на главную страницу

17 Марта 2007 года

Армия и общество

Суббота

Реалии жизни «дизельного» подплава

Сергей ВАСИЛЬЕВ,«Красная звезда». Фото Юрия ШИПИЛОВА.



…Корабли, как и люди, бывают везучими и не очень. У каждого из них есть «день рождения», своя судьба, а главное - неповторимая биография, такая же яркая, как и у нашей сегодняшней «героини».

     Дизель-электрическую подводную лодку «Липецк» заложили на стапеле нижегородского завода «Красное Сормово» в конце 1980-х годов прошлого столетия. Пятнадцать лет назад – 31 декабря 1991 года – на корабле подняли Военно-морской флаг и подлодка вошла в боевой состав Краснознаменного Черноморского флота. Однако спустя чуть более двух недель после торжественного ритуала первого подъема советского флотского флага над подводной лодкой взвился другой – исторический Андреевский. Корабль и его экипаж на фоне всех политических событий, захлестнувших общество после развала Советского Союза, остались верными Российскому флоту.
     А еще через пару недель подлодка под командованием капитана 3 ранга Александра Жучкова, ныне - контр-адмирала, заместителя командующего Приморской флотилией ТОФ, покинула Севастополь и ушла в высокие широты: в базу заполярного «дизельного» подплава Полярный. В марте 1992 года корабль включили в состав Северного флота, а после отработки задач, предусмотренных курсом боевой подготовки, ввели уже в состав сил постоянной готовности СФ. Кстати, этот факт из биографии «Липецка» и отразил в одном из эпизодов художественного фильма «72 метра» режиссер Владимир Хотиненко.
     За пятнадцать лет экипаж подлодки «Липецк» успешно выполнил задачи трех дальних походов, каждый из которых оценен на «отлично»; череду боевых дежурств и сотни учебно-боевых упражнений. В 2002 году «Липецк» завоевал приз главкома ВМФ среди дизельных субмарин по торпедной атаке отряда надводных кораблей, а по итогам 2003 года его признали лучшей дизельной подлодкой на Северном флоте по противолодочной борьбе и организации борьбы за живучесть. «Липецкие» специалисты всегда профессионально подготовлены к выполнению поставленных командованием задач, безаварийной эксплуатации материальной части и оружия.
     К слову, демонстрировать в море хорошую выучку издавна стало добрым правилом для подводников Краснознаменной ордена Ушакова I степени бригады дизельных подводных лодок СФ, которой командует капитан 1 ранга Олег Голубев. И в том, что североморцы с завидной регулярностью добиваются успехов в боевой подготовке, есть закономерность, и она определяется многими факторами, взаимосвязанными между собой и дополняющими друг друга. Пример - все тот же «Липецк»…
     Четыре последних года подводной лодкой командует капитан 2 ранга Сергей Крошкин. Руководит боевой учебой экипажа уверенно, грамотно, личным примером вдохновляя личный состав на новые достижения. И напряженный труд подводников приносит плоды. По итогам боевой подготовки в минувшем учебном году экипаж «Липецка» вновь завоевал приз главнокомандующего ВМФ в состязании на первенство Военно-морского флота среди дизельных подводных лодок по обнаружению и торпедной атаке отряда боевых кораблей условного противника.
     В свое время командир «Липецка» окончил Высшее военно-морское училище имени Фрунзе: пресловутый третий факультет оружия. По диплому он – «офицер-противолодочник надводных кораблей». Но отец присоветовал идти на подводные атомоходы. Однако по выпуску не срослось – в училищных «кадрах» сказали: мол, нет свободных вакансий. И тогда лейтенант Крошкин, окончательно углубившись в саму идею службы в подплаве, прямиком пошел на дизельные подводные лодки. Понравилось. Освоился. Что называется, врос корнями.
     - Поэтому, честно говоря, на атомном флоте себя не вижу, - резюмирует Сергей Владимирович.
     Начинал флотскую карьеру и до 2002 года служил на дизельных подлодках проекта 641Б. После окончания 6-х Высших специальных офицерских классов ВМФ пришел на «Липецк» старпомом, пробыл им полгода, а в апреле 2003 года стал уже командиром подлодки.
     В его экипаже есть люди, которые служат по многу лет. Так сказать, вплотную подошли к предельному возрасту пребывания на военной службе. Например, старший мичман Александр Гордеев, старшина команды радиотелеграфистов; техник БЧ-4 старший мичман Игорь Мерзлитин. А старшина команды снабжения мичман Александр Переверзев вообще ветеран экипажа. Они - командирская надежа и опора.
     Офицерский состав – в основном молодой контингент, который растет, развивается и со временем уходит с лодки… на повышение. Поэтому средний возраст офицеров на «Липецке» - приблизительно 27 лет. Однако таких, чтобы рапортом о стол: мол, «прости, «железо», больше не могу», за бытность Сергея Владимировича командиром было всего лишь один-два человека. В сравнении с лейтенантами, выпускниками 1993-1999-х годов, что увольнялись в запас целыми учебными группами, а то и училищными классами, сейчас кадрового обвала в «дизельном» подплаве нет.
     - Дух состязательности между экипажами? Конечно же присутствует, - рассказывает капитан 2 ранга Крошкин. - Есть у каждого командира и личные секреты в достижении лидирующих позиций в бригаде. Выдавать их не стану. А девиз у нашего экипажа: «Липецк» - лучший!», вот и все. И костяк экипажа с этим согласен. Поэтому апостериори - экипаж без командира справится с поставленной задачей, а вот сам командир, каким классным он ни был бы, без экипажа, его поддержки и понимания – нет.
     - Проблема в том, что в действительности служба на «дизельном» флоте гораздо сложнее, чем кажется со стороны, - продолжает офицер. - Некоторых угнетает уклад нашей жизни и службы, других – замкнутое пространство прочного корпуса, более стесненные условия жизнедеятельности, чем на атомоходах. Не зря же в подплаве бытует мнение, что после дизельного флота уже ничего не страшно.
     По мнению Сергея Владимировича, «дизелистов» отличает в первую очередь большая сплоченность в экипажах. Офицеры более профессионально подготовлены и разносторонне развиты в вопросах освоения смежных специальностей.
     - А еще в наших экипажах много традиций, - рассказывает командир подлодки. - Между собой они, конечно, схожи. Однако каждый экипаж: «Липецка», «Магнитогорска», «Новосибирска» и других лодок - имеет и свои персональные.
     Скажем так, стержневая традиция на «Липецке» - это истинно подводницкая дружба между всеми категориями военнослужащих: между офицерами, мичманами, контрактниками и моряками, проходящими службу по призыву. У них – в конкретном экипаже «Липецка» - в позитивном смысле нет «звездного» различия и статусной кастовости. На всех одного вида, цвета и качества пошива «РБ». На всех один прочный корпус, в котором вместе либо побеждают, либо погибают. Третьего не дано. И это уравнивает в правах, обязанностях и шансах на жизнь.
     - У нас каждый готов оказать другому помощь, выручить, пойти навстречу в любой жизненной ситуации, - говорит капитан 2 ранга Сергей Крошкин. – И это, считаю, одна из отличительных черт нашего «Липецка».
     …Экипаж дизельной подводной лодки – это фактически одна семья. В нем очень маленькая градация между категориями подводников: все в одном прочном корпусе, друг у друга на виду. На атомных субмаринах и надводных кораблях, говорят подводники-«дизелисты», атмосфера в коллективах все-таки не такая доверительная. Видимо, теснота лодочных отсеков в дизельных подлодках по-особенному сближает людей, трансформируется в сплоченность, взаимопонимание, любовь к подводному кораблю, его оружию. Этому на ДПЛ, кажется, способствует все: даже то, что в море в первом отсеке моряки спят, образно говоря, в обнимку с торпедами. Это их штатные спальные места. И это самые настоящие реалии «дизельного» подплава.

     На снимках:У перископа капитан 2 ранга Сергей Крошкин («Пл-1»).
В центральном посту подлодки.

     

     От редакции. Когда материал был подготовлен к печати, стало известно, что капитан
     2 ранга Сергей Крошкин убыл к новому месту службы. А командиром «Липецка» назначен капитан 2 ранга Андрей Ковалёв.
     



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex