на главную страницу

20 Марта 2007 года

Страна и мир

Вторник

Казахстан: к новым горизонтам

Андрей ДИЕВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».



В Москве с рабочим визитом побывал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В ходе переговоров на высшем уровне обсужден широкий комплекс вопросов двустороннего стратегического партнерства между Россией и Казахстаном. Среди них - дальнейшее углубление торгово-экономического сотрудничества, в том числе в топливно-энергетической сфере. Известно, что существует немало перспективных проектов сотрудничества в нефтегазовой области, например совместное освоение энергоресурсов Каспийского моря и запуск совместного предприятия на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода (на основе действующего межправительственного соглашения от 3 октября 2006 года).

     В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Казахстан, несомненно, является наиболее сильной в экономическом отношении страной, успешно развивающейся в постсоветский период. Это молодое государство отличает макроэкономическая и политическая стабильность, чему способствуют большие запасы углеводородного сырья, которые благодаря большой востребованности энергоресурсов на мировом рынке приносят республике многомиллиардные доходы.
     Наша справка. Доказанные запасы нефти в Казахстане составляют 5,6 млрд. тонн, а природного газа – 3,2 трлн. кубометров. Более 70 процентов запасов приходится на казахстанский сектор Каспийского моря. В стране разрабатывается, в том числе при участии иностранных компаний, около 80 месторождений углеводородного сырья. В 2006 году добыто 64,8 млн. тонн нефти и газового конденсата, 27 млрд. кубометров природного газа.
     Внутренние потребности Казахстана в нефти и газе относительно невелики. В 2006 году тремя нефтеперерабатывающими заводами (Атырауским, Шимкентским и Павлодарским) переработано
     11,7 млн. тонн нефти. Поэтому основные объемы нефти идут на экспорт (что касается природного газа, то его экспорт будет в 2010 – 2015 годах относительно небольшим – 13–15 млрд. кубометров при внутреннем потреблении 20-24 млрд.).
     В настоящее время республика располагает несколькими экспортными маршрутами для вывоза за рубеж «черного золота». Во-первых, это старый, еще советской постройки нефтепровод Атырау – Самара, который позволяет по системе трубопроводов российской «Транснефти» продавать нефть на европейском рынке. Во-вторых, нефтепровод Тенгиз – Новороссийск, принадлежащий Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК). В-третьих, железнодорожные поставки из Атырау через российскую территорию в порты Балтийского моря. Четвертый маршрут, также идущий через Россию, это комбинированный путь: каспийский порт Актау – порт Махачкала и далее нефтепровод Махачкала – Новороссийск (или Туапсе).
     Еще один маршрут идет через Азербайджан. Из порта Актау нефть перевозится танкерами в порт Баку, а оттуда существует целых четыре пути экспорта: трубопровод Баку – Новороссийск, железной дорогой в грузинский порт Батуми, трубопровод Баку – Супса (Грузия), трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан. Казахстанская нефть поставляется также через Актау в иранский порт Нека и далее на НПЗ Ирана (по схеме замещения – с предоставлением Казахстану иранской нефти в портах Персидского залива, откуда она идет на мировой рынок). В Китай нефть экспортируется по железной дороге Кенкияк – Атасу – Алашанькоу и по недавно введенному в эксплуатацию нефтепроводу Атасу – Алашанькоу.
     Такое разнообразие маршрутов укладывается в стратегию Астаны по диверсификации поставок нефти за рубеж и поиску новых маршрутов с учетом планов роста нефтедобычи. По имеющимся прогнозам, Казахстан экспортирует в 2007 году 59 млн. тонн (в прошлом году – 57 млн. тонн), в 2010 году – 72 млн., 2015 году – 123 млн., а в 2020 году – 147 млн.
     Небезынтересно и то, как предполагается распределить основные потоки казахстанского «черного золота». В этом году, как ожидается, по КТК до Новороссийска будет транспортировано 29 млн. тонн (в 2010 году – 32 млн.), из Атырау до Самары – 15 млн. тонн (через три года – 16 млн.). Через Каспийское море перевезут около 7 млн. тонн (в 2010 году - более 13 млн. тонн), в том числе через Баку в Новороссийск – 2,5 млн. тонн, до грузинских Батуми и Супсы – 2,7 млн. тонн, а в иранский порт Нека доставят 1,5 млн. тонн.
     В Китай по маршруту Атасу – Алашанькоу – 5,6 млн. тонн (нефтепроводом – 4 млн., железной дорогой – 1,6 млн). В 2010 году всю нефть в Китай будут доставлять по нефтепроводу – около 8 млн. тонн. На проектную мощность (10 млн.) трубопровод выйдет только в 2011 году из-за отсутствия у Казахстана пока необходимых объемов свободного «черного золота».
     ДЛЯ РОССИИ анализ экспортных возможностей своего соседа Казахстана приобретает особую значимость в связи с открытием в 2009 или 2010 году нового, трансбалканского маршрута транспортировки нефти Бургас – Александруполис (об этом проекте «Красная звезда» расскажет в завтрашнем номере. - Ред.). По геополитическим и экономическим соображениям в национальных интересах России - расширение сотрудничества с Казахстаном в энергетической сфере. По Черному морю на мировой рынок в этом году будет поставлено около 34 млн. тонн казахстанской нефти, а в 2010 году – 37 млн. тонн (через российские порты Новороссийск и Туапсе, грузинские Батуми и Супса).
     Поэтому гипотетически Казахстан способен подключиться к использованию трансбалканского нефтепровода, как и в перспективе два других каспийских государства - Азербайджан и Туркмения. Но что касается Азербайджана, то в ближайшие годы это все же маловероятно. Республика приступила к использованию экспортного маршрута Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), пропускная способность которого составляет 50 млн. тонн. Добываемой в Азербайджане сегодня нефти не хватает и для его наполнения.
     На нынешнем этапе Азербайджан вынужден прибегнуть к помощи Казахстана. Прошлой осенью было ратифицировано соглашение между этими двумя странами о содействии и создании условий для транспортировки нефти из Казахстана через Каспийское море и территорию Азербайджана на мировой рынок посредством БТД. Предусматривается, что 10 – 15 млн. тонн нефти из Казахстана может поступать на мировой рынок по трубопроводу из Баку до Джейхана (на первом этапе транспортироваться по БТД будет не более 7,5 млн. тонн казахстанской нефти). В связи с этим правительство Казахстана планирует вложить крупные средства в развитие своего каспийского порта Актау и строительство нефтяного терминала в поселке Курык.
     ПО ОЦЕНКАМ экспертов, Казахстан, скорее всего, подключится к использованию маршрута Бургас – Александруполис, тем более что он ищет дополнительные возможности для выхода на европейский рынок. Известно, что Астана заинтересована в расширении пропускной способности маршрута Каспийского трубопроводного консорциума. Речь идет об увеличении технических возможностей ежегодных поставок по этому маршруту до 50 млн. тонн нефти и даже до 67 млн. в 2009 году. Для этого требуется соответствующее решение правительства РФ (но даже в случае его согласия вторая очередь нефтепровода вряд ли войдет в срок ранее 2013 года).
     Осенью прошлого года министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Бактыкожа Измухаметов указывал, что Казахстан в своем стремлении к диверсификации экспортных маршрутов проявляет интерес к нефтепроводу Бургас - Александруполис. Министр отметил, что реализация этого проекта позволит транспортировать каспийскую нефть из черноморских портов России и Грузии танкерами до порта Бургас, далее по нефтепроводу до порта Александруполис, а оттуда - на рынки Юго-Восточной Азии, Индии и даже США.
     Появились сообщения, что казахстанская компания «КазМунайГаз» интересуется нефтепроводом Бургас - Александруполис и хотела бы приобрести определенную долю в этом проекте в случае согласия правительства Греции или Болгарии уступить свой «пай».
     Казахстанская нефть, напомним, имеет выход на черноморский экспортный маршрут не только через Россию, но и Грузию. Компании из Казахстана вкладывают сегодня большие средства в расширение мощности нефтяных терминалов на грузинской территории. Не секрет, что казахстанский бизнес весьма активен в этой закавказской республике. Не так давно в Казахстане с рабочим визитом побывал президент Грузии Михаил Саакашвили, и была достигнута договоренность о том, что «КазМунайГаз» построит новый терминал и нефтеперерабатывающий завод в грузинском порту Батуми. Стоимость проекта – около 1 млрд. долларов.
     Владелец Батумского нефтяного терминала еще в сентябре прошлого года создал совместное предприятие с дочерней компанией «КазМунайГаза» для железнодорожной транспортировки казахстанской нефти на черноморское побережье Грузии. В 2006 году отгрузка нефти (азербайджанской и казахстанской) через батумский порт была увеличена до 12 млн. тонн.
     АЛЬТЕРНАТИВОЙ маршруту Бургас – Александруполис выступает украинский нефтепровод Одесса – Броды. Киев уже несколько лет уговаривает Астану воспользоваться этим направлением экспорта нефти в Европу. Естественно, что постройка нефтепровода на Балканах отодвинет на второй план лоббируемую Украиной идею запуска нефтепровода Одесса – Броды – Плоцк (Польша). Сейчас он используется в реверсном (обратном) направлении. Но и Украина, и Польша, следуя рекомендациям Евросоюза, не оставляют надежд «протолкнуть» идею энергетического проекта «Одесса – Плоцк - Гданьск». Об этом президент Украины Виктор Ющенко и его польский коллега Лех Качиньский говорили между собой в этом месяце в Плоцке. Официальный Киев намерен поддержать идею Леха Качиньского о проведении в мае этого года в Варшаве энергетического саммита всех государств, заинтересованных в реализации восточноевропейского маршрута транспортировки каспийской нефти, минуя Россию.
     Однако эта идея, по мнению большинства экспертов, пока нереализуема: как из-за недостаточных объемов нефти Азербайджана и Казахстана, так и из-за неопределенности с адресатом каспийской нефти, доставленной через всю Восточную Европу в Балтийский регион – ведь там уже достаточно нефти, предлагаемой Россией из своей Балтийской трубопроводной системы. Годовая мощность российского порта Приморска возросла до 74 млн. тонн нефти (его мощность больше, чем нефтеперевалочные мощности Новороссийска, Туапсе, Одессы, Южного и Батуми вместе взятых). К этому надо добавить, что в Высоцке (Ленинградская область) функционирует экспортный морской терминал «ЛУКОЙЛа», через который на рынок поставляется до 12 млн. тонн нефтепродуктов.
     КАЗАХСТАН сегодня находится в центре внимания многих игроков на энергетическом рынке. В последнее время сотрудничество с ним пытаются установить даже израильские компании. Осенью прошлого года на энергетической конференции в Хайфе министр национальной инфраструктуры Биньямин Бен-Элиэзер заявил, что Израиль заинтересован в получении каспийской нефти для собственного потребления и для дальнейшей ее переправки на рынки стран Азии. Он, по сообщению агентства ИТАР-ТАСС, отметил перспективность создания «взаимосвязанной инфраструктуры газо- и нефтепроводов, начинающихся в Азербайджане и идущих через Грузию, Турцию и Средиземное море в Израиль, находящийся на перекрестке трех континентов и на стыке двух морей». По его словам, Израиль мог бы «стать для прикаспийского региона мостом на рынки Китая, Индии и Японии, что позволило бы избежать транспортных издержек при перевозке нефти вокруг Африки».
     Участвовавший в конференции вице-премьер Казахстана Карим Масимов отметил интерес своего государства к этому проекту. «Присоединившись к трубопроводному проекту Баку - Тбилиси - Джейхан, Казахстан проявляет интерес к организации поставок нефти на рынки Ближнего Востока, включая Израиль. Я искренне верю, что мы сможем довести трубопровод до Ближнего Востока. Я уверен, что мы сможем поставлять каспийскую нефть в Израиль», - сказал он на пресс-конференции по итогам визита в Израиль. Отвечая на вопросы журналистов, вице-премьер дал понять, что Казахстан проявляет интерес к нефтеперерабатывающим мощностям на территории Израиля и не исключает возможности участия в приватизации НПЗ в Хайфе.
     Китай также проявляет большой интерес к переориентации части нефтяного экспорта Казахстана (разумеется, в своем, восточном, направлении), что, по оценке аналитиков, вызывает раздражение Вашингтона и, возможно, его скрытое давление на Астану. И хотя пока объемы поставок казахстанской нефти в Китай невелики – менее 5 млн. тонн в прошлом году (при общем импорте китайцами 140 млн. тонн «черного золота»), тенденция, как говорится, налицо.
     В свою очередь по геополитическим соображениям США и Евросоюз поддерживают идею создания Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ), которая предназначена «для экспорта возрастающих объемов казахстанской нефти, добываемой в первую очередь на месторождениях Кашаган и Тенгиз, через Каспийское море на международные рынки посредством энергетического коридора Восток — Запад по маршруту Ескене – Курык – Баку – Тбилиси - Джейхан. Так сообщила недавно пресс-служба «КазМунайГаза».
     Планируется создать нефтепровод Ескене – Курык и Транскаспийскую систему, которая будет состоять из нефтесливных терминалов на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеров и судов, нефтеналивных терминалов на азербайджанском побережье Каспия и соединительных сооружений до системы «Баку – Тбилиси – Джейхан». ККСТ должна обеспечить на начальном этапе транспортировку 25 млн. тонн нефти в год с последующим увеличением до
     38 млн. тонн в год. Строительство и ввод в эксплуатацию ККСТ будет сопряжен по срокам с началом добычи нефти на Кашагане (в 2010-2011 годы).
     Таким образом, схема маршрутов экспорта казахстанской нефти еще окончательно не определена, и пропорции в ее поставках будут определяться Астаной под влиянием целого комплекса геополитических и экономических соображений.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex