на главную страницу

27 Марта 2007 года

История Отечества

Вторник

«Железный» Гай

Сергей ДАВЫДОВ, секретарь клуба «Железная дивизия».
Марина ЕЛИСЕЕВА,«Красная звезда».



Недавно ветераны 24-й Самаро-Ульяновской, Бердичевской Железной, ордена Октябрьской Революции, трижды Краснознаменной, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизии отметили 120-летие первого командира и одного из создателей легендарного соединения – Гая Дмитриевича Гая (на снимке). Активное участие в подготовке и проведении мероприятия принимали посольство Республики Армения в РФ и представители армянской диаспоры в России. В торжествах участвовала и украинская делегация.

     Гайк Бжишкян родился 6 (18) февраля 1887 года в семье учителя в Тебризе - ныне город Тавриз, административный центр иранского Азербайджана. В начале ХХ века его семья переехала в Россию, в Закавказье. Юноша учился в духовной семинарии. В 1903 году включился в революционное движение, взяв себе псевдоним Гай, дважды попадал в тюрьму.
     Мобилизованный в начале Первой мировой войны, он был направлен на Кавказский фронт - в 6-ю армянскую дружину, в команду разведчиков. Был трижды ранен, за храбрость и мужество, проявленные в боях, награжден тремя Георгиевскими крестами и произведен в прапорщики.
     Он слыл человеком недюжинной, можно сказать, почти безумной храбрости. Так, в боях за город Ван подразделение Гайка получило задачу проникнуть в тыл противника и атаковать его. Турецкая оборона состояла из трех линий окопов, прикрытых проволочными заграждениями. Старший унтер-офицер Бжишкян наметил дерзкий план. Подразделение состояло в основном из армян, владевших турецким языком, а потому Гайк переодел своих солдат в форму противника. В турецкий тыл подразделение проникло без особых сложностей, а на рассвете, в назначенное время, в окопы врага полетели ручные гранаты. Одновременно пошла в атаку и вся дружина. Боевая задача была выполнена. Гайк Бжишкян был награжден Георгиевским крестом IV степени.
     Октябрьские события 1917 года застали его в Самарканде. Будучи членом Армянской социал-демократической партии, он вступил в Красную гвардию и организовал отряд. В начале 1918 года Гай участвовал в разгроме войск генерала Дутова в Оренбуржье, затем командовал отрядом в Самаре. В конце мая, после излечения от очередного ранения, Гай возглавил Сенгилеевскую группу отрядов Красной Армии, которая во взаимодействии со Ставропольской группой отрядов В.И. Павловского вела боевые действия против белочехов и формирований «самарского правительства».
     После захвата белочехами Симбирска эти отряды, находясь в окружении, объединились в сводный Сенгилеевско-Ставропольский отряд под командованием Гая. 26 июля, нанеся противнику ощутимый урон, с минимальными потерями в своих силах отряд вышел из окружения и сосредоточился в районе станции Майна, в полусотне километров от Симбирска, где отряд соединился с войсками 1-й армии. Характеризуя деятельность Гая по руководству сенгилеевской группой в окружении, командование Восточного фронта отмечало: «Благодаря личному влиянию тов. Гая это была единственная часть, сохранившая дисциплину и боеспособность».
     На следующий день Реввоенсовет армии подписал приказ о создании 1-й сводной Симбирской - по району формирования - пехотной дивизии путем сведения отдельных полков, находившихся в составе 1-й армии. Этот день и стал днем рождения Железной дивизии, начальником которой был назначен Г.Д. Гай. Изначально в ее состав вошли два полка, затем, в ходе боевых действий, прибыли еще семь полков, сформированных в разных городах.
     Симбирская дивизия освободила десятки поволжских и уральских городов. За несгибаемую духовную силу и железную стойкость, мужество и храбрость личного состава, проявленные в жесточайших боях под станцией Охотничья, приказом по 1-й армии от 9 августа 1918 года дивизия получила почетное боевое наименование «Железная». 28 сентября за освобождение Симбирска она первой среди дивизий Красной Армии была награждена Почетным революционным Красным Знаменем ВЦИК - стала Краснознаменной.
     Гай Дмитриевич стал широко известен после освобождения Симбирска. Именно он направил В.И. Ленину известную телеграмму: «Дорогой Владимир Ильич! Взятие вашего родного города – это ответ на вашу одну рану, а за вторую будет Самара».
     И Железная дивизия продолжала наступление на Самару, участвовала в ее освобождении, за что и была названа Самарской. По приказу Реввоенсовета она стала именоваться Самаро-Симбирской Железной.
     Далее 1-я армия развивала наступление на Южный Урал. Железная дивизия освободила Бугуруслан, Бузулук и Белебей. К этому времени завершилось организационное формирование соединения.
     18 ноября она была переименована в 24-ю стрелковую. Определился ее постоянный состав, и Г.Д. Гай, получив новое назначение, покинул это соединение.
     Дивизия продолжала боевые действия на Южном Урале, участвовала в наступательных операциях Восточного и Туркестанского фронтов. Войдя в состав Юго-Западного фронта, она с июня 1920 года участвовала в Киевской, Новоград-Волынской, Ровенской и Львовской наступательных операциях, вела бои против войск Польши.
     За заслуги на различных фронтах Гражданской войны Железная дивизия была награждена в 1928 году вторым Почетным революционным Красным Знаменем, а в 1933 году – орденом Красного Знамени. В этих высоких боевых наградах была частица заслуги и ее первого командира.
     Сам же Гай Дмитриевич в декабре 1918 года был назначен командующим 1-й армией Восточного фронта, освобождавшей многие города Урала. Затем он возглавлял 42-ю стрелковую и 1-ю Кавказскую кавалерийскую дивизии на Южном фронте, 3-й конный корпус - на Западном. В 1920 году части корпуса дошли до берегов Вислы, но здесь, как известно, войска Красной Армии потерпели большое поражение…
     Боевые подвиги талантливого молодого командира были отмечены новыми наградами. В 1919 году за блестящее руководство войсками в боях за Поволжье Гай был награжден орденом Красного Знамени. В 1920 году за боевые успехи на Западном фронте ему вручается второй орден.
     В начале декабря 1920 года он начал учебу на Высших академических курсах. Одаренный по природе и получивший хорошее образование в юности, он не только сам отлично успевал по всем дисциплинам, но и много помогал своим товарищам в учебе, особенно по общеобразовательным предметам. В этот период впервые проявились его великолепные качества военного публициста и ученого. В 1921 году вышел в свет написанный им труд «Разгром 4-го армейского корпуса Бакича». Тогда один из ведущих военных ученых А.А. Свечин посоветовал автору произведения перейти на исследовательскую работу.
     Но Гая Дмитриевича вновь ждала бурная командирская деятельность. В июне 1922 года, блестяще окончив Высшие военно-академические курсы, он был назначен командиром 11-й кавалерийской дивизии, а уже 29 сентября - народным комиссаром по военным делам Армении.
     Сразу же по прибытии в Ереван нарком Г.Д. Гай, выступая на страницах газеты «Советская Армения», ставит конкретные задачи перед республиканской армией, определяет ее место в общем строю вооруженных сил Страны Советов. Однако, понимая роль национальных воинских формирований для обороны республик и страны в целом, нарком имел на этот счет и свое особое мнение. Его он выразил в газете «Заря Востока». «Принципиально, как воспитанник великой Красной Армии, - говорил Гай, - я не сторонник территориальных национальных армий, но, учитывая бытовые условия и этнографическое положение Закавказья, считаю, что это явление как временное необходимо».
     Придавая огромное значение подготовке нового командного состава, нарком Гай создал в Ереване Первые ереванские командные курсы, которые позже были преобразованы в Командную школу с трехгодичным сроком обучения.
     В начале мая 1923 года наркомат был упразднен. Гай вновь возвращается на войсковую командирскую службу – его назначают командиром и военным комиссаром 7-й Самарской кавалерийской дивизии, входившей в состав Западного военного округа. Кстати, комдив стал проявлять особую заботу об организации в частях военно-научной работы. При полках были созданы военно-научные кружки.
     В 1924 году на базе 7-й дивизии создается 3-й кавалерийский корпус, формирование и командование которым доверяется Гаю. Но корпусом он прокомандовал недолго, поступив в мае 1925 года в Военную академию имени М.В. Фрунзе. Окончив ее с отличием в 1927 году, Гай Дмитриевич остается в адъюнктуре академии.
     В Железной дивизии не забывают своего первого командира. По достоинству оценивая его подвиги и значительный вклад в создание и боевые успехи соединения, воины 71-го стрелкового полка (впоследствии 310-го мотострелкового) в апреле 1926 года на общем собрании избрали Г.Д. Гая почетным красноармейцем. Решение было утверждено приказом РВС республики.
     После адъюнктуры Гай перешел на преподавательскую работу. Маршал Советского Союза С.М. Буденный писал: «Мне приходилось присутствовать на его лекциях. Они отличались глубоким и всесторонним освещением излагаемого материала, что свидетельствовало о прекрасном знании преподавателем тактики и оперативного искусства».
     В 1933 году Гай становится начальником кафедры истории военного искусства Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. Уже в 1934 году за плодотворную научную деятельность ему присваивается звание профессора. За короткое время научно-педагогической деятельности Г.Д. Гай написал более десятка трудов. Как военный историк, он считал, что заниматься историей ради истории может лишь тот, кто безнадежно погиб для современности.
     К сожалению, судьба Гая Дмитриевича Гая, как и многих людей тех лет, оказалась трагической: он был объявлен врагом народа и репрессирован. Жизнь героя оборвалась 11 декабря 1937 года в возрасте 50 лет.
     …В 1986 году к 100-летию военачальника в Ульяновске был открыт памятник Г.Д. Гаю. В 1988 году московской школе № 401 (ныне общеобразовательный лицей № 1581) было присвоено имя первого командира Железной дивизии. Свято чтут память своего земляка в Армении, в Ереване Гаю также воздвигнут памятник. Мемориальная доска была установлена в Москве, на здании Военно-воздушной академии имени Жуковского. О своем легендарном первом начдиве и его подвигах напоминает нынешним воинам бюст героя перед штабом соединения на Украине.
     Имя и дела Г.Д. Гая продолжали жить в дальнейшем славном боевом пути Железной дивизии. С конца 1920 года она находилась в составе Киевского военного округа, а в ноябре 1937-го была передислоцирована на Карельский перешеек, войдя в состав 7-й армии Ленинградского военного округа, и участвовала в прорыве «линии Маннергейма». Тогда за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные личным составом доблесть и мужество дивизия была награждена вторым орденом Красного Знамени. Шестеро ее воинов - командир соединения комбриг П.Е. Вещев (посмертно), младшие командиры И.З. Дребот, С.В. Семин, бойцы Н.М. Берендеев, И.М. Комаров и И.М. Ульянов были удостоены звания Героя Советского Союза.
     Великая Отечественная война застала 24-ю дивизию в Белоруссии, в районе Молодечно. 25 июня 1941 года в составе 13-й армии Западного фронта в 40 километрах северо-восточнее города Лиды соединение под командованием генерал-майора К.Н. Галицкого выиграло встречный бой у 19-й танковой дивизии противника и до 29 июня удерживало этот рубеж. Но к этому времени дивизия, как и часть сил Западного фронта, оказалась в окружении. И вновь, как сенгилеевский отряд под руководством Гая, дивизия начала рейд по тылам противника. Полки продвигались на восток, нанося удары по немецким колоннам, срывая их планомерное выдвижение на Могилев.
     Пройдя почти 500-километровый путь по тылам врага, Железная дивизия через две недели вырвалась из вражеского кольца и соединилась с войсками 21-й армии. 10 августа газета «Правда» в передовой статье «Военное искусство, помноженное на храбрость» писала: «Две трети личного состава своего соединения вывел генерал-майор Галицкий из окружения, нанеся врагу большие потери, чем понес сам».
     В последующем в составе различных армий 24-я стрелковая дивизия активно оборонялась на волжских рубежах, участвовала в контрнаступлении под Сталинградом, затем в Белгородско-Харьковской и Донбасской наступательных операциях, воевала на 2-м Украинском фронте под Кривым Рогом. В боевой летописи соединения - Львовско-Сандомирская, Карпатско-Ужгородская, Западно-Карпатская, Моравско-Остравская и Пражская наступательные операции. Войну дивизия закончила 9 Мая 1945 года освобождением чехословацкого города Летовице.
     На Параде Победы 24 июня 1945 года Боевое Знамя 24-й дивизии было пронесено по Красной площади в составе сводного полка 4-го Украинского фронта.
     В конце июля 1945 года 24-я Железная дивизия вернулась на Родину и вошла в состав войск Львовского (затем Прикарпатского) военного округа. Приказом министра обороны от 5 октября 1967 года, учитывая, что ранее она была награждена двумя орденами Красного Знамени и Почетным революционным Красным Знаменем, дивизию стали именовать трижды Краснознаменной. В 1978 году прославленное соединение было награждено орденом Октябрьской Революции.
     После развала Советского Союза Железная дивизия осталась по месту ее постоянной дислокации на территории Украины. Как и в прошлом, она продолжила славные традиции передового соединения и осталась кузницей подготовки лучших офицерских кадров. Эту школу достойно прошли бывший главнокомандующий Сухопутными войсками украинской армии генерал-полковник Н.Н. Петрук, командующий Западным оперативным командованием генерал-лейтенант М.Н. Куцын, первый заместитель начальника Генштаба генерал-лейтенант Г.П. Воробьев, а также генерал-майоры А.И. Горбенко, Ю.В. Борискин.
     Школу Железной дивизии прошли такие российские военачальники, как бывший министр обороны России генерал армии И.Н. Родионов, бывший первый заместитель министра обороны СССР генерал армии К.А. Кочетов, нынешние командующие войсками военных округов генералы армии А.И. Баранов и И.Е. Пузанов, главнокомандующий Сухопутными войсками генерал армии А.Ф. Маслов и многие другие военные руководители.
     …Еще в 1994 году в Москве был создан ветеранский клуб «Железная дивизия». С начала образования его возглавляет бывший командир этого соединения, депутат Государственной Думы РФ генерал армии И.Н. Родионов.
     Наряду с большой общественной работой объектом особой заботы клуба является подшефный общеобразовательный лицей № 1581 имени Г.Д. Гая. Отреставрированный с участием ветеранов лицейский музей боевой славы Железной дивизии недавно занял второе место среди школьных музеев Москвы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex