на главную страницу

15 Марта 2007 года

Тема номера

Четверг

Флот России надо уважать

На вопросы «Красной звезды» отвечает статс-секретарь – заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Григорий Карасин.




     – Григорий Борисович, в мае 2006 года в интервью нашей газете вы подробно рассказали о ходе переговорного процесса по вопросам пребывания российского флота на Украине, исходных позициях сторон. С тех пор состоялось несколько раундов переговоров, прозвучали многочисленные заявления и комментарии. Хотелось бы спросить вас, руководителя российской делегации, как вы оцениваете складывающуюся ситуацию. Что достигнуто, где сложности?
     – Честно говоря, меня несколько насторожило стремление украинских комментаторов вернуть политизированную остроту в черноморскую тематику. Давайте вновь обо всем по порядку. Итак, с начала 2006 года переговоры идут в рамках подкомиссии по вопросам функционирования Черноморского флота Российской Федерации и его пребывания на территории Украины. Она входит в состав российско-украинской межгосударственной комиссии, которую возглавляют президенты России и Украины. Это свидетельство важности, которую имеет тематика как сама по себе, так и для формирования атмосферы российско-украинских отношений в целом.
     За год работы в рамках подкомиссии сложился действенный переговорный механизм. Состоялось более 20 встреч в различных форматах: пленарные заседания, совещания в рабочих группах, консультации экспертов. График работы плотный, но он твердо соблюдается. Атмосфера обсуждений – деловая, профессиональная. Ругани и взаимных упреков нет, по крайней мере до возвращения делегаций домой.
     Состоявшиеся встречи уже позволили тщательно сопоставить позиции, оценить выдвигаемые аргументы. Практически на всех направлениях есть определенные результаты, готовятся новые соглашения, вырабатываются совместные планы.
     Не стоит скрывать: по ряду вопросов сохраняются разногласия, подчас существенные. Однако в целом, думаю, работа подкомиссии способствует тому, чтобы Черноморский флот в полной мере выполнял стоящие перед ним задачи, а возникающие в связи с его пребыванием на территории Украины проблемы решались в духе российско-украинского добрососедства. А для России – это главная цель на переговорах.
     В конце 2006 года тематика Черноморского флота обсуждалась президентами наших стран в рамках первого заседания межгосударственной комиссии. Достигнутые договоренности являются стимулом к продолжению поиска решений открытых вопросов на основе разумного баланса интересов. Мы к такой работе готовы.
     – В оценках с украинской стороны наряду с признанием динамизма переговоров высказывается неудовлетворение, что «количество не переросло в качество» и практических результатов все еще мало.
     – Начиная переговоры, ни одна из сторон не брала обязательств достичь договоренностей любой ценой. Тем более у нас уже есть предмет договоренностей и конкретные сроки их действия. В этом главное.
     Ситуация вокруг Черноморского флота отнюдь не чрезвычайная. Главное - не быстрота достижения результатов, а их содержание и суть. У России на переговорах свои интересы, и, естественно, российская делегация будет работать над их реализацией столько времени, сколько потребуется.
     – И все-таки в украинских оценках проскальзывает мысль, что продвижение вперед, например, в вопросах инвентаризации имущества, используемого Черноморским флотом на территории Украины, тормозится российской стороной.
     – В вопросах инвентаризации Россия сделала большой шаг навстречу Украине.
     Начну с того, что речь идет о работе, которую должны провести украинские организации во исполнение национального законодательства Украины по составлению учетов имущественного фонда страны. С самого начала можно было бы сказать: это ваша проблема, решайте ее сами. Благо, технические возможности для проведения земельно-кадастровых работ в начале XXI века поистине безграничные.
     Тем не менее, исходя из дружественного характера наших отношений, мы согласились помочь украинским коллегам. Единственным условием является выработка взаимоприемлемой методики проведения этого мероприятия, которая учитывала бы специфику флота и режимный характер его объектов.
     К настоящему времени эта методика в основном согласована. Остается несколько моментов общего характера. Их прояснение должно создать основу для единого толкования целей, задач и результатов инвентаризации. Уверен, что и по этим аспектам специалисты могут договориться. Надо только избавить их от политического прессинга и дать спокойно поработать.
     – Не опасаетесь ли вы, что итоги инвентаризации могут быть использованы для постановки вопроса о повышении арендной платы? Ведь может выясниться, что флот незаконно занимает какие-то участки и здания?
     – С нашей стороны неоднократно заявлялось, что размер арендной платы не подлежит обсуждению. Она установлена межгосударственным соглашением, которое может быть изменено только на основании взаимного согласия сторон. Нашего согласия не будет.
     Что же касается разговоров о якобы незаконно используемых флотом объектах, то мы уже не раз говорили: раздающиеся с украинской стороны заявления не подтверждаются фактами. Рассчитываем, что одним из результатов инвентаризации станет внесение полной ясности в этот вопрос.
     – Тревожные новости приходят о ситуации вокруг маяков Черноморского флота. Что это, новое обострение?
     – Действительно, вопрос о навигационно-гидрографическом обеспечении мореплавания вновь выходит на передний план, причем, к сожалению, в негативном ключе.
     Предыстория известна. При подписании в 1997 году базовых соглашений проблема не была решена до конца. Но удалось договориться, как ее решить: через выработку специального соглашения.
     К слову сказать, в 1997 году пришлось отложить окончательное решение и других проблем. По многим из них затем оперативно были подписаны дополнительные документы. А вот с навигацией и гидрографией не получилось, хотя соответствующий проект был готов уже в 1998 году. Почему? Потому что украинская сторона решила пойти другим путем. Она выдвинула требование о немедленной передаче ей всех навигационно-гидрографических объектов. В подтверждение этого требования суды Украины начали процедуру их отчуждения.
     В 2006 году в рамках подкомиссии все-таки началось обсуждение проекта соответствующего соглашения. Российская сторона полагала, что это будет поворотным моментом. Однако, несмотря на наши призывы, судебные процедуры остановлены не были.
     Длительное время дискуссии шли о том, правомочны ли национальные суды заниматься вопросом, который является предметом международного договора. Но сейчас уже не до теоретических дискуссий. Ситуация приобретает иной, я бы сказал, опасный характер.
     Уже в этом году 23 января и 5 марта судебные исполнители побывали на станции радионавигационной системы «МАРС-75», это город Геническ Херсонской области, с целью изъятия объекта. Станция находится на довольно большом удалении от главной базы флота, однако туда вместе с исполнителями подтянулись и немалые группы представителей различных политических сил. Возникли напряженность, опасность конфликта. А что будет в Севастополе и прилегающих к городу районах, где судебные исполнители также намереваются предпринять аналогичные действия в отношении нескольких десятков объектов?
     Россия неоднократно обращала внимание украинской стороны на то, что логика судебного варианта неизбежно ведет к эскалации напряженности вокруг объектов Черноморского флота. К сожалению, так и получается, а это недопустимо и неприемлемо. Надеемся, что наши партнеры все-таки сделают выводы, и поиск решения проблемы будет вестись исключительно за столом переговоров.
     – Не собирается ли Россия спускать свои флаги в Севастополе, как того требует украинская сторона?
     – В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона «О Государственном флаге Российской Федерации» стяг России ежедневно поднимается в местах постоянной дислокации воинских частей и отдельных подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, к каковым относится и Черноморский флот.
     Использование государственной символики является, таким образом, частью внутренней жизни воинских формирований флота. По базовым соглашениям Украина взяла обязательства уважать статус воинских формирований и не вмешиваться в их внутреннюю жизнь. По-моему, все ясно.
     – Есть ли сближение по вопросу о деятельности российских правоохранительных органов в местах дислокации флота?
     – Украинская сторона по-прежнему выступает против постоянного присутствия российского суда, прокуратуры и других компетентных органов в местах дислокации флота, не возражая против осуществления ими в случае необходимости определенных правовых действий, так сказать, на временной основе.
     Мы же убеждены, что российские правоохранительные органы действуют в местах дислокации флота в своем нынешнем виде в соответствии с базовыми соглашениями и выполняют важную миссию по поддержанию правопорядка.
     Посмотрите на статистику деятельности военной прокуратуры Черноморского флота в 2006 году. Рассмотрено 319 обращений и жалоб (около половины из них от граждан Украины). Установлены факты нарушения прав более 2 тысяч военнослужащих и членов их семей, и, разумеется, в отношении их восстановлена справедливость. Проведены следственные и иные действия по запросам правоохранительных органов Украины. Таких запросов было 64. Если говорить об уровне преступности, то он невысокий (за год раскрыто 94 преступления, в основном незначительные), что является прямым следствием хорошо поставленной профилактической деятельности прокуратуры. Можно ли было достичь таких результатов без постоянной работы российских правоохранителей на местах?
     Честно говоря, была надежда, что существующие противоречия удастся урегулировать в рамках специального соглашения. Работа над ним была близка к завершению. Оставались неурегулированными три-четыре момента. Но в январе этого года украинская сторона представила фактически новый проект документа. Придется все начинать заново.
     – До сих пор мы как-то больше говорили об украинских озабоченностях. А что беспокоит больше всего российскую сторону?
     – Самым важным для нас является выполнение Черноморским флотом его прямого предназначения. Это – обеспечение наших военно-политических интересов, участие в международном сотрудничестве, в том числе в целях противодействия международному терроризму. Для этого флот должен иметь возможность плановой модернизации вооружения, свободы маневра, беспрепятственного пересечения границы.
     К сожалению, до сих пор по этим вопросам договориться не удалось. Наши партнеры ссылаются на интересы только собственной безопасности. Высказываются опасения, что возможный рост военной мощи флота может создать Украине проблемы на международной арене.
     Вот последний пример. Несколько лет назад российская сторона запланировала передислоцировать с Северного флота в Севастополь дизельную подводную лодку проекта 877 взамен списанной лодки аналогичного класса. Базовые соглашения не исключают такой замены. Количественный и качественный состав флота не меняется. Украинская сторона обещала подготовить проект соответствующего соглашения. И вот после трех лет обещаний приходит отрицательный ответ. Проект, мол, не прошел межведомственное согласование. Получается, что украинский госаппарат не справился с подготовкой необходимого документа. Как-то с трудом верится в такую беспомощность.
     – В повестке дня переговоров стоят ведь еще экологические и социально-экономические вопросы?
     – Здесь как раз можно говорить о положительных моментах.
     В результате достигнутых в рамках подкомиссии договоренностей налаживается неплохое сотрудничество между флотскими организациями и компетентными природоохранными органами Украины. С одной стороны, это позволяет формированиям флота полнее выполнять обязательства по соответствующим соглашениям и требования экологического законодательства Украины. С другой – оградить флот от незаслуженных обвинений, что он является чуть ли не главным загрязнителем природной среды в регионе.
     Что касается социально-экономических вопросов, то, как известно, Россия взяла на себя обязательство финансово участвовать в развитии населенных пунктов Украины, где дислоцируется Черноморский флот.
     Сейчас уже можно сказать, что механизм оказания этого содействия заработал. Из госбюджета России Севастополю, Феодосии и поселку Гвардейское за период 2000-2006 годов переведено около 13 миллионов долларов. Это немалое подспорье для местных бюджетов. Результатами же осуществленных программ пользуются не только военные моряки, но и все жители населенных пунктов.
     – И последний вопрос. Некоторые политики на Украине говорят, что после истечения срока действия соглашения в 2017 году Черноморский флот должен будет покинуть ее территорию. Что вы думаете по этому поводу?
     – У нас есть Соглашение 1997 года о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины. Оно заключено на 20 лет с возможностью продления.
     Время, когда надо будет определяться по существу, еще впереди. И использовать это время, на наш взгляд, надо не для подталкивания флота к выходу, а для решения конкретных проблем в духе укрепления сотрудничества и взаимопонимания между Россией и Украиной. Жизнь сама расставит все по своим местам.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex