на главную страницу

21 Марта 2007 года

Армия и общество

Среда

ГОТОВИТЬ ПРОФЕССИОНАЛОВ, ВОСПИТЫВАТЬ ЛИДЕРОВ

Капитан 1 ранга Василий ФАТИГАРОВ, «Красная звезда»,
полковник Олег Юшков, служба информации и общественных связей МВО.



Командующий войсками Московского военного округа генерал армии Владимир Юрьевич Бакин «кабинетным» руководителем не был никогда. Подчиненные ему генералы и офицеры управления округа, особенно те, кому ранее служить с Бакиным не довелось, не сразу восприняли стиль его руководства. Постоянные (более половины служебного времени) командировки в войска, личный контроль со своей стороны и со стороны подчиненных командующих и командиров, новые методики в оценке деятельности офицеров. Но это при том, что командующий войсками округа, прежде чем требовать что-либо от людей, делает все от него зависящее для обеспечения их всем необходимым для нормальной службы.

     

     
Визитная карточка

     Бакин Владимир Юрьевич родился 25 ноября 1953 года в селе Черемхово Ивановского района Амурской области. В 1975 году окончил Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище. Службу проходил на должностях командира взвода, роты, батальона в Прикарпатском военном округе.
     В 1986 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. В 1986-1993 годах - начальник штаба, командир полка, начальник штаба дивизии в Забайкальском военном округе.
     В 1995 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил и был назначен командиром 18-й мотострелковой дивизии 11-й армии.
     С января 1998 года начальник штаба, а с декабря 1999 года — командующий Сухопутными и береговыми войсками Балтийского флота.
     Указами Президента Российской Федерации в сентябре 2001 года был назначен начальником штаба - первым заместителем командующего войсками Сибирского военного округа, а в январе 2005 года — начальником штаба — первым заместителем командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа.
     Командующим войсками Московского военного округа назначен Указом Президента Российской Федерации 6 июня 2005 года.
     23 февраля 2007 года Указом Президента РФ присвоено очередное воинское звание генерал армии.
     Награжден орденами «За военные заслуги», «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», 15 медалями.

     

     

     - Владимир Юрьевич, прежде всего разрешите поздравить вас с присвоением воинского звания генерал армии. И сразу вопрос, связанный с офицерским ростом. Ваша оценка подготовленности командиров звена «взвод—батальон» в округе. Как воспитать из вчерашнего выпускника вуза настоящего командира?
     - Спасибо. Я более 30 лет посвятил Вооруженным Силам, и тем обиднее бывает слышать необдуманные, ни на чем не основанные, да и порой просто несправедливые высказывания в адрес наших армии и флота. Даже на недавнем первом заседании Общественного совета при Министерстве обороны, органа, безусловно, сегодня востребованного как никогда, из уст отдельных гостей звучало, «дескать, отцы-командиры считают подчиненных им солдат за пыль».
     Да о каких отцах-командирах сегодня вообще можно говорить? Средний возраст солдата-срочника в округе – 21 год, контрактника – 23 года, командира взвода – 22 года, роты – 23 года. Как видите, и о старших братьях, не то что уж об отцах, говорить трудно! А ведь это офицеры, которые непосредственно работают с личным составом. Проблемы и недоработки в воспитании будущих солдат в семье и школе возлагаем на плечи их же сверстников в офицерских погонах. Как же они за полгода — год смогут перевоспитать тех, кого не смогли нормально воспитать за 18—20 лет. Но решать проблему надо.
     В военном училище необходимо прививать чувство лидерства, чего сегодня в большинстве своем не делается. Знаю по собственному опыту, как важно с первых шагов в самостоятельной жизни уделять этому серьезнейшее внимание. Испытываю чувство искренней благодарности к старшим в своей семье и к первым педагогам, благодаря которым с детства привык быть в лидерах, не бояться брать на себя ответственность!
     Лидером можно стать двумя путями. Во-первых, сделать из себя профессионала в своем деле. И люди пойдут за таким командиром, видя в нем человека, который умеет больше, чем они. Во-вторых, научить этого молодого курсанта, будущего офицера, формировать в себе чувство лидера в процессе боевой, профессиональной и психологической подготовки в стенах училища.
     Основная задача в округе на 2007 год – подготовка офицерского состава и совершенствование учебно-материальной базы для подготовки в следующем году всего личного состава, особенно в частях, перешедших на контрактный способ комплектования. Сейчас в войсках сложилась ситуация, когда недавний выпускник военного училища, а зачастую и выпускник гражданского вуза становится руководителем больших и очень специфических коллективов. В его обязанности входит широкий спектр вопросов: от организации боевой подготовки подразделения, проведения воспитательной работы до хозяйственной деятельности. И вот этот огромный груз ответственности возложен на плечи 23-летнего командира роты, психологически еще курсанта, который только становится офицером. На нем боевая подготовка, которая пока, увы, не всегда имеет базу для ее реального проведения. Записать в плане проведения занятий можно что угодно, но вот без нормальной учебно-материальной базы, без конкретного учебного места реализовать такие намерения невозможно. Поэтому в округе принято решение восстановить приказарменную учебно-материальную базу, реконструировать учебные корпуса, обеспечить их новыми тренажерами, плакатами, наглядными пособиями. Главная мысль – занятия должны проходить не в роте, а в батальоне, одновременно в одном месте в полном составе и по всем воинским специальностям подразделения. Тогда командиру со своим штабом легче контролировать ход учебного процесса, у него есть возможность влиять на него. Как выяснилось, больших затрат это не требует, все можно сделать в рамках существующего финансирования.
     Хотелось бы еще обратить внимание на то, что в военных училищах нередко бытовые условия у курсантов хуже, чем у солдат-контрактников в частях постоянной боевой готовности. И молодой офицер, прибывая в часть, попросту не знает, что нужно в этом плане требовать с подчиненных. Если офицеры старших возрастов и должностных категорий оцениваются в основном на «хорошо» и «отлично», то молодые командиры взводов, рот и батальонов показывают результаты не выше удовлетворительных, в том числе по строевой и физической подготовке. Я думаю, это неправильно. Даже троек быть не должно. Их вообще, по-моему, следует исключить. Оценка «никакая», что в ней может удовлетворять? Тройка и погоня за количеством занятий убивают боевую подготовку.
     Считаю, от оценок вообще целесообразно перейти к рейтинговой системе, которая позволяет видеть картину подготовки личного состава более детально или, если хотите, рельефно. В МВО мы уже начали работать с офицерами по такой схеме. Выработав алгоритмы оценки военных комиссариатов, боевой готовности соединений и частей в баллах, ничего нового при этом не изобрели. Есть руководящие документы Министерства обороны. На их основе по каждому пункту соответствующего оценочно-показательного приказа министра обороны определили сумму баллов и критерий оценки этой суммы баллов. Это дает возможность сравнить части между собой и с прошлым результатом. По этой методике мы оцениваем и профессиональную подготовку офицеров всех уровней.
     О том качестве боевой подготовки в округе, к которому мы планомерно идем, будем говорить не раньше 2008 года. Сегодня готовим офицеров-руководителей и учебную материально-техническую базу. И первое в этом ряду – человеческий фактор, воспитание лидеров.
     - Приоритетные задачи в боевой подготовке округа на ближайшую перспективу ясны. Но вы командуете его войсками более полутора лет. Что, по вашей оценке, вам и вашей команде удалось за это время изменить здесь в лучшую сторону?
     - Давать оценку моей работе, считаю, могут только мои руководители. Могу рассказать о том, что делали я и мои подчиненные, к чему стремились все это время. Много сил затрачиваем на выполнение федеральной целевой программы перехода на контракт, ни одного графика по этому вопросу не сорвали. В этом году перед нами стоит большая задача по переводу 3-й мотострелковой дивизии на контрактный способ комплектования. Добились того, что в контрактных частях расторжение контракта составляет на данном этапе всего три процента. Тяжелее обстоит дело с заключением военнослужащими второго контракта. Тем не менее мотострелковый полк Таманской дивизии, скажем, уже практически в полном составе перезаключил контракт на второй срок. Дело в том, что 72 процента ребят родом из сельской местности, где уровень жизни гораздо ниже городского, и зачастую на свою контрактную зарплату солдат содержит всю семью в родной деревне. За три года он может заработать около 300.000 рублей. Согласитесь, немало.
     Качество подготовки воинских частей и подразделений оценивается по результатам полевых выходов и тактических учений с боевой стрельбой. За последние два года общее количество таких мероприятий несколько снизилось. Но этому помешали объективные причины, так как ряд воинских частей округа переводился на контрактный способ комплектования.
     Но как только комплектование подразделения заканчивается, интенсивность проведения мероприятий подготовки войск вновь возрастает, но на более высоком качественном уровне. В среднем по округу этот показатель вырос на 16 процентов.
     Мне, как командующему, отрадно отметить, что в основном это происходит в воинских частях постоянной готовности 4-й танковой дивизии и 2-й гвардейской мотострелковой дивизии. Значит, мы на правильном пути.
     Особенно хотел бы отметить подготовку гвардейского мотострелкового полка Таманской дивизии, подразделения которого в 2006 году приступили к выполнению в полном объеме мероприятий боевой подготовки после перевода на контрактный способ комплектования. Если по итогам прошлого года в этой воинской части было достигнуто повышение уровня только огневой подготовки, то уже в этом году выросли результаты по всем предметам обучения.
     Решили мы проблему боевой подготовки с подразделениями мотострелковой бригады, дислоцирующейся в Теплом Стане, где длительное время не проводились батальонные тактические учения в связи с особенностями дислокации части. В этом году были изысканы возможности для проведения тактических учений с мотострелковыми батальонами, в ходе которых командование бригады приобрело необходимый опыт в подготовке и проведении учений, а офицеры подразделений – практические навыки в организации и ведении боя в различных условиях обстановки.
     В целом по итогам 2006 года уровень тактической подготовки соединений, воинских частей и подразделений обеспечивает их готовность к выполнению задач по предназначению. Что касается планов на 2007 год, еще раз
     повторюсь, главное не количество проведенных учений, а их качество.
     - Вы много внимания уделяете вопросам воинского воспитания, укрепления дисциплины, искоренения «дедовщины»…
     - Солдат приходит в армию после 18—20 лет жизни и приносит в казарму то, что в него за эти годы заложили в семье, школе и, возможно, на производстве. Армия – действительно срез общества. И это не возвышенные и не общие слова.
     Недавно беседовал с 13-летним воспитанником одного из соединений. Спросил, почему он уличной вольнице предпочел казарменную дисциплину. Парень, проявив не по годам удивительную прозорливость, ответил, что на улице у него будущего нет. Его будущее – здесь, в армии.
     Вспоминаю случай из собственной службы. Будучи еще младшим офицером, поехал за молодым пополнением в одну из среднеазиатских республик. Так аксакалы весьма жестко реагировали, когда их родственнику не хватило места в эшелоне - что-то в списках напутали. «Не взяли в армию» - было позорным клеймом на молодом человеке. Пришлось взять сверх лимита.
     Поправим дела в семье и школе, будет проще армии. Хотя с себя ответственности не снимаем, воспитательной работе уделяем особое внимание. Считаю полезным взаимодействие с недавно созданными родительскими комитетами частей, где работают мамы и папы тех ребят, кто служит сегодня. Их помощь в деле воспитания может оказаться весьма и весьма действенной. Что касается «дедовщины», думаю, надо различать обычное и законное уважение к старшим и уголовные преступления в отношении сослуживцев.
     Анализируя состояние правопорядка и воинской дисциплины за 12 месяцев 2006 года в округе в целом, мы видим, что в результате проведенной нами работы выполнена главная задача прошедшего года – мы добились стабилизации в состоянии воинской дисциплины.
     На всех заседаниях военного совета округа одним из главных считаем состояние воинской дисциплины в частях. В округе создана специальная группа, которая кропотливо, что называется, «перелопатила» все случаи нарушений, объехала практически все воинские части, которые «лихорадило» по дисциплине. Много полезного узнали после работы в дисциплинарном батальоне. На основании накопленного материала провели глубокий анализ, что позволило выработать рекомендации командирам в работе по укреплению правопорядка в подчиненных частях. Уже есть много наработок, которые позволят, по-моему мнению, сделать главное – спрогнозировать, а значит, предотвратить возможные преступления. Все это позволило добиться двукратного уменьшения количества происшествий по сравнению с 2005 годом, а по сравнению со средним показателем за пять последних лет – на 26 процентов. Сейчас стоит задача: не снижая темпов борьбы с нарушениями воинской дисциплины среди военнослужащих по призыву, разобраться и значительно сократить преступления, совершаемые офицерами, прапорщиками, солдатами и сержантами по контракту.
     Стараемся усилить и медицинский контроль за прибывающим пополнением. К сожалению, иногда приходится поправлять ошибки гражданских врачей из территориальных призывных комиссий на местах. В прошлом году на военную медицину в округе потрачено 300 миллионов рублей, в шесть раз больше, чем в 2005 году. Бывает, приходится комиссовывать вновь прибывших по здоровью. Ведь ошибки медиков, как вы знаете, могут привести к трагическим последствиям. А обвинят во всем опять военных.
     - Согласны с вами, что важнее людей не может быть ничего, в том числе и в армии. Не менее важная составляющая боевой готовности – техника и вооружение. Не так давно Вооруженные Силы испытывали тут большой дефицит. Сейчас все меняется. Принята программа перевооружения, рассчитанная до 2015 года. В округе уже почувствовали ее действие?
     - Конечно. Хочу отметить: суть программы, о которой вы говорите, в том, что в соответствии с ней идет не просто восполнение устаревшей техники, а идет комплектно. То есть по-батальонно, полками, бригадами. Сформировали часть постоянной боевой готовности - дали под нее новую технику. А та, что была, направлена в части сокращенного состава, где и будет дослуживать свой век.
     Мотострелковый полк Таманской дивизии перешел на обновленную автомобильную базу – на дизельные «Уралы», идет перевооружение на новые танки и бронетранспортеры. Другой мотострелковый полк проводит перевооружение техники с БМП-2 на БМП-3. В этом году планируем завершить перевооружение в полном объеме. Будем готовы выполнить боевую задачу на одном топливе и на одной технической базе. Необходима унификация, что наглядно продемонстрировали локальные конфликты последних лет.
     - А каким вы видите в этот век солдата в плане его подготовки к новой технике?
     - На новой технике будут служить контрактники. Наглядным показателем, характеризующим уровень огневой выучки, является подготовка экипажей танков и боевых машин пехоты. Наиболее высокие результаты здесь показывают командиры, наводчики танков, боевых машин мотострелкового полка постоянной готовности, которые, являясь военнослужащими, заключившими контракт на прохождение военной службы, уже в течение трех лет постоянно совершенствуют свои навыки и умения. А в танковом батальоне уже на этапе формирования и перевооружения на новые образцы вооружения и военной техники личный состав показывает хороший уровень огневой подготовки.
     - Как обстоят дела с обеспечением жильем офицеров в округе? Заработала программа «15+15». Какие у нее, по- вашему перспективы?
     - За 2006 год обеспечение офицеров управления округа жильем улучшилось на 20 процентов. В том числе и благодаря программе «15+15». И не только в управлении округа. Образцом, с нашей точки зрения, городка служебного жилья для офицеров можно назвать жилой городок в 4-й танковой дивизии, который был построен при содействии правительства Москвы. Поэтому мы в округе с удовлетворением восприняли информацию о пролонгации действия программы «15+15» по времени до 2010 года и по территориальному распространению. В округе в нее войдут кроме Москвы и Московской области еще Воронежский, Смоленский и Нижегородский гарнизоны. Там ситуация с жильем для военных острейшая.
     В завершение хотелось бы сказать, что я горд тем, что служу в Московском военном округе. Округе очень сложном, важном по своему значению и готовом выполнить все поставленные перед ним задачи.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex