на главную страницу

14 Февраля 2007 года

Культура

Среда

Кодекс Александра Олешко

Тамара САПЕГИНА, «Красная звезда».



Многим читателям «Красной звезды» талантливый актер Александр Олешко запомнился своими ролями на сцене, в кинематографе и как ведущий различных ТВ-проектов. Мы встретились с этим энергичным и удивительно обаятельным человеком перед началом его спектакля в театре Вахтангова. Беседа запомнилась прежде всего искренними словами Александра о преданности актерской профессии, о его отношении к жизни и своим актерским работам.

     – Насколько, Александр, по-вашему, сегодня актуальна военная тема в кино и на телевидении?
     – Во все времена фильмы об армии пользовались в нашей стране огромной популярностью. Вспомним «Чапаева», «Служили два товарища», «Офицеры»… Я смотрел их с удовольствием по нескольку раз! Любовь к армии заложена в душе русского человека генетически. В России испокон веков испытывали к служивым людям особое уважение, искали у них помощи и защиты, хотя в истории нынешней российской армии, как и всей страны, были очень непростые, даже драматические периоды.
     Но наступают другие времена, нам вновь хочется гордиться своей державой, своей армией, и военная тема сегодня необычайно актуальна. В нашем кинематографе появляется все больше заметных кинофильмов об армии. Например, «Звезда», «72 метра», «9 рота» – замечательные работы! Безусловно, и дальше армейская тема будет привлекать представителей российской творческой интеллигенции.
     – Были ли у вас предложения сыграть человека в погонах?
     – Да, у меня были небольшие роли сержанта КГБ в кинофильме «Зависть богов», разведчика в «Кодексе чести» и шифровальщика русской армии Петра Яблокова в «Турецком гамбите», и это было необыкновенно интересно. И хотя я сыграл около 40 ролей в кино и на театральной сцене, думаю, что главные роли у меня еще впереди. В том числе, возможно, и роли защитников Отечества.
     
* * *

     У Александра Олешко удивительное отношение к актерской профессии– как к сказке, которую обязательно надо дарить людям. И эта настроенность у него с детства.
     Он родился в 1976 году в Кишиневе, но с юных лет был уверен, что будет жить в Москве, чьим величием однажды был покорен. Саша благодарен маме за то, что при огромной любви к сыну у нее хватило сил и мудрости в 14 лет отпустить его в столицу поступать в цирковое училище. Он не просто любил цирк и готов был там дневать и ночевать: цирк был для него сказкой, ярким миром искусства. И знаменитое училище эстрадно-циркового искусства (мастерскую В.А. Князева) он окончил с красным дипломом. Веселому, ироничному парню сразу предложили работу в Московской областной филармонии и на телевидении. Участие в передачах «Роу-шоу», «Шпилька» открыло новые грани его актерского мастерства. Следующий этап его жизни – поступление в знаменитое Щукинское училище, где Александр учился у заслуженного деятеля искусств России В.В. Иванова. Это были 1990-е годы, весьма трудные для страны, когда людям приходилось отказывать себе в самом необходимом. И Саша Олешко, как и многие студенты его родной «Щуки», подрабатывал ночами в ресторане. После окончания училища у него было несколько заманчивых предложений: играть в «Сатириконе» у К. Райкина, во МХАТе, но Олешко выбрал своего учителя А. Ширвиндта, и тот буквально за руку привел его в театр Сатиры. В течение полугода актер играл в «Укрощении строптивой», «Ревизоре», «Трехгрошовой опере», а потом ушел... Через несколько месяцев, в 2000 году, Александра пригласили в «Современник», где недели через две он получил роль Епиходова в «Вишневом саде». А потом были «Три сестры», «Гроза», «Трудные люди», «Сладкоголосая птица юности»… «Современник» – это его дом, которым руководит неподражаемая Галина Волчек. Есть в его жизни и театр Вахтангова, где Александр Олешко с Марией Ароновой играют аншлаговый спектакль «Мадемуазель Нитуш», на который не бывает «лишних билетиков». Эта сложившаяся комедийная пара полюбилась зрителям еще во время показа по телевидению сериала «Остановка по требованию».
     Роли Александра в кино запоминаются прежде всего неожиданностью образа, который актер создает на экране. Благодаря многочисленным амплуа, каждый раз он предстает перед зрителем разным, но неизменно талантливым. «Марш Турецкого», «Узкий мост», «Какая чудная игра!», «Зависть богов», «Турецкий гамбит», «Райский уголок», «Кодекс чести», «Карнавальная ночь – 50 лет спустя»… Это далеко не полный перечень кинофильмов с его участием. Среди замечательных режиссеров, у которых он снимался, – А. Сурикова, П. Тодоровский, В. Меньшов, Д. Файзиев. Каждая роль дорога ему по-своему, а расставание со съемочной группой всегда вызывает тягостное чувство.
     На телевидении, к которому он питает особую любовь, сегодня многие знают Александра Олешко по оригинальным проектам «Большие» (канал «Культура»), «Слава Богу, ты пришел!» (СТС). А когда Олешко ведет концерты, то там он – настоящий хозяин ситуации и великолепный импровизатор.
     Если бы Александр был просто веселым и легкомысленным, каким многим кажется, ему жилось бы гораздо легче. А он внутренне совсем другой – серьезный, глубокий и чаще всего недовольный собой. Не боится никаких критиков, потому что звездной болезнью не страдает и сам привык спрашивать с себя строже строгого. Если бывает особенно трудно, на ум Александру, как он признался, приходят слова Р. Быкова о том, что «комфортного творчества не бывает». А когда в кино нет серьезных ролей, вспоминает мудрое напутствие Нонны Мордюковой: «Нет больших ролей, снимись в маленьких, но так, чтобы всем запомнилось…»
     Олешко не любит нытиков и посредственностей, обожает талантливых людей. Ему повезло работать рядом с такими актерами, как Марина Неелова, Мария Аронова, Чулпан Хаматова, Елена Яковлева, Валентин Гафт, Сергей Гармаш, Игорь Кваша… Он не знает, что такое зависть, потому что давно понял: у каждого в жизни своя дорога, своя исключительная судьба. Актер абсолютно не умеет отдыхать и заряжается, восстанавливает силы только энергией любви. И если она спускается к нему с небес, то это и есть высшая степень счастья Александра Олешко. И тогда он готов горы свернуть! При колоссальной занятости в кино, театре, на телевидении он, человек обязательный, всегда находит время для друзей, любит дарить оригинальные подарки, а еще считает себя ответственным за благополучие близких. Самый дорогой для Саши человек – мама, ей он обязан всем. Неординарная женщина, она воспитывала сына как-то по-особому. Например, раз в месяц, после зарплаты, которая была совсем небольшой, мама водила его в ресторан, учила правильно сидеть за столом, есть, держать нож, вилку. Она сама мечтала стать артисткой, но жизнь, увы, сложилась иначе. Чувство же юмора, музыкальность и потрясающая работоспособность сына – именно от мамы.
     Он всего в своей жизни добился сам. Его мечта жить и работать в столице стала реальностью. И хотя Александр уже много лет в Москве, но все еще чувствует себя здесь в гостях, часто вспоминает Кишинев, где прошло его детство, где есть свои заветные уголки, любимые улочки и дома и где живут родные ему люди. Он умеет быть к ним очень внимательным и по-настоящему необходимым.
     Одна из составляющих профессии артиста – умение ждать. Ждать ролей в кино и театре, интересных творческих предложений на эстраде, телевидении. Это очень непросто, потому что абсолютно непредсказуемо. Но если бы пришлось начать все сначала, Александр по большому счету ничего бы не изменил в своей жизни. Это его слова.
     Может быть, банально звучит, но любовь и признание зрителей для члена Союза театральных деятелей России, лауреата театральной премии «Чайка» Александра Олешко гораздо важнее премий и наград.
     Потому и хранит его память эпизод, когда после одного из спектаклей к нему за кулисы пришла немолодая женщина, чтобы сказать:
     - Сынок, спасибо за спектакль! У меня нет цветов, не откажись взять на память вот эти бусы…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex