на главную страницу

21 Марта 2007 года

Армия и общество

Среда

ПРОТЯНУТЬ "РУКУ ДРУГА",
ИЛИ ДВЕ ДОРОГИ ИЗ ОДНИХ ВОРОТ

Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».Алексин – Москва



Внешне здесь очень многое напоминает суворовское военное училище. Просторная территория, с тщательно очищенными от снега дорожками; учебные классы, в том числе и компьютерный, предмет особой гордости администрации; на улице и в расположении – стенды с наглядной агитацией и информацией, вплоть до списков именинников текущего месяца; строгий казарменный уют в помещениях – цветы в горшках, замысловато застеленные кровати… Здесь типичные армейские санчасть и пищеблок с разрисованными в древнерусском стиле стенами зала, комната психологической разгрузки с большим аквариумом, а по территории обычно ходят строем, с бодрыми солдатскими песнями – о Родине, о далеком доме, о той, которая ждет и обязательно дождется…
  Но главное, что определяет сходство, – основной контингент, находящийся здесь, – ребята 16–17 лет, в возрасте суворовцев-старшекурсников. Однако на том все и заканчивается, потому как здесь собраны не будущие курсанты военных училищ, а совсем наоборот – правонарушители… Ребята, преступившие закон, – иные далеко не в первый раз, – и теперь отбывающие наказание в Алексинской воспитательной колонии. На их лицах не часто увидишь улыбку, и глаза у большинства колючие, настороженные, отрешенные…

     В ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ заведение, которое уже более полувека работает на окраине древнего города Алексина, что в Тульской области, корреспонденты «Красной звезды» приехали с представителями Региональной благотворительной общественной организации «Мужество и гуманизм» и Союза ветеранов госбезопасности (СВГБ), выполняющими мероприятия Целевой программы борьбы с преступностью несовершеннолетних.
     Как известно, проблема преступности стара как мир – уже Адам и Ева похитили «запретный плод», а их сын Каин совершил смертоубийство... Так что приходится полагать, что преступники будут существовать до самого «Страшного Суда», где в конце концов по-настоящему получат по заслугам. Но хотя история и свидетельствует, что преступность неискоренима, ее уровень, характер и направленность во многом определяют различные обстоятельства жизни общества. Так, например, в Алексинской колонии говорят, что если раньше молодые люди попадали сюда в основном за кражи, то теперь на первое место выходят тяжкие и особо тяжкие преступления. Все больше становится убийц и тех, кто нанес своей жертве несовместимые с жизнью тяжкие телесные повреждения. Как видно, жизнь дешевеет в глазах наших молодых соотечественников… Но только ли в их глазах? И почему? Впрочем, думается, будет гораздо лучше, если ответ на этот вопрос найдут специалисты государственного уровня…
     А наша группа, возглавляемая президентом Союза ветеранов госбезопасности Валентином Тимофеевым и заместителем председателя высшего совета Союза «Мужество и героизм» Владиславом Немчиновым, приехала в Алексинскую колонию с совершенно иной целью.
     - 11 сентября нынешнего года, – напоминает Тимофеев, – мы отметим 130-летний юбилей Феликса Эдмундовича Дзержинского. Ветераны госбезопасности стараются сберечь память об этом замечательном человеке в нашей «операции служения Добру». Именно так я назвал бы начавшуюся программу «Дзержинский и Дети», главная цель которой – возродить одну из лучших чекистских традиций: успешную борьбу с безнадзорностью, беспризорностью и детской преступностью… Один из первых шагов этой программы – учреждение «Путевки Дзержинского», которую будут получать освобождающиеся воспитанники детских колоний, стремящиеся к нормальной человеческой жизни.
     О СВГБ, в котором представлены практически все ветеранские структуры российских спецслужб, «Красная звезда» уже рассказывала. А к словам Валентина Федоровича можно добавить, что если в 1910 году в России насчитывалось порядка двух с половиной миллионов беспризорных, то к 1921 году – после Первой мировой и Гражданской войн, после революции, при общем значительном сокращении количества населения страны – число беспризорных возросло практически в два раза. В феврале 1921 года при ВЦИК была организована Комиссия по улучшению жизни детей – Деткомиссия ВЦИК, которую и возглавил председатель ВЧК Дзержинский. Были предприняты самые энергичные и действенные меры: создавались детские дома и приемники-распределители, трудовые коммуны, система «патронатных семей», был внесен ряд изменений в Уголовный кодекс в расчете на детей, которых на преступления толкал голод… Кстати, тогда даже перевозки продовольствия для детских домов приравнивались к воинским! В общем, государство действительно сделало все возможное для того, чтобы вернуть подрастающее поколение в общество, чтобы вчерашние беспризорники становились на путь честного труда, а не пополняли уголовный мир. В том, что беспризорность в СССР была реально ликвидирована и миллионы юных граждан вернулись к нормальной жизни, неоценимая заслуга принадлежала Феликсу Дзержинскому.
     НА ТЕМНОЙ КИРПИЧНОЙ стене у входа в Алексинскую колонию висит плакат со словами знаменитого педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко, руководителя трудовой коммуны имени Дзержинского: «Каждый человек, выбившийся из колеи, может стать достойным гражданином своего общества». Хотя у нас в России очень любят лозунги и красивые фразы, нередко заменяющие нам реальную жизнь, после посещения данного учреждения понимаешь, что это не просто «цитата по случаю». Это кредо всего коллектива, возглавляемого полковником Андреем Новиковым, – людей неравнодушных, совестливых, преданных своему нелегкому делу. Из разговоров с офицерами и педагогами, медиками и психологами, с директором школы было ясно, что все они, здесь служащие и работающие, просто болеют душой за оказавшихся тут ребят, что каждый из них по-настоящему стремится помочь осужденным пойти по пути исправления, стать – повторим слова Макаренко – «достойными гражданами».
     Вот только не стоит думать, что душевное отношение к осужденным парням продиктовано исключительно философией всепрощения, исконно русским сочувствием к «несчастненьким», как некогда было принято именовать заключенных. Конечно, во многом они – жертвы вопиющего равнодушия общества и государства, той системы, которая сложилась в нашем Отечестве, – и тем достойны сочувствия. Однако не все же их сверстники, так же, как и они, оказавшиеся в стесненных, а порой и исключительных жизненных обстоятельствах, идут убивать, грабить и насиловать. И кто, вообще, заслуживает большего сострадания – преступник или жертва? А сколько чужих жизней загубили сидящие здесь мальчишки, сколько чужих судеб переломали?..
     Признаем и то, что многие юные заключенные – это давно и окончательно сформировавшиеся негодяи, с которыми скорее всего уже вряд ли что можно поделать. Однако пройдет несколько лет, закончатся сроки наказания – и все они выйдут на свободу, окажутся среди нас, в обществе. Вот только кем они станут для своих законопослушных соотечественников? Равными среди равных или некими «мстителями», прошедшими «тюремный университет» и стремящимися за недолгий срок до очередной «отсидки» урвать от жизни максимум удовольствий? Два пути, две жизненные дороги открываются перед каждым за воротами этого учреждения… К сожалению, далеко не все из тех, кто находится сейчас за стенами колонии, могут сделать правильный для себя выбор: в ориентирах современного общества разобраться очень непросто.
     ПОМОЧЬ им в этом и должны взрослые, опытные люди… В Алексинскую колонию наша группа приехала не просто посмотреть условия размещения ребят, послушать самодеятельный концерт и выступить перед воспитанниками с хорошими словами. С собой привезли тетради, учебники и канцелярские принадлежности, книги, а также целый фургон пусть не новой, но столь необходимой здесь мебели.
     «Ну и что? – удивится кто-то. – Казенщина! Чем на людей-то воздействовать, на их души влиять?»
     Да именно вот этим – реальной помощью, осязаемой заботой. Можно, наверное, было бы привезти какие-то забавные сувениры, но это так, развлечение на пять минут, не более, пустячок. Привезти какие-то лакомства? Это хорошо, но ведь кормят здесь нормально, не хуже, чем в тех же СВУ, в рацион даже входят такие фрукты, которые многие из ребят раньше и не пробовали... Конечно, мамы привозят своим беспутным сыновьям сладости, нередко, как жалуются медики, без меры, но это уже другие вопросы, и мамы это совсем иное дело. Сыновья им всегда будут нужны…
     А вот с людьми посторонними лучше всего, наверное, деловой контакт, предметные отношения, без всякого намека на жалость, снисхождение или сюсюканье. Да, вы оступились – мы это понимаем, сейчас вы несете за это заслуженную кару, но потом вы все равно будете нужны нашей стране, обществу; мы с вами будем жить рядом; мы думаем и помним о вас... Примерно так можно сформулировать смысл этого визита и этих простых, но столь нужных для здешнего повседневного бытия подарков.
     - Президиум СВГБ, – сказал нам Валентин Тимофеев, – обращается ко всем ветеранским структурам – не только спецслужб, но и ко всем, кому небезразлична судьба подрастающего поколения, в том числе оступившихся мальчишек и девчонок: «Давайте все вместе протянем им Руку Друга»!
     Кстати, «Рукой Друга» назван совместный российско-белорусский проект, в котором участвуют Международный союз «Мужество и Героизм», Союз писателей России, СВГБ и ряд других организаций. Цель та же – помощь детям, продолжение той самой воистину святой традиции, которую некогда заложил Феликс Эдмундович Дзержинский…
     За воротами колонии перед освободившимися открываются две дороги – два жизненных пути, резко расходящиеся в разные стороны. Как нам сказали, почти половина осужденных вновь возвращается в колонию – если по возрасту «успевают», то опять в эту же, но чаще уже во взрослую... И все-таки чуть больше половины освобожденных находят в себе силы и возможность следовать по иному, честному, пути... Думается, что это наша общая задача – и граждан, и общества – сделать так, чтобы постоянно возрастал удельный вес именно той, большей, половины, чтобы ребята, оступившиеся в начале пути, смогли далее жить честно… Ведь от этого в конце концов зависят не только наша повседневная безопасность, но и судьба всей нашей страны!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex