало командование Западного фронта, оборону противника прорвать не смогла. В окружение попали наши 29-я армия, наступавшая на Ржев, ударная группировка из трех дивизий 33-й армии под командованием генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова и пять легких кавалерийских дивизий из 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал-майора П.А. Белова. В этих условиях дальнейшее десантирование 4-го воздушно-десантного корпуса было временно приостановлено, а уже сражавшаяся в тылах врага 8-я бригада десантников влилась в состав 1-го гвардейского кавкорпуса.
     10 февраля 4-й воздушно-десантный корпус, переданный Западному фронту, получил новую задачу: двумя оставшимися бригадами – 9-й и 214-й - и 4-м батальоном 8-й бригады десантироваться в район западнее Юхнова и ударом в восточном направлении соединиться с наступающими на запад частями 50-й армии.
     18 февраля в тыл врага десантировался 4-й батальон 8-й воздушно-десантной бригады, в последующие ночи были выброшены части 9-й и 214-й бригад. 23 февраля под Юхнов десантировались командование и штаб корпуса. Самолет с офицерами штаба на борту был атакован немецким ночным истребителем. При обстреле погиб командир корпуса генерал Левашов. Командование десантом принял на себя начштаба корпуса полковник А.Ф. Казанкин.
     Всего в январе-феврале 1942 г. на смоленскую землю было десантировано свыше 10 тысяч человек, 320 минометов, 541 пулемет, 300 противотанковых ружей. И это при острой нехватке транспортных самолетов, исключительно трудных климатических и погодных условиях, при сильном противодействии противника.
     К сожалению, оперативно решить задачи, возложенные на десантников, стрелковые и кавалерийские соединения, действовавшие во вражеском тылу, и силы Западного и Калининского фронтов, наступавшие в направлении Вязьмы, не удалось. Противник был еще очень силен.
     Личному составу 4-го воздушно-десантного корпуса, имевшему всего лишь легкое вооружение и минимум продовольствия, боеприпасов, пришлось сражаться в тылу врага долгих пять месяцев. 23 июня 1942 года 4-й воздушно-десантный корпус большей частью сил вырвался из окружения на участке обороны 10-й армии. Отряд же из десантников 8-й бригады пробился к своим лишь 28 июня.
     После войны бывший гитлеровский офицер А. Гове в книге «Внимание, парашютисты!» был вынужден признать: «…Высаженные русские парашютисты в течение многих дней удерживали в своих руках лес и, лежа при 38-градусном морозе на положенных прямо на снег сосновых ветках, отбивали все немецкие атаки, которые сначала носили импровизированный характер. Лишь при поддержке прибывших из Вязьмы немецких самоходных орудий и пикирующих бомбардировщиков удалось освободить дорогу от русских».
     Мы помним о подвиге десантников-фронтовиков под Вязьмой, преклоняемся перед их беспримерным мужеством. 8 февраля 2007 года над тем же районом вновь пролетят самолеты, в зимнем небе, как и 65 лет назад, вновь раскроются парашюты…
     На схеме: Задача 4-го воздушно-десантного корпуса, полученная в середине февраля 1942 г.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex