на главную страницу

7 Марта 2007 года

Армия и общество

Среда

ОГОНЬ, Вода и... 8 элементов

Константин ЛОБКОВ, Виталий АНЬКОВ (фото), «Красная звезда».



     Представьте нештатную ситуацию в море. Подводный корабль получает пробоину. Поток ледяной морской воды врывается в отсек. Счет времени идет на секунды. Успеет ли личный состав остановить беду, заделать пробоину в корпусе, спасти в итоге себя и подлодку?
     Вопрос отнюдь не риторический: и в военное, и в мирное время возникали и возникают подобные ситуации, когда только подготовленность экипажа к четким и слаженным действиям в борьбе за живучесть корабля обеспечивала позитивный результат.
     – Вот эта книжица, по сути, написана кровью, – подал нам со стола в своей каюте «Руководство по борьбе за живучесть подводной лодки…» временно исполняющий обязанности командира учебно-тренировочного судна (УТС) старший мичман Юрий Киндеев. – Здесь каждая строка, каждое слово проверены практикой спасения, выхода из тяжелейших ситуаций многих экипажей. Вот, к примеру, пункт 73: «Действия личного состава при поступлении воды в отсеки». Каждый подводник должен их хорошо знать и, не ожидая дополнительных команд, быть готовым самостоятельно ликвидировать аварийную ситуацию. Поэтому основные положения «Руководства» моряки учат наизусть…
     УТС – единственный в Приморской флотилии своего рода тренажер, выполненный на базе старой подводной лодки, где проходят специальную боевую подготовку экипажи как подводных, так и надводных кораблей. Именно здесь военные моряки шлифуют навыки борьбы с водной и огненной стихиями.
     В иные дни на занятия по борьбе за живучесть корабля приходят до 150 человек. Нагрузки на крохотный экипаж учебно-тренировочного судна резко увеличились в последние годы после известных трагедий в море.
     – В связи с авариями, которые случались и на нашем Тихоокеанском флоте, заметно повышены требования к специальной подготовке личного состава, особенно перед выходом кораблей в море, – говорит капитан-лейтенант Сергей Бахмач, помощник заместителя командира электромеханической службы соединения «Варшавянок». Он поднялся на борт УТС вместе с очередной партией подводников из экипажа капитана 2 ранга Сергея Волкова. – Прежде такого спроса не было. Ежедневно здесь тренируется очередная дежурно-вахтенная служба, раз в квартал – каждый экипаж.
     Понятно, что сюда ведут отнюдь не новичков. Ведь на подводных кораблях два раза в неделю проходят тренировки по борьбе за живучесть под руководством офицеров. От личного состава требуются твердые знания не только устройства своего отсека, чтобы в случае необходимости уверенно ориентироваться в насыщенном аппаратурой и всевозможными трубопроводами пространстве, но и всего аварийно-спасательного инструмента. А это раздвижные упоры различной длины, способные выдерживать разное давление извне, это наборы досок, брусьев, клиньев, пластыри, пакля, специальные заглушки, это, наконец, топор, кувалда, зубило, проволока. Вчерашнему призывнику даже иные названия бывает трудно запомнить, зато матрос второго года службы, а тем более контрактник, уже может двигаться по родному отсеку с закрытыми глазами, хорошо знает, где какой упор взять, куда его поставить, во что упереть, чтобы заделать условную трещину в корпусе.
     – В инструкциях расписано, какие вводные нужно отрабатывать обязательно, для каждого упражнения определены временные нормативы, – рассказывает старший помощник командира ПЛ капитан 3 ранга Юрий Конкин. – После каждой тренировки в специальном журнале командир отсека делает соответствующие записи, выставляет оценки военнослужащим. В первые же дни службы молодого пополнения мы знакомим матросов с так называемыми отсеками живучести, откуда, в случае чего, можно спастись. Это первый отсек, где торпедные аппараты, центральный, где находится рубочный люк, и кормовой, где также имеется спасательный люк. Там хранятся продукты питания в специальных аварийных бачках и индивидуальные средства защиты. Спасательное снаряжение ССП-60 – гидрокомбинезон и дыхательный аппарат ИДА-59М – не раз надевал на себя каждый подводник. В нем, как показали испытания, можно выходить на поверхность с глубины до 140 метров. Рискованно, конечно, и страшно, но за жизнь нужно бороться до победного конца.
     Подобное же снаряжение используется во время тренировок на УТС. «АРО-40» – один из костюмов, предназначенный для выхода из аварийной лодки и длительного пребывания в морской воде. Не промокает, обладает хорошей плавучестью, утеплен. Он поступил на вооружение отечественного флота после гибели в Норвежском море в 1989 году подлодки «Комсомолец». Тогда многие члены экипажа, покинувшие всплывший на поверхность атомоход, держались на воде в спасательных нагрудниках и погибли из-за переохлаждения организма.
     Отработать элементы легководолазного дела в условиях УТС – а для этого здесь есть специальный бассейн – личному составу помогают инструкторы старшие матросы-контрактники Степан Лопунов и Василий Голубенко. Один – уроженец села Ново-Николаевки из-под Ростова-на-Дону, другой – Черкесска. Оба парня служат на Тихом океане после восьмимесячной учебы в подразделении водолазов, что в Севастополе.
     – Таких элементов восемь, – поясняет Василий, помогая надеть водолазное снаряжение очередному матросу перед спуском в бассейн. – Рабочая проверка дыхательного аппарата, одевание спецкостюма, спуск на грунт… Последний элемент - самый сложный – выход через торпедный аппарат. Сначала сухой, потом мокрый. Сложный потому, что человек оказывается в замкнутом пространстве, где кромешная темень, трудно ориентироваться, и оно заполняется водой. В голову подчас лезут неприятные мысли, нужно перебороть страх. Поэтому в пример подчиненным при отработке элемента обычно первыми идут командир, старпом, механик.
     В тот день, когда мы наблюдали за очередной тренировкой по борьбе за живучесть, личный состав под руководством старпома капитана 3 ранга Юрия Конкина, инженера вычислительной группы старшего лейтенанта Сергея Пономарева и старшины команды торпедистов старшего мичмана Сергея Дуранова выполнял весь комплекс обязательных для подводника упражнений, за исключением выхода из корпуса через торпедные аппараты. Боролся с хлещущей в отсек забортной водой и ярко полыхавшим огнем, опускался на дно бассейна и ходил по сигналам, выбирался из воды на спасательный плот. И все это время рядом с подводниками находился личный состав УТС.
     – 45 секунд на тушение – хороший результат, – с удовлетворением отметил работу очередной группы старший мичман Юрий Киндеев. – Если бы в реальной аварийной ситуации не справились с помощью огнетушителей, то на лодке есть противопожарные системы – воздушнопенная и лодочная объемно-химического тушения. Но система ЛОХ вредна для здоровья, ее применяют в самых крайних случаях.
     Экипаж УТС под командованием старшего мичмана Павла Лубского, по словам комбрига капитана 1 ранга Александра Горбунова, днем обеспечивает качественную отработку спецупражнений, а вечером занимается подготовкой снаряжения и оборудования к следующим занятиям. Два мичмана и четыре матроса на совесть выполняют поставленную перед ними задачу – учить и совершенствовать навыки военных моряков в борьбе за жизнь экипажа.
     – Нормально справляемся, еще не сорвали ни одной отработки, все идет согласно графику, – заверил нас старший матрос контрактной службы Василий Голубенко. – Сейчас судно сковано льдом, а то бы организовали легководолазную тренировку прямо за бортом УТС, там водолазу попросторнее. Помимо этой работы, на нас еще лежит проверка лодочных аппаратов – ИДА-59М – на каждого члена экипажа. Разбираем, промываем, меняем устаревшие части, забиваем воздух в аппарат. А еще Степан Лопунов как водолаз периодически осматривает корпуса подлодок соединения. Тоже серьезная задача.
     – Бывает, все же первичная подготовка личного состава хромает, – посетовал старший мичман Юрий Киндеев. – Вчера, к примеру, принимали матросов с одного из противолодочных кораблей, и по ходу дела выяснилось, что, хотя они и допущены к аппаратам ИП-6, но толком даже не знают, куда и что включить. Пришлось предъявить претензии старшему, и он отдельно тут же позанимался с моряками, чтобы они могли более уверенно участвовать в тренировке по тушению пожара. Это ведь не шутки – бороться с огнем. Потому мы еще и еще раз отрабатывали с ними надевание снаряжения, все необходимые процедуры, чтобы человек уже в боевой обстановке не растерялся, знал, куда вставить патрон, что подключить…
     На учебном судне действует и барокамера. Каждый подводник знает, что после подъема на поверхность с большой глубины, где на тебя давят тонны воды, ощущаешь себя зачастую некомфортно, а то и откровенно плохо. Чтобы вывести водолаза из состояния декомпрессии, его помещают в этот чудо-аппарат, создавая необходимое атмосферное давление, если нужно – подключают кислород. Чувствуешь лучше – давление понижается. Эту процедуру проходят здесь обязательно при участии врача-физиолога и молодые подводники, хотя они подвергались такой же проверке на призывном пункте. С помощью барокамеры определяется, сможет ли матрос по состоянию здоровья при необходимости опускаться на глубину.
     …Как обеспечен УТС всем необходимым для проведения тренировок по борьбе за живучесть корабля? Со снаряжением тут все в порядке. Огнетушители, правда, подустарели, потому что часто ими пользуются, но скоро должны поступить новые. Флотское командование со складов последнее вытаскивает, стараясь обеспечить как положено этот объект специального назначения. А в году нынешнем учебно-тренировочное судно поставят в доковый ремонт, надо кое-что уже подлатать. Все-таки верой и правдой служит подлодка флоту (последние десятилетия в качестве учебного тренажера) с 1954 года. И многие моряки-тихоокеанцы обязаны ей тем, что в суровых морских условиях выходили победителями из нештатных ситуаций.


     На снимках: Снаряжение в исправности. В отсеке по борьбе с пожаром. Работа аварийной партии по ликвидации учебной пробоины. Учебно-тренировочное судно у пирса соединения. Старшина 1-й статьи Сергей ОвсЯнников в момент наивысшего напряжения сил. Во время тренировок в бассейне.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex