на главную страницу

21 Марта 2007 года

Армия и общество

Среда

МИНЫ И ЛЮДИ

Олег ВЕРШИНИН, «Красная звезда». Фото автора.



Группа разминирования вела разведку дорожного направления так называемой «подковой». По бокам – автоматчики, сзади – бронетехника. Саперы использовали стандартные миноискатели и специальные щупы. Конец штырей несколько притупили, чтобы лучше чувствовать разрыхленную землю – главный признак установленной мины. Но вот один из саперов подал сигнал, группа замерла в напряженном ожидании. Солдат обозначил найденную мину специальным флажком.
  Занятие на одной из учебных точек в межвидовом региональном учебном центре инженерных войск только началось – предстояло еще разминировать опасный боеприпас, а потом приступить к поиску новых ловушек…

     
Без права на ошибку

     В межвидовом региональном учебном центре инженерных войск близ Хабаровска подготовка командиров инженерно-саперных отделений организована так, что за один период знания и навыки получают не менее 60 специалистов. Преимущественно они распределяются в Дальневосточный, Сибирский и Приволжско-Уральский военные округа. С текущего года начинается подготовка командиров инженерно-саперных отделений для Внутренних войск МВД РФ. К слову, желание получать обученных подрывников высказывали и представители МЧС. Целенаправленно готовить курсантов для сноса торосов и раскалывания ледового панциря на реках в учебном центре могут, необходимая база в наличии. Однако пока для МЧС нет официальной разнарядки.
     Отбор кандидатов на должности командиров инженерно-саперных отделений не так прост, как может показаться на первый взгляд. К главным качествам будущих виртуозов взрывного дела офицеры воинской части относят прежде всего кристальную честность. Ведь их питомцы со временем получают доступ к взрывчатым веществам и боеприпасам, спрос на которые в криминальных кругах велик. Вышестоящие командиры, особенно в «горячих точках», не всегда могут наладить эффективный контроль за найденными и извлеченными из земли боеприпасами, а потому солдаты должны иметь в себе силы для противостояния искушению заработать легкие, но кровавые деньги. Именно поэтому отбор военнослужащих начинается с неприятного, но в общем-то не обидного слова – отбраковка. Причем это касается всего пополнения, ведь в учебном центре осуществляют подготовку и по другим ответственным специальностям. Случайных людей тут быть не должно.
     - В учебном центре новобранцы совершенствуют начальную военную подготовку и изучают азы общевойсковой, – рассказывает начальник межвидового регионального учебного центра полковник Игорь Павелко. – Именно в этот короткий период надо успеть изучить личный состав, направить соответствующие запросы в администрацию, наркодиспансеры и милицию по месту жительства призывников. Разговор с наркоманами короткий – медицинский пункт, госпиталь, комиссация. Особое внимание уделяем новобранцам, которые имели в прошлом конфликты с законом. Надо сказать, что несколько лет назад количество таких держалось на критической отметке, но сегодня ситуация значительно улучшилась. Отбывшие наказание призывники, конечно, имеют право служить, но вот саперами им никогда не быть. В лучшем случае они станут механиками-водителями инженерной техники, но, скорее всего, будут направлены для прохождения службы по призыву в другую воинскую часть. Каждый период непригодными к обучению признают порядка 10-15 человек.
     Наиболее добросовестные и грамотные военнослужащие проходят профессиональный и психологический отбор, ведь сапер должен быть готов к своей специальной работе прежде всего морально: не теряться в чрезвычайных ситуациях, оставаться устойчивым к стрессам. Например, при разведке дорожного направления на пути может встретиться тело погибшего военнослужащего. Естественное желание поскорее убрать его с дороги может оказаться роковым: по опыту локальных войн тут можно ждать ловушку. Сапер обязан провести поиск и обезвреживание мин, освободить дорогу колонне войск и только после этого отдать заслуженные почести герою. Зачастую спецам приходится вести разминирование дорожного полотна в гораздо более опасных ситуациях, под свинцовым дождем. И ведь здесь мы еще не принимаем в расчет, что далеко не каждый человек способен пересилить чувство самосохранения и в условиях угрозы для жизни разминировать ловушку, которая представляет смертельную угрозу для других.
     
Вначале было слово

     Подготовка командиров инженерно-саперных отделений – целое искусство. В специальность входит целый комплекс знаний и навыков, начиная от выполнения задач в составе расчета и заканчивая руководством подразделением. Как водится, все начинается с теории. Основа специального образования курсантов – взрывное дело. Военнослужащие изучают типы взрывчатых веществ, два основных типа взрывания – огневой и электрический, изготавливают вручную используемые в войсках заряды, такие как фигурный из тротиловых шашек или из пластида. Немного позже они начинают осваивать способы подрыва конструкций из всевозможных материалов, а также скальных пород, льда, дорог, фортификационных сооружений и военной техники. Особое внимание на этом этапе уделяют умению проводить расчеты, практически всегда – в уме. В полевых условиях в процессе решения задачи сапер может полагаться только на свои знания, так как зачастую под рукой нет не только калькулятора, но даже и листа бумаги с карандашом.
     Второй важный набор базовых знаний касается инженерных заграждений. Курсанты изучают несколько десятков образцов наиболее примечательных боеприпасов отечественного и зарубежного производства. Среди наиболее опасных – противопехотная мина ОЗМ-72, наносящая сплошное поражение живой силе в радиусе 25 метров. Примечательна также противобортовая мина ТМ-83, которую можно установить на любой местности. Оптический и сейсмический датчики практически не оставляют технике шансов пройти мимо ловушки без повреждений – огненный шар пробивает любую броню. Обязательным элементом подготовки становятся речные и морские мины. В общем, на данном этапе курсанты по сути не только изучают тактико-технические характеристики боеприпасов, но и готовятся к возможной в военных условиях диверсионной деятельности.
     - На сегодня одной из приоритетных задач саперов остается инженерная разведка, – объясняет командир учебного батальона майор Андрей Васюков. – Для тренировки по поиску и обнаружению созданы все условия. В специализированном классе курсанты могут изучить средства ведения инженерной разведки, замыкатели – начиная с противоантенных и заканчивая противовертолетными. Поскольку один из учебных периодов приходится на зиму, когда военнослужащие не в состоянии прочувствовать на своем опыте работу со щупом, в помещении оборудован тренажер для поиска мин в трех видах грунта. Ловушки отмечают специальными флажками, в случае правильного выполнения задания на пульте руководителя занятия появляется световой сигнал. Здесь же находятся учебные точки с признаками ловушек, объемные макеты с классическими схемами минно-взрывных заграждений.
     
«Тропою сапера»

     Заключительным этапом становятся полевые занятия на приказарменной материальной базе. Учебные точки отвечают требованиям руководящих документов, но по всему видно, что они оборудованы с большой фантазией. На одних площадках курсанты закрепляют теоретические знания, на других – тренируются в установке, обнаружении и разминировании ловушек в закрытых помещениях и на сильнопересеченной местности.
     В этой части служат в основном офицеры – участники локальных вооруженных конфликтов. Кроме того, командование учебного центра инженерных войск давно уже поддерживает дружеские отношения с несколькими спецподразделениями, военнослужащие которых имеют боевой опыт ликвидации бандформирований на Северном Кавказе. Советы профессионалов оказались незаменимыми в создании сложных участков для тренировки и напрямую повлияли на качество подготовки личного состава.
     Взгляд стороннего наблюдателя прежде всего привлекает учебная площадка, оборудованная на базе полуразрушенного здания. Года четыре назад, когда это новшество было включено в подготовку саперов, постройка была поменьше и, как следствие, учебные места поскромнее. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: сокращение воинских частей в гарнизоне привело к освобождению некоторых помещений и для подготовки курсантов было найдено здание посолиднее. Одна группа саперов минирует местность, другая – обезвреживает боеприпасы. Во время занятий все комнаты здесь практически нашпигованы макетами мин и самодельных ловушек. Открыл наудачу дверь или холодильник, взял, не подумав, магнитофон или радиостанцию — тут же сработают шумовые и дымовые имитационные средства и ты можешь считать себя безвременно ушедшим из жизни.
     Вообще опыт контртеррористической операции на Северном Кавказе чувствуется здесь повсеместно. Взять хотя бы воссозданное по рассказам офицеров «гнездо» снайпера. Курсанты воспринимают его не просто в качестве статичного учебного пособия, но и учатся минировать лежанку стрелка, подступы и даже веревочную лестницу, ведущую к заранее оборудованной позиции снайпера.
     Еще одна гордость офицеров – «тропа сапера». Она создана на крутом склоне одной из сопок и предназначена для обучения личного состава действиям в условиях гористой местности. Мне удалось увидеть, как личный состав отрабатывал полученные навыки сразу по нескольким темам. Военнослужащие осваивали элементарные азы горной подготовки, оттачивали до автоматизма способы страховки и самостраховки при восхождении на сопку или спуске с вершины к подножию. Впрочем, основное внимание все же уделялось профильным вопросам. Курсанты минировали штатными боеприпасами и самодельными взрывными устройствами лесные тропы, оборудовали минные поля и устанавливали мины направленного действия на ЛЭП. Здесь же отрабатывались вопросы по инженерной разведке и разминированию в горах.
     Как и все другие учебные точки, «тропа сапера» постоянно совершенствуется. Скажем, согласно новым требованиям вскоре она обогатится целым набором элементов для еще более качественной подготовки саперов. И не только. Учебные точки по опыту действий войск на Северном Кавказе ждут механиков-водителей инженерной техники, командиров отделений водоснабжения.
     
Укрощение «Змея Горыныча»

     Венец подготовки командиров инженерно-саперных отделений – полевой выход. Готовятся к ответственному этапу загодя: начальник учебного центра инженерных войск совместно с начальником учебного отдела и командиром учебного батальона разрабатывают тактическую обстановку на карте. Как водится, все начинается с подъема по тревоге. А в это время на дороге к полигону уже работает имитационная группа. В состав этой своеобразной диверсионной единицы входят офицер и два-три опытных сержанта из числа постоянного состава. Главная задача – заминировать маршрут подразделений и создать максимальное количество помех на пути следования колонны. В течение шести лет о специальной подготовке этих военнослужащих заботился старший преподаватель учебного отдела майор Дмитрий Умнов. Вскоре на смену опытному офицеру придет один из наиболее перспективных командиров – капитан Сергей Захаров.
     В план занятий включают все пройденные темы с таким расчетом, чтобы курсанты максимально показали свои сильные и слабые стороны. По маршруту следования к полигону военнослужащие проводят инженерную разведку дорожного направления. Обычно при выполнении подобных задач саперы проходят в день с полной выкладкой от 40 до 60 километров. Специально обученные собаки перестают работать в суровых климатических условиях буквально через час. А потому курсанты должны научиться преодолевать сильную физическую усталость и полагаться главным образом на свое профессиональное чутье. Мины-сюрпризы поджидают саперов на всех участках маршрута. Ловушки надо находить не только при помощи щупа и миноискателя, но и визуально, причем не только по характерным демаскирующим признакам, но и по различным знакам из веток и камней, какими, например, боевики из бандформирований предупреждают друг друга о близкой опасности. Мины находятся прямо на дорожном полотне, под валяющейся на обочине саперной лопаткой, на стоящем неподалеку дереве: обнаружить их может только всесторонне подготовленный курсант.
     - «Диверсионная» группа старается максимально замедлить продвижение колонны, обстреливает военнослужащих, разумеется, холостыми патронами, забрасывает имитационными средствами, - говорит командир учебной роты майор Юрий Ефремов. – Но курсанты не зря проходят тренировки на полосе психологической устойчивости – они привыкли не отвлекаться на звуковые и дымовые эффекты. Все это, безусловно, не может сравниться с реальным нападением противника на колонну бронетехники, однако учит военнослужащих разумному маневру в чрезвычайных ситуациях. Попутно курсанты выполняют нормативы по РХБ защите. В результате отрабатывают целый комплекс вопросов, которые оцениваются не только каждый в отдельности, но и совокупно – ведь назначенного района надо достигнуть в установленные командирами временные рамки.
     На полигоне военнослужащие разбивают временный полевой лагерь. Они устанавливают не только палатки, но и односкатные и конусные шалаши из подручных материалов – фашин, камыша, лапника, зимой к ним добавляются укрытия из нарезанного кубами снега и льда. Впрочем, солдат ночевать во временных укрытиях не заставляют, и вечером военнослужащие возвращаются в пункт постоянной дислокации. А со следующего дня начинается выполнение нормативов по тактико-специальной подготовке. Сначала подразделения действуют в обороне – устанавливают минные поля, затем в наступлении – проделывают проходы в минно-взрывных заграждениях вручную, а также с использованием удлиненного заряда УР-77, более известного как «Змей Горыныч». Серьезных недостатков в подготовке военнослужащих не бывает, а мелкие пробелы устраняются в ходе самих занятий на полигоне.
     Выпускные экзамены никак нельзя назвать рядовым событием: для оценки уровня подготовки курсантов прибывает специальная комиссия из управления начальника инженерных войск. Поблажек не делают, как говорится, не тот случай. Сапер ошибается только один раз – об этом не забывают ни на миг. На Северный Кавказ выпускники не направляются, однако каждые полгода убывает группа из десяти специалистов в 201-ю мотострелковую дивизию в Таджикистан – там опасных ситуаций более чем достаточно. Впрочем, работа военнослужащим находится и в спокойных регионах. Там много сюрпризов осталось со времен Великой Отечественной войны. Значительную часть разминирований в стране проводят выпускники межвидового регионального учебного центра инженерных войск. Профессионализма нашим саперам не занимать. Это уже традиция. Это предмет нашей гордости.
     

     На снимках: Группа разминирования осуществляет разведку дорожного направления. Командир инженерно-саперного отделения за боевой работой.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex