на главную страницу

3 Марта 2007 года

Армии прекрасный лик

Суббота

У КАЖДОГО МГНОВЕНЬЯ СВОЙ РЕЗОН...

Сергей КНЯЗЬКОВ, «Красная звезда».
Фото Павла ГЕРАСИМОВА.




     Когда капитан Наталия Мельничук начинает вспоминать Афганистан, она даже внешне заметно волнуется, на глаза набегают слезы. А уж что творится в душе – словами не передать. Потому что Афганистан – это начало всего того многого, что круто изменило ее судьбу, позволило осуществить сокровенные мечты.
     Когда все это началось? Может быть, тогда, когда отец первый раз рассказал дочке горькую историю о том, как по болезни его комиссовали на последнем курсе ракетно-артиллерийского училища в Калининграде, и Наталия тяжело вздохнула: почему она не мальчишка и не может стать офицером вместо бати? А может, это не началось, а сложилось под восприятием прекрасных патриотических фильмов о войне? Именно тогда, в 7-м классе, посмотрев знаменитый фильм «Семнадцать мгновений весны», она отчетливо представила, что хотела бы пойти в разведку. Стать героиней, готовой пожертвовать своей жизнью ради Родины.
     Вспоминая тот детский романтизм, Наталия Леонидовна смеется, но тут же, давая понять, что все было по-серьезному, говорит спокойно и взвешенно:
     - Я представляла себя разведчицей, партизанкой, заброшенной в тыл. При этом во всех случаях веду себя достойно и ни при каких обстоятельствах не выдаю военной тайны…
     Вот правильно говорят, что многие мысли материализуются. Собственно, так и получилось. В жизни мечту отца Наталии – стать офицером и служить Родине – воплотили дети: дочь – капитан Российской армии и сын Алексей – подполковник милиции.
     Привитые отцом и матерью Наталии понятия служения Отечеству, воинского долга, чести постепенно начали выражаться в конкретных действиях.
     - Так получилось, что практически один за другим ушли в армию три моих младших брата, один родной и два двоюродных, - вспоминает Наталия Леонидовна. – У тех, кто служил в Союзе, я побывала, а потому для себя решила: во что бы то ни стало побываю и у третьего в Афганистане.
     Этот душевный порыв уже не девочки-школьницы, а расцветшей девушки, окончившей строительный техникум и работавшей инженером в отделе главного архитектора города Георгиевска, выразился в посещении воинских частей Ленинградского и Белорусского военных округов, где проходили службу родной и двоюродный братья.
     Сейчас, наверное, трудно себе представить, как могла девушка, осуществляя на практике свои сокровенные детские мечты, в мирное время из любви к брату рвануть к черту на рога, в пекло войны. Но война в Афгане скрывалась только официальной пропагандой – внутри Советского Союза все ею было наполнено. Из дальнего зарубежья прибывали обстреляные воины, увешенные боевыми наградами, а еще – раненые калеки и гробы с погибшими. Вот и на Ставрополье то и дело появлялись свежие захоронения на воинских участках с общей для всех формулировкой: «Погиб при исполнении интернационального долга». А это значит, что в жизни Наталии все совпало: и ощущение, что страна находится в состоянии войны, и желание послужить Родине в армии, и то, что лично она должна быть там, где воюет ее двоюродный брат.
     Наталия обратилась в военкомат. Ее всячески отговаривали ехать в Афганистан (к тому же у Мельничук росла маленькая дочь Ольга, которая потом осталась с родителями). И все же она добилась своего… Я представляю, как округлились от удивления глаза кадровика 5-й мотострелковой дивизии, когда в начале 1986 года эта маленькая, хрупкая и красивая девушка явилась для назначения. Ее определили в Шинданд, в фельдъегерско-почтовую связь. С секретными пакетами, важными документами, солдатскими письмами ей довелось облететь чуть ли не все гарнизоны советских войск в Афганистане, выживать при обстреле колонн, гореть в подбитой технике. За добросовестную службу и с честью выполненный долг Наталия Леонидовна награждена правительственными наградами СССР и Республики Афганистан.
     Хотя не все так было просто. В течение года Наталия скрывала от родителей, что служит в Афганистане, дабы не волновать их и свою маленькую дочь. Узнавала от офицеров, которые прибывали по замене из групп советских войск в Восточной Европе, как там и что, и старательно переносила эти воспоминания на бумагу. Так что по письмам у ее родителей создавалось полное ощущение, что их дочь служит в благополучной, спокойной ГДР, что она довольна жизнью. А ведь так, вероятно, на самом деле и было. Наталия чувствовала свою причастность к большому, нужному делу, нашла она и своего двоюродного брата. А еще – встретила в Афганистане свою любовь. Виталий Владимирович служил в той же 5-й дивизии, занимал высокую должность, чувства проявились не сразу. Но чувство, родившееся на войне, супруги бережно сохраняют на протяжении всей своей семейной жизни. Только вот Виталий Владимирович уже уволился из армии, а Наталия Леонидовна по-прежнему в строю.
     Прослужив 15 лет в 11 воинских частях и учреждениях и сменив 6 гарнизонов, после окончания в 2003 году Российского государственного гуманитарного университета она получила право заключить свой первый офицерский контракт, о котором мечтала всю свою жизнь. Сейчас в свои (простите, выдам тайну) 46 лет она капитан, но у этой хрупкой, решительной женщины есть серьезные планы относительно дальнейшей службы. Решительность Наталии Леонидовны подтверждается стремлением добросовестно выполнять воинский долг. Действительно, какой солдат не носит в своем ранце маршальский жезл?! А уж что в дамской сумочке офицера-женщины, страшно представить…
     Впрочем, позвольте в серьезный рассказ добавить и немного лирики. Мне кажется, главное оружие Наталии Леонидовны — красота, красота южной казачки: яркие, выразительные глаза и длинные ниспадающие волосы каштанового цвета.
     - А как же уставный порядок? Как соотносятся длинные волосы, Наталия Леонидовна, с военной формой одеждой? – улыбаюсь я.
     Наталия «делает» удивленные глаза, но потом, понимая, что я шучу, отвечает:
     - Длинные волосы у меня были всегда и везде. В большинстве частей командование относилось с пониманием. А те, кто хотел, чтобы я изменила прическу, со временем мирились. А потом, мои длинные волосы – это как часть моего имиджа. Кстати, вы знаете, что смена образа приводит к повороту судьбы? А я ее менять не хочу.
     Сейчас Наталия Леонидовна служит в отделе СМИ Вооруженных Сил РФ Главного управления воспитательной работы ВС РФ. И, пожалуй, является одной из редких женщин-офицеров из центрального аппарата Минобороны РФ, которые прошли Афганистан. А оттого уважение, которое проявляют к ней ее сослуживцы, особое. Она доказала свою необходимость быть нужной армии особой мерой – мерой Афганистана.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex