на главную страницу

6 Марта 2007 года

Армия и общество

Вторник

Сближая берега Амура

Олег ВЕРШИНИН, «Красная звезда».



Понтонно-мостовой полк под командованием полковника Виктора Самборского известен далеко за пределами Дальневосточного военного округа. Он предназначен для оборудования инженерных переправ на полноводных реках путем создания наплавных понтонных мостов, по которым можно перебросить через водные преграды любые виды техники. Таких воинских частей в России всего две – на Волге и на Амуре.

     Полк имеет солидный возраст – более 60 лет, ну а компактная и надежная материально-техническая база, которой оснащена часть сейчас, к понтонерам поступила около 15 лет назад. Тогда практически никакой литературы по ее эксплуатации не существовало, и офицерам понтонно-мостового полка фактически пришлось испытывать на надежность новую технику. В результате боевыми орденами и медалями в мирное время были награждены пять офицеров.
     Большинство из наших читателей хотя бы в общих чертах представляют, как создаются наплавные мосты из береговых и речных звеньев (понтонов). Однако далеко не все знают, что понтонную переправу можно оборудовать и тогда, когда река замерла подо льдом, однако его толщина не позволяет переправиться тяжелой боевой технике.
     - В зимних условиях возможны два способа создания наплавного моста, - рассказывает командир взвода инженерной разведки старший лейтенант Евгений Кутырев. - БАТ выталкивает последовательно каждое понтонное звено на лед. Под общей массой металла тонкий панцирь реки в 10-20 сантиметров продавливается. Если толщина покрова выше, существует другой способ. По бокам установленного наплавного моста подрываются специальные заряды, лед ломается, и мост плавно ложится на воду. Мы понимаем, что в случае реальных боевых действий противник постарается уничтожить не только стационарные мосты, но и наплавные. Поэтому отработана методика по наведению ложных переправ, прикрытию наплавных мостов маскировочными дымами.
     Последние широкомасштабные учения по наведению наплавного моста проводились около десяти лет назад. Тогда жители поселка Бычиха могли наблюдать колонну КрАЗов, которая шла в направлении пионерлагеря «Комета». Не доезжая до пограничной заставы, машины сворачивали к берегу и, заехав в воду по ступицы задних колес, сбрасывали на речную гладь понтонные звенья. Наплавной мост был создан около левого берега и отбуксирован против течения катерами. Военнослужащие справились с поставленной задачей в рекордно короткие сроки и получили от командования заслуженные благодарности.
Сейчас понтонно-мостовой полк не проводит полномасштабных учений по наведению наплавных мостов. Сначала причиной этого было недостаточное финансирование, потом - сокращение ряда должностей в воинской части.      Однако военнослужащие профессионализм поддерживают – на занятиях по боевой подготовке создают специальные ротные паромы из понтонных звеньев для транспортировки техники. Фактически личный состав выполняет прежнюю задачу, ведь, например, наплавной мост через реку Уссури создается из нескольких таких паромов.
     Многие военнослужащие распределяются в понтонно-мостовой полк из степных районов страны и воды побаиваются. Так что в части солдат даже плаванию обучают, причем двумя стилями: кролем и брасом. Через месяц новички уже уверенно выполняют установленные нормативы - в форме, сапогах и с автоматом.
     За этот же период часть военнослужащих осваивает специальность моториста-катериста (водить специальные катера, которые являются основной движущей силой парома, оказывается, не сложно). Другая часть личного состава – главным образом водители – обучается на понтонеров. Особенность здесь заключается в умении орудовать восьмикилограммовым рычагом. Несколько месяцев такой работы - и парни могут выступать на соревнованиях по армреслингу.
     Личный состав довольно быстро осваивает алгоритм создания и ведения парома любой конфигурации. Более того, военнослужащие перевыполняют установленные нормативы. Например, норматив по сборке ротного парома на высшую оценку составляет 20 минут. А в полку сокращенное вдвое подразделение выполняет данную задачу… за восемь минут. Таким образом, офицеры уверены, что даже задача по созданию полноценного наплавного моста через Амур в случае необходимости будет выполнена в срок. Хотя, конечно, личному составу придется поработать в экстремальных условиях.
     - Летом и осенью полк организует переброску неисправной техники на ремонтные базы и отремонтированных машин в воинские части, - отметил командир батальона подполковник Олег Чайчук. - Каждый марш – 200 километров по воде. Это сутки в пути. Надо сказать, маневрирование ротным паромом, под завязку забитым тяжелой техникой, дело само по себе нелегкое, требующее от личного состава определенной сноровки и хороших навыков. К тому же марш порой приходится совершать в тяжелых условиях. Был случай, когда паром попал в пятибалльный шторм. И хотя согласно документации техника не рассчитана на природное волнение такой силы, военнослужащие вышли из испытания с честью, без потерь. Случаются и форс-мажорные обстоятельства, например сильный туман или густая дымовая завеса от горящей тайги.
     Большая ответственность возлагается при этом на офицеров. Старший парома обязан в совершенстве знать фарватер, речные знаки и лоции. Он должен предвидеть ходы, как опытный шахматист, и уметь быстро ориентироваться в чрезвычайных обстоятельствах (к примеру, избежать столкновения с чересчур наглыми рыбаками, во время нереста кеты обойти двухсотметровые сети). Конечно, опыт появляется не сразу. Некоторое время офицеры проходят на пароме своеобразную стажировку и управляют им под руководством более опытных товарищей. Настоящими профессионалами в полку считаются командир батальона подполковник Олег Чайчук, начальник службы вооружения полка майор Олег Хлебуш и командир роты капитан Андрей Канунников. О них говорят просто: «Чувствуют воду».
     И все же ни один военнослужащий части не может считать себя полноценным понтонером, пока не пройдет специальное посвящение. После успешного сплава паром некоторое время остается на мелководье. Один из солдат отвлекает новобранца, второй незаметно подкрадывается и сталкивает зазевавшегося парня в воду. Затем под дружный хохот военнослужащие помогают сослуживцу забраться на борт.
     У командиров подразделений данная традиция несколько усложнена. В рычаге понтонера сверху существует небольшое углубление. Офицер должен поднять восьмикилограммовый рычаг и самостоятельно выпить из ямки 50 граммов крепкого напитка. После официального посвящения военнослужащие становятся полноправными членами коллектива.
     Зимой личный состав наводит ледовые переправы. Выполнение этой задачи занимает подчас несколько суток, и значение она имеет далеко не учебное. Подготовленными маршрутами пользуются главным образом водители частных машин и техники сельхозпредприятий. Впрочем, не всегда. Во время одного из зимних периодов обучения военнослужащие полка, к примеру, соорудили переправу к Большому Уссурийскому острову. В соответствии с решением правительства о демаркации границы по ней шла переброска техники из укрепрайона.
     Создание ледовой переправы начинается все с той же инженерной разведки. Помимо всего прочего необходимо выяснить толщину природного настила. С помощью обычной двуручной пилы выпиливается кусок льда. Полученный куб изучается на толщину и однородность состава. Если лед недостаточно крепок, его укрепляют, поливая сверху водой. Для выравнивания больших торосов на реке используют БАТ. По старой традиции переправу обозначают обычными метлами. Безусловно, здесь существуют и другие тонкости в работе. Чтобы природный панцирь не растрескался под весом тяжелых машин, смягчают давление воды на лед - сбоку на всем протяжении дороги сверлят пешнями лунки.
     Полк под командованием полковника Виктора Самборского не является частью постоянной готовности, однако в военное время будет находиться, по сути дела, на передовой, а потому личный состав готовится основательно. За время службы в понтонно-мостовом полку военнослужащие получают хорошие знания и навыки в работе на реке. Многие из них после увольнения в запас уже не мыслят свою жизнь вне полюбившихся водных просторов и устраиваются работать в Амурскую речную флотилию. Некоторые осваивают схожие морские специальности и впоследствии ходят в «загранку».
     На снимках: ротный паром готов к маршу; загрузкой техники руководят опытные офицеры.Фото из архива части.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex