на главную страницу

14 Марта 2007 года

Армия и общество

Среда

В очереди не отметился…

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда». Санкт-Петербург



     Возможно, именно его смерть подтолкнула наконец-то принять решение, которого в Петербурге ждали порядка 70 тысяч военных пенсионеров. Хотя чиновники стремятся не усматривать здесь прямую причинно-следственной связи – дескать, возраст: контр-адмиралу в отставке Ивану Паргамону через несколько месяцев исполнилось бы 80. Однако и куда более молодых людей безобразие на Почтамтской улице надолго выводило из состояния душевного равновесия…
     Об этом безобразии писали многие петербургские газеты, показывали сюжеты по телевидению. Была публикация и в «Красной звезде». Речь об огромной очереди – до 500 человек, которая до конца февраля выстраивалась по понедельникам у дверей Октябрьского федерального суда Санкт-Петербурга. Здесь стояли офицеры запаса и в отставке, которым после увеличения в январе 1995 года должностных окладов военнослужащим на 25 процентов, «забыли» пересчитать пенсии. Иными словами, за трехлетний период – до дефолта 1998 года каждому военному пенсионеру, уволившемуся до 1995 года, задолжали по 20-30 тысяч рублей. Причем правомерность такой выплаты бесспорна – это помимо всего прочего подтверждено и в судебном порядке.
     Как в цивилизованном обществе, уважающем своих защитников, решают эту даже не проблему, а чисто технический вопрос? «Сверху» была бы отдана команда, и в военкоматах по месту жительства данной группе военных пенсионеров просто сделали бы перерасчет – человек вместе с очередной пенсией получил бы положенное. Но это если следовать элементарной логике и не создавать проблем ни людям, ни по большому счету самим чиновникам. Реально же был запущен куда более «мудрый» механизм, вынуждающий обманутых военных пенсионеров с боем и нервами выбивать деньги, которые задолжало государство. Сначала военный пенсионер должен был получить официальный отказ на выплату задолженности в городском военкомате. Там даже приготовили пачки стандартных отказных бланков, которые нужно прикрепить к исковому заявлению. Естественно, за бланком тоже нужно было постоять в очереди, так как прием велся только по средам.
     Ну а дальше – в ту самую очередь под дверями Октябрьского федерального суда, который в Петербурге уполномочен принимать решение по такого рода исковым заявлениям. Прием их велся только по понедельникам четыре часа: с 10.00 до 13.00 и с 15.00 до 16.00 часов. Очередь занимали накануне воскресным вечером, а к 6 утра – снова на вахту. В ход шли те самые памятные многим самодеятельные номерки. Один из «стояльцев» рассказал, что физически не может из Ломоносова добраться раньше семи утра. Приехал – оказался в очереди 217-м.
     Неожиданно ударившие в Петербурге морозы военные пенсионеры провели в очереди на свежем воздухе. Отчасти выручал расположенный неподалеку почтамт – погреться ходили туда.
     К суду претензии? Но там и без того нагрузка будь здоров – дел более, чем достаточно. Наплыв военных пенсионеров, по словам сотрудников Октябрьского районного суда, попросту парализовал работу. Плотная очередь начинается за десятки метров до дверей учреждения, тянется через забитый людьми холл, вьется по трем этажам лестницы, на каждой ступени которой не по одному человеку… Нетрудно представить и саму атмосферу этой очереди, ну а эпитеты, какими награждали военные пенсионеры в том числе и родное ведомство, на бумаге повторять не принято.
     К тому же столько дел – 70 тысяч – суду оперативно не рассмотреть чисто физически. На начало февраля удалось принять две тысячи исковых заявлений. И по каждому нужно должным образом оформить решение. Реальная же пропускная способность – не больше 200 человек в день.
     Непонятно, на что рассчитывали чиновники, изобретая такой «извилистый» путь получения денег. Скорее всего, был расчет сэкономить – не каждый отважится пройти через все эти злоключения. К тому же при таком порядке последний истец получит должок года через три-четыре. За это время исцов в строю явно поубавится… К тому же кому-то офицерская гордость не позволяет таким вот образом выпрашивать (хотя стыдно должно быть не просителям, а тем, кто заставил людей просить) положенное. Ну а у большинства просто здоровья не хватит. Для многих до родной поликлиники добраться – сродни подвигу…
     Хорошо известный многим подводникам-североморцам контр-адмирал в отставке Иван Паргамон, несмотря на свои 79 лет, на болячки не жаловался. Еще делился с сыном Виктором (тоже бывшим офицером-подводником) планами порыбачить. 22 января решил сходить на разведку к Октябрьскому суду – узнать, каков механизм получения той самой компенсации. Как рассказывает Виктор Паргамон, увиденное, мягко говоря, печальное зрелище вывело отца из себя. В очереди он решил не стоять, а направить бумаги по почте. Но для этого нужно было сначала получить тот самый отказ в горвоенкомате. По дороге к нему 24 января ему стало плохо прямо на улице. Приехавшая на место «скорая» помочь заслуженному ветерану не смогла...
     Понятно, что и остальным военным пенсионерам вся эта нервотрепка здоровья не прибавила. Многие и в очередь-то шли, запасшись лекарствами. Был ли иной выход? Его при желании всегда найти можно, что и показало дальнейшее развитие событий. Как стало известно, прокуратура города, реализуя полномочия, предоставленные ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением в защиту пенсионеров. 21 февраля 2007 года Октябрьский районный суд удовлетворил иск прокуратуры города. Согласно решению суда, каждому пенсионеру Министерства обороны РФ, состоящему на пенсионном обеспечении в Санкт-Петербургском городском военном комиссариате и занимавшему ранее должность, оклад по которой был увеличен с 1 января 1995 года, будет осуществлен перерасчет пенсии.
     Итак, решение принято. Жаль только, что Иван Николаевич Паргамон об этом так и не узнает…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex