на главную страницу

14 Марта 2007 года

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Среда

ИМПЕРАТИВЫ ВОЙН БУДУЩЕГО

Александр ТИХОНОВ.



     
Визитная карточка.

     Александр Павлович Лукин родился 17 ноября 1951 г. в Волгоградской области. В 1973 г. с отличием окончил Ростовское высшее командно-инженерное училище. Служил в РВСН. После окончания в 1984 г. командного факультета Военной академии имени Петра Великого был назначен командиром полка. С 1990 по 1993 г. командовал ракетной дивизией в Забайкальском военном округе. По окончании с отличием Военной академии Генерального штаба в 1995 г. получил назначение в Главное оперативное управление Генерального штаба ВС РФ, где проходил службу заместителем начальника управления, а с 1997 г. - начальником управления. В 2002 г. был назначен начальником Военной инспекции Минобороны России – главным военным инспектором; сформировав Военную инспекцию, руководил ею до декабря 2006 г. В декабре 2006-го назначен начальником Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ.
     

     - Александр Павлович, в нынешней должности вы всего два с половиной месяца. Однако организация боевой подготовки в наших Вооруженных Силах вам хорошо известна по предыдущей должности начальника Военной инспекции Министерства обороны РФ – главного военного инспектора. Какие, на ваш взгляд, в организации боевой учебы сильные и слабые стороны?
     - Действительно, система боевой подготовки для меня не является новой, поскольку в прежней должности при инспектировании войск проверялось и состояние боевой подготовки.
     Теперь о положительных моментах, которые есть сегодня в боевой подготовке, и недостатках.
     Позитивно то, что у нас возрождается – причем на новом качественном уровне – система боевой подготовки, которая была раньше в Советской Армии. Так, воссоздается система проведения тактических учений. Недостаток средств, выделяемых на боевую подготовку в 90-е годы, вынуждал проводить учения в основном на картах, и многие офицеры не смогли получить должные навыки управления войсками на местности, а некоторые молодые офицеры ни разу не участвовали в учениях. Сейчас в войсках и силах проводятся батальонные тактические учения, а также, как правило, полковые и бригадные. То есть важнейшие мероприятия боевой учебы проходят в поле – там, где действительно можно научить командира управлять, а личный состав подразделений – действовать в сложных условиях современного боя. Кстати говоря, по сравнению с армиями других стран мы выделяем больше времени именно на полевую выучку.
     Сейчас особое внимание в организации боевой учебы мы обращаем на межвидовую подготовку исходя из того, что война будущего – это война не отдельного рода войск или вида вооруженных сил, а группировок, в составе которых будут части или соединения и Сухопутных войск, и ВВС, и Военно-морского флота (на приморских направлениях), и ВДВ с использованием информации, получаемой от космических средств.
     Одним из слабых мест в боевой подготовке, на мой взгляд, остается недостаточное ее насыщение техническими средствами обучения. В последние два года в связи с реализацией Федеральной целевой программы комплектования частей и соединений военнослужащими по контракту эта проблема стала решаться. То есть соответствующее финансирование позволило приступить к оснащению войск учебными тренировочными средствами и техническими, в том числе программно-аппаратными, средствами обучения, которые повышают эффективность боевой подготовки.
     Еще одним из недостатков сейчас является слабая методическая подготовка офицерского состава, и прежде всего офицеров взводного и ротного звеньев.
     - То есть сейчас одним из главных направлений деятельности возглавляемого вами Главного управления является повышение профессионального мастерства офицерского состава?
     - Да, мы на этот счет принимаем серьезные меры. Нам удалось за прошлый год повысить уровень подготовки командиров полков, командиров батальонов. Сейчас предстоит максимум внимания уделить подготовке младших офицеров.
     - В ходе полкового тактического учения, проходившего недавно на полигоне Московского военного округа, вы говорили о том, что боевая учеба перенасыщена мероприятиями, в результате чего у офицеров войскового звена не хватает времени на качественную подготовку к каждому из них. Означает ли это, что программы боевой подготовки будут в ближайшее время изменены? Если да, то какие ожидаются нововведения?
     - Программа боевой подготовки только недавно отработана и утверждена, так что содержательная ее сторона меняться не будет.
     Сейчас мы решаем вопрос о переходе с 2008 года на иную длительность выполнения программ подготовки - для частей постоянной готовности, которые укомплектованы контрактниками. То есть программу обучения, которую части сейчас проходят дважды в год в зимнем и летнем периодах, им предстоит проходить в течение года. Это позволит качественно готовить каждое мероприятие боевого слаживания. Кроме того, больше времени будет отведено на совершенствование одиночной подготовки.
     Сейчас на боевое слаживание рот отводится месяц. Этого недостаточно, особенно если вычесть праздники…
     - И отпуска…
     - Отпуска солдат и сержантов-контрактников – это отдельная проблема, достаточно сложная, но я полагаю, что командиры на местах в состоянии ее решить без ущерба для учебного процесса.
     - Даже если учебному процессу в той или иной воинской части видимого ущерба не наносится, безошибочно определить ее потенциал достаточно сложно. Главный и по большому счету абсолютный критерий боеспособности любого воинского формирования – достижение победы в бою. Для того чтобы в мирное время определить готовность подразделения, части или соединения, используются различные методики оценки, прежде всего их действий на учениях. Скажите, планируется ли усовершенствовать эти методики?
     - Да, у нас разработаны такие методики. Во-первых, это приказ министра обороны от 2006 года, который вводит новую Инструкцию по проверке войск. В этой инструкции перечислены все показатели состояния войск, в том числе и боевая подготовка, указано, как они должны проверяться и оцениваться. Кроме того, переиздан ряд документов, регламентирующих боевую подготовку, например Наставление по организации и проведению общевойсковых тактических и командно-штабных учений (второе дополненное издание 2005 года), Курс стрельб в новой редакции, вышедший буквально месяц назад. К числу новых документов относится также Методика проведения учений по управлению авиацией и ПВО. Как видите, мы активно разрабатываем подобные документы, особенно в интересах ВВС и ВМФ, где пока имеется ряд устаревших, не соответствующих требованиям времени курсов и наставлений.
     - Вы уже отметили, что качество занятий во многом зависит от состояния учебной материально-технической базы (УМТБ). Каковы планы ее развития в 2007 году, какая сумма на это будет выделена в сравнении с прошлыми годами?
     - Большой толчок развитию УМТБ дало введение в действие ФЦП по переводу соединений и частей постоянной готовности на контрактный способ комплектования. С 2004 по 2006 год отремонтировано и приведено в рабочее состояние 780 учебных объектов. Стоимость выполненных работ составила более 1,3 млрд. рублей. Эта работа продолжается: только в этом году запланированы мероприятия по совершенствованию и ремонту еще 287 объектов учебной базы.
     Как известно, на территории СКВО формируются две отдельные мотострелковые бригады (горные). Боевой подготовке этих бригад будет уделено особое внимание, и на создание современной УМТБ в них уже выделено 200 млн. рублей. Сейчас выполнен землеотвод, ведутся проектные работы, и буквально в этом месяце начнется создание бригадных полигонов.
     - Александр Павлович, позвольте вопрос в развитие темы. На одном из полигонов МВО в прошлом году тактическое занятие было организовано с использованием лазерных имитаторов стрельбы и поражения (ЛИСП). Одно подразделение шло в атаку, другое оборонялось. В ходе первой атаки, когда наступление было организовано цепью, как и на других подобных занятиях, обороняющиеся «уничтожили» противника за считанные минуты. После этого наступающим пришлось много раз с использованием все новых тактических приемов заново начинать атаку, прежде чем они сумели достичь переднего края обороны условного противника. Но когда они все-таки цели достигли, то на всю жизнь, наверное, запомнили как неудачные, так и удачные тактические приемы. Применение ЛИСП в корне изменило характер занятия, на порядок повысив его эффективность. Какими темпами будет происходить оснащение ЛИСП наших войск?
     - Лазерные имитаторы стрельбы и поражения уже более девяти лет применяются в учебном процессе военных вузов, а в последнее время - и частей постоянной готовности, переводимых на контрактный способ комплектования.
     В упомянутом вами случае речь идет об исследовательских учениях по отработке комплексного применения лазерных имитаторов стрельбы и поражения личного состава, средств имитации огня и поражения боевой техники и вооружения, автоматизированных средств управления тактическими учениями, средствами контроля огня, ударов и действий войск, которые в последние годы проводятся совместно с Главным командованием Сухопутных войск с привлечением авиации ВВС.
     Проблема оснащения лазерными имитаторами стрельбы и поражения была в том, что не хватало средств для их массовой закупки.
     В настоящее время разработана концепция комплексной целевой программы развития средств обучения и подготовки Вооруженных Сил. В соответствии с ней мы планируем значительные серийные закупки технических средств обучения, в том числе и лазерных имитаторов стрельбы и поражения.
     - Не могу не спросить о новых компьютерных тренажерах, которые пришлось видеть в учебном корпусе 34-й мотострелковой дивизии ПУрВО. Каковы планы оснащения ими других частей и соединений постоянной готовности?
     - Прежде всего необходимо оснастить новейшими тренажерами части и соединения постоянной готовности и учебные центры. В этом году на 10% повысится объем ежегодных поставок современных компьютеризированных тренажерных средств обучения для частей постоянной готовности практически всех военных округов, ВДВ и береговых войск ВМФ. Это позволит к концу 2007 года обеспечить развертывание пяти современных тренажерных комплексов полка (бригады) и совершенствовать тренажерную базу частей и соединений постоянной готовности военных округов (34-й и 27-й мотострелковых дивизий ПУрВО; 27-й отдельной мотострелковой бригады, 1-го мотострелкового полка 2-й мотострелковой дивизии, частей постоянной готовности еще одного соединения МВО; 20-й мотострелковой дивизии СКВО; 138-й отдельной мотострелковой бригады ЛВО; одного из мотострелковых полков ДВО), 76-й и 106-й воздушно-десантных дивизий, 31-й отдельной воздушно-десантной бригады, а также частей постоянной готовности береговых войск ВМФ.
     Какова цель внедрения этих технических средств? Прежде всего мы хотим добиться, чтобы не менее 50% задач одиночной подготовки, подготовки экипажей танков и боевых машин, а также до 30% упражнений огневой подготовки из стрелкового оружия и средств ближнего боя могли отрабатываться на тренажерах. При этом не потребуется выходить далеко за пределы пункта постоянной дислокации, расходовать боеприпасы, ГСМ, моторесурс техники, что приведет к значительной экономии средств и времени. В то же время отмечу, что работа на тренажерах не может на 100% заменить действия в поле.
     Работы по совершенствованию учебно-тренировочных средств и технических средств обучения (УТС и ТСО) ведутся и для других видов Вооруженных Сил. Совершенствуются УТС и ТСО для подготовки летчиков и экипажей самолетов ВВС и ПВО. Например, тренажер нового поколения КСТД-29 признан самым эффективным для подготовки летчиков. Основное преимущество этого тренажера в том, что программное обеспечение тренажера позволяет накапливать информацию по выполнению упражнений и отслеживать изменение уровня подготовленности летчика.
     В подготовке экипажей подводных и надводных кораблей ВМФ применяются различные тренажеры - от средств отработки приемов борьбы за живучесть до тренажеров боевых частей. Подготовка органов управления ВМФ проводится тоже с применением современных высокотехнологичных средств.
     - Обслуживать такие сложные тренажеры, равно как и все более сложное полигонное оборудование, должны профессионалы. В связи с этим как объяснить, что в ФЦП по переводу на контрактный способ комплектования почему-то не вошли штатные и нештатные полигоны соединений и частей, переходящих на контракт. В результате прапорщики – начальники различных полигонных объектов – лишены той денежной надбавки, которую получают их коллеги в подразделениях и службах частей за особые условия боевой подготовки. Следствием этого стала текучесть кадров полигонных команд. Когда эта проблема будет решена?
     - Да, такая проблема существует. Появилась она из-за того, что надбавку, о которой вы говорите, получают только в частях постоянной готовности, а полигоны к числу таких частей не относятся. Но мы будем работать над тем, чтобы офицеры и прапорщики полигонов тоже могли получать эту надбавку, поскольку они непосредственно участвуют в интенсивной боевой подготовке, за что как раз и выплачивается надбавка их коллегам в частях и соединениях постоянной готовности.
     - На ПТУ, о котором я выше упоминал, участвовавшая в нем авиация проявила себя не лучшим образом. У летчиков есть крылатое выражение: «Победы в воздухе куются на земле». Однако асами все-таки становятся в небе… Когда наконец налет часов у наших и американских, норвежских и т.д. летчиков практически сравняется, как это было в советские времена? И как этот показатель меняется в последние годы?
     - Да, действительно, средний налет летного состава ВВС и ВМФ значительно ниже требований, которые сегодня существуют в Минобороны. Меньше всего летает разведывательная авиация, выполняя примерно 30% от нормы, больше – дальняя авиация и военно-транспортная.
     - Чем обусловлено, что все рода авиации, кроме ВТА и дальней авиации, летают меньше положенного?
     - Двумя факторами: недостаточным количеством топлива, выделяемого на подготовку летных экипажей, и низкой технической исправностью авиационной техники.
     Теперь о том, как меняется налет часов в последнее время. За 2006 год в частях ВВС средний налет на летчика составил около 40 часов, а в 2005 году было 30 часов (в частях постоянной готовности - 36 часов). Так что пусть и небольшая, но положительная динамика наблюдается.
     Конечно, для увеличения налета летного состава надо прилагать комплексные усилия, чтобы и исправность техники позволяла летать, и керосин под это выделялся.
     - Александр Павлович, если позволите, то последний вопрос будет, так сказать, «внутриведомственного» характера… Локомотивом усовершенствования процесса боевой учебы является возглавляемое вами Главное управление, управления боевой подготовки в округах и на флотах, отделы в армиях. Что, на ваш взгляд, в этой вертикали надо изменить, в том числе в организационном плане? Или существующая структура вполне отвечает возложенным на нее задачам?
     - Было бы нескромным, прослужив на месте начальника Главного управления два с небольшим месяца, предлагать резко реформировать эту структуру, которая, кстати, создана совсем недавно. Ведь не так давно это управление подчинялось Сухопутным войскам, а в Сухопутных войсках своего управления боевой подготовки не было. Полтора года назад было создано наконец управление боевой подготовки Сухопутных войск, и теперь во всех видах Вооруженных Сил, родах войск есть управления или отделы боевой подготовки. Естественно, во главе этой структуры – Главное управление боевой подготовки и службы войск, которое координирует работу управлений видов Вооруженных Сил и особое внимание, как я уже отмечал, уделяет межвидовой подготовке, непрерывно анализирует информацию о ходе и результатах боевой подготовки. Именно на основе результатов всестороннего анализа мы и занимаемся разработкой различных методик, наставлений и программ подготовки.
     Менять же структуру Главного управления, управлений, отделов боевой подготовки я бы сейчас не стал. Сначала надо с этой структурой глубоко ознакомиться, понять, насколько она эффективна, а потом уже предлагать какие-то направления ее совершенствования.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex