на главную страницу

10 Февраля 2007 года

Страна и мир

Суббота

Космический мачизм опасен для человечества

Владимир КУЗАРЬ.



Проведенное в январе Китаем испытание противоспутникового оружия вновь привлекло внимание мирового сообщества к проблемам освоения космоса. Причем к одной из самых опасных для человечества составляющей этого процесса – военной. Уже сейчас в околоземном пространстве находится огромное количество объектов, используемых в военных целях. Это и различные спутники – разведки, связи, системы предупреждения о ракетном нападении и другие космические аппараты. Вместе с тем все большей становится угроза вывода в космос ударного оружия и развития противоспутниковых средств. В этой связи крайне остро встает вопрос о том, как оградить Вселенную от чрезмерной ее милитаризации, не допустить гонки вооружений в космосе.

     
Китайское ракетное предупреждение


     Подтвердив факт проведения противоспутникового испытания, Пекин заявил, что Китай всегда выступал исключительно за мирное использование космического пространства. «КНР никогда не использовала и не будет использовать космос в военных целях», - подчеркнул при этом китайский официальный представитель. Однако в ряде стран, имеющих собственные космические программы, и прежде всего в США, посчитали это объяснение недостаточным и повели речь о чрезмерном наращивании военных усилий Китая, стремясь возложить на Пекин вину за провоцирование гонки вооружений в космосе.
     В частности, в американских средствах массовой информации отмечается, что до этого Китай провел три испытания противоспутникового оружия, однако они закончились неудачей. И лишь четвертое - в ночь на 12 января - привело Пекин к успеху. В его ходе «кинетический перехватчик», запущенный с района космодрома Сичан, уничтожил в космосе метеорологический спутник Feng Yun 1C («Фэн юнь» - «Облака и ветер»). Спутник массой 958 кг был выведен на орбиту в 1999 году. Установленные на спутнике метеодатчики после многолетней эксплуатации вышли в 2005 году из строя, но бортовой радиопередатчик продолжал работать в качестве радиомаяка. Спутник находился на солнечно-синхронной орбите высотой 850 км и наклонением 98,6 градуса. Для доставки «перехватчика» в околоземное пространство использовалась 4-ступенчатая твердотопливная ракета Kaituozhe-2 («Кайтуочжэ» – «исследователь», «первопроходец»). Ракета разработана на базе МБР «Дун фэн» DF-31, имеет оценочную стартовую массу 40 тонн и может размещаться как на колесном шасси, так и на железнодорожной платформе.
     Сообщая о противоспутниковом испытании, газета «Вашингтон таймс» напоминает, что в прошлом году Китай облучил один американский спутник лазером наземного базирования, однако в США не придали этому факту особого значения. Между тем и испытание, и облучение, по мнению газеты, звенья одной цепи – создания Китаем космического оружия. Оно включает в себя лазеры наземного базирования, ракетные перехватчики «воздух – космос» и плазменную бомбу, которая уничтожает находящиеся на орбите спутники, обволакивая их электронным облаком. При этом газета ссылается на ряд книг китайских авторов, которые содержат «предложения по тайному развертыванию противоспутникового оружия, наведенного на американские объекты». Так, в книге 2005 года «Объединенные космические войны» ее автор, полковник Юань Цзелу, призывает к развертыванию орбитальной сети наступательных вооружений, которые «будут спрятаны и запущены только в случае кризиса или чрезвычайной ситуации» с целью «поставить противника на колени».
     И такое, как считается, может произойти в случае развязывания военного кризиса из-за Тайваня, Северной Кореи или даже Японии, когда Китай попытается нейтрализовать американские разведывательные спутники и тем самым решить его в свою пользу. Во всяком случае на нынешний день под китайским прицелом на орбитах находятся 4 американских спутника оптического наблюдения KH-12, четыре радарных разведывательных спутника Lacrosse и не менее 4 работоспособных военных метеоспутников DMSP Block-5D2.
     В США увидели и более серьезную для себя опасность. Она связана с тем, что Америка сегодня фактически разворачивает в космосе систему, с помощью которой рассчитывает управлять всем миром. Связь, навигация, обеспечение банковской деятельности, да практически все отрасли высокотехнологичных Соединенных Штатов замкнуты на космос. Не говоря уже о космической составляющей в обеспечении деятельности вооруженных сил, включая ракетные войска, авиацию и флот. Поэтому китайское испытание, делается вывод, является тревожным сигналом для США, так как оно продемонстрировало их ключевую стратегическую уязвимость.
     «Американские спутники, - подчеркивает член палаты представителей Эдвард Марки (демократ от штата Массачусетс), - уязвимое место нашей национальной безопасности, и президент Буш должен в срочном порядке предпринять шаги, гарантирующие им защиту, инициировав международное соглашение, запрещающее разработку, испытания и развертывание космического оружия и противоспутниковых систем».
     
На пути к «звездным войнам»

     Однако Вашингтон, как известно, выступает против такого соглашения, идею заключения которого отстаивают в ООН Китай совместно с Россией. По мнению представителей американской администрации, оно не нужно, так как гонки вооружений в космосе нет. Эту позицию Белый дом, по сути, подтвердил, осуждая китайское противоспутниковое испытание: «Печально, что Китай решил идти таким путем. Никто не делал этого больше 20 лет, и за этот период международное сотрудничество в космосе продвинулось далеко вперед. Это арена энергичной коммерции, науки и исследований. Такого рода вещи – это откат к «холодной войне». Но эта «печаль» звучит весьма цинично, так как в США уже давно взят курс на размещение в космосе ударных вооружений и на разработку новых технологий противоспутниковой борьбы. И нет сомнения, что в ответ на китайское испытание за океаном лишь активизируют усилия в этом плане.
     Подтверждением тому стало одобрение администрацией Джорджа Буша не далее как две недели назад новой редакции доктрины «Операции в космосе», подписанной начальником штаба ВВС США генералом Майклом Мосли. В ней указывается, что «для сохранения преимуществ, опирающихся на превосходство в космосе, наши ВВС должны полностью обеспечить оборону космического пространства». Там же подчеркивается, что большинство противников сегодня не смогут напрямую преодолеть доминирующее положение США или их союзников в космосе, даже если попытаются нанести «асимметричный удар» по американскому космическому потенциалу, в том числе по наземным объектам управления этим потенциалом.
     Следует отметить, что эта доктрина является уже вторым концептуальным «космическим» документом администрации Буша, после того как в октябре 2006 года была обнародована подписанная главой Белого дома новая версия «Национальной политики США в области космоса». В ней объявлялось, что космос является сферой американских жизненных интересов и что США оставляют за собой право защищать свои активы в космосе и противостоять любым попыткам помешать им использовать космическое пространство. При этом США будут предпринимать действия, необходимые для защиты своего космического потенциала, отвечать на вмешательство, а также в случае необходимости лишать противников возможности использовать их космический потенциал, враждебный для американских национальных интересов.
     Авторы новой политики США, которую за ее откровенно агрессивный и воинственный характер одна из газет весьма образно назвала «космическим мачизмом», заявляют, «что в новом веке те, кто эффективно использует космос, повысят уровень благосостояния и безопасности и получат существенное преимущество над теми, кто не делает этого. Свобода действий в космосе важна для Соединенных Штатов так же, как воздушная и морская сила». И это не просто декларативные слова. За ними стоят конкретные планы по созданию соответствующего боевого потенциала.
     Так, в мае прошлого года на слушаниях в сенате директор агентства по противоракетной обороне генерал-лейтенант Генри Оберинг сообщил, что в 2008 году Пентагон намерен приступить к экспериментальным работам, связанным с размещением ракет-перехватчиков в космическом пространстве. По словам генерала, такие эксперименты необходимы для того, чтобы дискуссия о целесообразности размещения оружия в космосе носила не отвлеченный, а предметный характер. Тем более что только из космоса, по мнению американских военных, можно более-менее гарантированно уничтожать баллистические ракеты на ранних и средних участках траектории их полета.
     И денег на милитаризацию космоса Вашингтон не жалеет. По данным исследовательской службы конгресса США, в 2002 финансовом году Пентагон получил на космические программы 15,7 млрд. долларов, в 2004 году - уже 20 млрд., а в 2008 году ассигнования должны увеличиться до 28,7 млрд. долларов. Эти средства идут на разработку и создание целого ряда космических вооружений. В частности, получает финансирование проект гиперзвукового космического корабля, о котором еще в Плане трансформации 2003 года говорилось, что он может наводить обычные вооружения и посылать их из космоса и в космосе. По оценкам, проект будет завершен к 2015 году.
     В военном бюджете страны на 2005 год 68 млн. долларов было выделено на начало реализации «Околоземного инфракрасного эксперимента». Под ним понимается создание спутника, который будет предназначен главным образом для того, чтобы регистрировать из космоса шлейфы газов, оставляемые при взлете ракетами. Поэтому в Пентагоне его называют средством обороны, а не наступательным оружием. Однако планируется, что на спутнике будет также установлен небольшой «аппарат-убийца» - снаряд, использующий кинетическую энергию объектов, летящих на низкой околоземной орбите. С его помощью можно будет сбивать или выводить из строя подлетающую ракету или вражеский орбитальный спутник.
     Существует программа создания супермалых спутников, которые с помощью ракетного двигателя малой тяги перемещаются по космосу и делают фотоснимки. Но именно эти спутники могут быть использованы в качестве «камикадзе» для уничтожения других космических аппаратов. Известно также, что в стадии рассмотрения находятся такие проекты, как использование гиперскоростных стержней, прозванных «удочками богов», и высокочастотного радиоэнергетического оружия космического базирования. Они, как утверждают в ВВС США, которые, кстати, являются координатором всех американских программ по военному освоению космоса, дадут возможность наносить удары по наземным целям в любой точке планеты. «При наличии уже имеющихся на сегодняшний день технологий США могут развернуть боевые системы «космос - космос» и «космос - земля», – оценивает эти программы военный аналитик Бруклинского института Майкл О’Хэнлон.
     Следуя примеру своего старшего союзника, и другие страны, например Австралия, Великобритания, Япония, рассматривают возможность своего участия в «звездных войнах». На днях командующий ВВС Израиля генерал-майор Элиэзер Шкеди заявил, что в ближайшее десятилетие страна может вступить в фазу космических войн и подготовку к ним необходимо начинать немедленно. В этой связи Израиль, по его словам, должен добиваться полной независимости космической промышленности и развивать свой собственный потенциал. В израильском бюджете на 2007 год на космическую промышленность отводится 50 млн. долларов. Израиль вывел на орбиту спутники Офек-1 и 2, коммерческие спутники Амос-1 и 2. В стадии разработки находятся спутники Амос-3 и 4, Эрос-А и В, а также военные спутники Офек-3 и 5. Страной достигнут определенный успех в сфере разработок микроспутников весом не более 100–200 кг, что значительно облегчает их вывод на орбиту.
     
Не выпустить джинна

     Сегодня существует около дюжины стран, которые имеют возможность самостоятельно производить космические запуски, и около 40 стран, которые имеют свои собственные спутники и самостоятельно ими управляют. И тенденция такова, что все больше и больше стран окажутся способными использовать свои спутники в военных целях. А вместе с тем будет расти угроза вывода на околоземные орбиты ударного оружия и развития противоспутниковых средств наземного, морского, воздушного базирования. В 2006 году университет ВВС США опубликовал исследование о возможном будущем войны в космосе. По его прогнозу, возможностью проведения противоспутниковых операций уже обладают около десяти стран, а в ближайшие десятилетия их число может вырасти до 30—40.
     Каких-либо международных ограничений на этот счет нет. Раньше одним из препятствий на пути милитаризации космоса был советско-американский Договор об ограничении и сокращении стратегических вооружений, который, в частности, запрещал создание средств ПРО космического базирования, что практически автоматически ограничивало соответствующие противоспутниковые средства. Но, как известно, США вышли в одностороннем порядке из этого договора, лишив мировое сообщество последнего стопора на пути милитаризации космоса и открыв тем самым путь в околоземное пространство боевым системам.
     «Если в космосе начнется гонка вооружений, - пишет британская газета «Экономист», - то проиграют в конечном итоге все - даже тот, кто будет считать себя ее победителем. С тем же самым успехом можно кричать «договор или ничего» и вести нескончаемые рассуждения на тему, что такое космическое оружие с юридической точки зрения: только лишь то, чем можно выстрелить по цели, или также любые системы, с помощью которых эту цель можно обнаружить и отследить, - никакие дискуссии не помешают жесткой конкуренции за космос превратиться в жестокую войну. Самый лучший способ в этой ситуации - всем нынешним космическим державам принять более скромный «кодекс ответственного поведения» в космосе, в выполнении которого могли бы расписаться все, кто будет входить в космос после этого».
     Принципиальная позиция России, и это еще раз подчеркнул ее лидер Владимир Путин, заключается в том, что космос должен быть свободным от оружия. «Не нужно выпускать джинна из бутылки - вот наша позиция», - подчеркнул он, комментируя испытание, проведенное Китаем. В силу этого, считают в Москве, необходимо удвоить усилия по предотвращению размещения в космосе любых видов ударного оружия и по предотвращению гонки вооружений в противоспутниковых средствах любых видов и типов - наземного, воздушного, морского или космического базирования, будь то кинетическое оружие или оружие направленной передачи энергии. В частности, Россия вместе с Китаем и еще несколькими странами предлагает заключить специальную конвенцию, действуя в рамках соответствующего форума в Женеве, по предотвращению милитаризации космоса.
     Этот вопрос, как известно, давно уже стоит на повестке дня. Но сегодня его актуальность как никогда остра. Нельзя допустить, чтобы «мачо» разрушали колыбель человечества.

     По прогнозу компании Forecast International, до 2015 года страны Запада выведут на околоземную орбиту 118 спутников военного назначения общей стоимостью 40 млрд. долларов. На долю США придется 52 процента от общего количества спутников, на долю государств Европейского союза - 20 процентов. По оценкам исследовательской организации «Союз Обеспокоенных Ученых», на околоземных орбитах ныне обращаются 814 спутников. В том числе США оперируют примерно 80 военными спутниками и еще примерно 20 спутниками двойного (военного и гражданского) назначения. У России около 30 военных спутников и еще 20 спутников двойного назначения. У Китая - 10 военных спутников. У иных государств мира - около 30 спутников.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex