на главную страницу

13 Февраля 2007 года

Армия и общество

Вторник

Маршал — во главе Тыла

К 90-летию С.К. Куркоткина

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



     Я познакомился с Семёном Константиновичем Куркоткиным, когда прибыл для прохождения дальнейшей службы в Закавказский военный округ, которым он командовал. «Народная молва» - а она бывает о каждом из нас – до меня уже доходила: генерал армии – человек выдержанный и уравновешенный, безусловно, требовательный, но справедливый и человечный. Он был моим непосредственным начальником, и со временем я убедился, что ему действительно присущи эти качества.
     Куркоткин был фронтовиком, танкистом, все четыре года не вылезал из брони. Его воинские ступени на войне – от командира роты до командира танковой бригады, а боевой путь пролегал через Ленинградский и Воронежский фронты, по Украине, Польше. В составе 4-го гвардейского Кантемировского корпуса освобождал злату Прагу. В 13-м полку ныне гвардейской Кантемировской танковой дивизии и сегодня стоит заправленная койка с фотографией над ней почетного солдата Куркоткина.
     Боевые заслуги Семёна Константиновича отмечены многими наградами: орденами Ленина, тремя - Красного Знамени, Кутузова II степени, Богдана Хмельницкого II степени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, множеством медалей и, наконец, высоким званием Герой Советского Союза.
     Но, как бы ни были велики заслуги Куркоткина, он всегда оставался простым, доступным, близким к людям человеком. Ведь и вышел-то из простой рабочей семьи из поселка Раменское, что в Подмосковье, откуда после окончания школы «рванул» в Орловское бронетанковое училище. А уж в войну, да еще в танковых войсках, быть ближе к людям, к солдатам, жить с ними одной жизнью сам Бог велел.
     К «фронтовой академии» в послевоенное время прибавились еще две – бронетанковой службы и Генерального штаба. Армейская лестница поднимала его все выше: командовал дивизией, армией, войсками ЗакВО. И уже при мне, с грустью для нас и с гордостью за него, провожали мы своего командующего ЗакВО на пост главнокомандующего Группой советских войск в Германии.
     Думается, не случайно через некоторое время Куркоткин получил еще более высокое назначение – заместителя министра обороны – начальника Тыла Вооруженных Сил. Тут требовалось не только руководить огромной и своеобразной раскинувшейся по всей стране военной организацией, но и обладать государственным умом, экономическими знаниями и хозяйственной жилкой, а главное – с любовью трудиться для блага солдата. И ему, прибывшему в столицу, во «2-й Дом» Министерства обороны, что в ста метрах от Кремля, нужно было оперативно привыкать к новой обстановке, примерять свои теоретические и практические знания (конечно, и фронтовой опыт!) во многом к новому делу.
     Потом мне рассказывали очевидцы, что Семен Константинович, приняв должность, не считал зазорным дотошно расспрашивать специалистов о тонкостях того или иного тылового вопроса, особенностях снабженческих профессий (а в Тылу их более 300!). Но с опытом командования частями и соединениями и, наконец, Группой войск он быстро схватывал существо предмета, определял ему должное место, перспективу, и дело спорилось.
     После Закавказья у меня была своя судьба, но она так распорядилась, что я снова оказался под началом генерала армии, а потом маршала Куркоткина. И продолжалась эта служба двенадцать лет. За это время я постоянно общался с ним, нередко летал в одном самолете или вертолете, присутствовал на учениях, проверках, совещаниях руководящего состава и, конечно, имел представление о деятельности маршала как руководителя Тыла.
     Одной из отличительных черт Куркоткина была способность быстро и, я бы сказал, воодушевленно отзываться на новое, перспективное, что рождалось в войсках самой жизнью, и, не откладывая, стараться воплощать это в конкретные дела.
     А новых задач перед Тылом, когда армия продолжала усиливать и совершенствовать ракетно-ядерный потенциал, а Военно-морской флот бороздил Мировой океан, стояло много. Чтобы справиться с возросшим моральным и физическим напряжением, да и вообще по велению времени, солдатам, матросам, всему личному составу следовало создавать лучшие условия для бытоустройства, повседневной жизни. И это делалось. С именем Куркоткина связано значительное улучшение продовольственной нормы, вещевого снабжения, превращение казарм в благоустроенные общежития. «Кубрики» в казармах, кафе и чайные в военных городках, новые корпуса в госпиталях и санаториях, на военных турбазах – все это возводилось одно за другим.
     Вся эта работа под руководством маршала проводилась, можно сказать, его командой профессионалов, которую он, единожды сформировав, практически не менял. Это были его заместители, начальники главных и центральных управлений генерал-полковники Иван Голушко, Петр Сысоев, Василий Никитин, Федор Комаров, Иван Исаенко, генерал-лейтенант Федор Петров и другие. К тому же это подчеркивает еще одну черту Куркоткина – дорожить кадрами, которые трудятся с огоньком, не покладая рук.
     Нужно заметить, что делалось все добротно, на многие годы. И потом, как мы знаем, выверялось практической боевой обстановкой – в Афганистане, Чечне. И многое живет сегодня, разумеется, совершенствуясь в современной обстановке.
     Таким был Маршал Советского Союза Куркоткин. Один из руководителей Министерства обороны, видный военачальник, в ту пору сказал: «Тылу везло. Во главе его стояли Хрулёв Андрей Васильевич, Баграмян Иван Христофорович, Куркоткин Семён Константинович…»
     С этим можно вполне согласиться.
     На снимке: маршал КУРКОТКИН на учениях в Забайкальском военном округе. 1983 г.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex