на главную страницу

4 Апреля 2007 года

Геополитика

Среда

Искушение Европой

Вадим ТИМОХИН,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».



В конце марта в Азербайджане с двухдневным визитом побывал президент Польши Лех Качиньский. Как следует из официальных сообщений, в ходе азербайджано-польских переговоров обсуждались вопросы расширения двусторонних отношений и сотрудничества в энергетической сфере. Одной из тем бесед на высшем уровне, судя по имеющейся информации, стали также вопросы более тесной интеграции Азербайджана в евроатлантические структуры. На пресс-конференции по итогам переговоров президент Азербайджана Ильхам Алиев сказал, что «Польша после вступления в НАТО и Евросоюз всегда поддерживала процесс европейской интеграции Азербайджана», и отметил особую роль Польши в подписании плана действий в рамках политики европейского соседства между Азербайджаном и Евросоюзом.

     ПОЕЗДКА президента Польши Леха Качиньского в Баку стала очередным ходом Евросоюза в его геополитической игре на постсоветском пространстве. Интерес этого мирового центра силы к Азербайджану продиктован не только военно-стратегическими, но и экономическими соображениями.
     Экономика развитых в промышленном отношении европейских стран не может функционировать без потребления огромных объемов нефти (речь идет о сотнях миллионов тонн нефти и сотнях миллиардах кубометров природного газа). Но история распорядилась так, что собственными энергоресурсами располагают лишь Великобритания и Норвегия. Поэтому значительную часть углеводородов европейцам приходится покупать в исламских странах, где исподволь растут антизападные настроения, и у Российской Федерации.
     Стремясь по политическим соображениям ослабить свою зависимость от энергоресурсов России, Евросоюз старается обрести новые стабильные источники углеводородного сырья. На просторах бывшего СССР ЕС привлекают три новых государства, богатых нефтью и газом: Азербайджан, Туркмения и Казахстан (в Баку, заметим, Лех Качиньский прибыл из Астаны, где также вел переговоры по проблемам международной энергетической безопасности). Азербайджан особенно интересен Евросоюзу тем, что из него можно легко проложить маршруты транспортировки энергоресурсов в обход России: или через территорию члена НАТО Турции, или через прозападную Грузию (и далее по Черному морю).
     Польша при поддержке со стороны Украины предпринимает усилия, чтобы реанимировать замысел поставок азербайджанской нефти в Восточную Европу через украинскую территорию. Варшава всячески заигрывает с Баку, стараясь завлечь его в этот проект посулами экономических выгод. Например, еще в ноябре прошлого года прибывший в Баку председатель сената Польши (верхней палаты польского парламента) Богдан Борусевич прямо заявил на встрече с премьер-министром Азербайджана Артуром Раси-заде, что его страна выступает «за привлечение Азербайджана к проекту нефтепровода Одесса – Броды – Плоцк». Он в то же время подчеркнул, что «Польша рассматривает Азербайджан не только как источник энергетического сырья, но и как перспективного партнера в других отраслях экономики».
     Борусевич принял тогда участие в открытии в Баку выставки «Poland Expo», призванной продемонстрировать азербайджанскому руководству возможности Польши в тяжелом машиностроении, производстве стройматериалов, дорожной и бытовой техники, пищевой и легкой промышленности. Надо признать, что у Варшавы есть некоторые успехи в развитии торгово-экономических отношений с Баку. Ожидается, что в ближайшие годы товарооборот между Польшей и Азербайджаном удвоится и достигнет 100 млн. долларов США. Объем невелик, но тенденция позитивная.
     

     Наша справка. В 2007 году весь внешнеторговый оборот Азербайджана составит 19,7 млрд. долларов, в том числе экспорт (в основном нефть и газ) - 15,6 млрд. долларов, импорт- 4,1 млрд. долларов.
     

     В Варшаве полагают, и с ее позицией солидарны комиссары Евросоюза, что создание энергетического коридора Центральная Азия – Кавказ – Европа позволит обеспечить энергетическую безопасность Польши и других стран Восточной Европы. Польские компании готовы участвовать в разработке каспийских месторождений, в частности оказывая сервисные услуги работающим здесь крупным нефтяным компаниям.
     ОДНАКО Польше и Евросоюзу в целом не удается пока убедить официальный Баку в необходимости согласиться на участие в проекте транспортировки азербайджанской нефти по маршруту Одесса – Броды – Плоцк – Гданьск. Министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев на днях заявил, что участие в проекте Одесса – Броды «может быть выгодно Азербайджану лишь в том случае, если он приобретет либо станет акционером нефтеперерабатывающих предприятий Украины». Он подчеркнул, что у Азербайджана есть два экспортных нефтепровода с выходом на Черное море – Баку – Новороссийск и Баку – Супса (Грузия). Азербайджанская сторона предлагает Киеву и Варшаве самим реализовывать новый трубопроводный проект. «Если Украине и Польше нужна наша нефть, то ее можно покупать в черноморских портах, а потом закачивать в трубу в Одессе с последующей доставкой углеводородов до Гданьска», - сказал Натик Алиев.
     Нежелание Баку связываться с новым проектом объяснимо. В своей экспортной стратегии азербайджанское руководство весьма прагматично и уже давно, еще при ныне покойном Гейдаре Алиеве, сделало ставку на нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). Проект всячески поддерживается Евросоюзом и США, а его оператором является один из западных нефтяных гигантов – компания «Бритиш петролеум». Справедливости ради надо отметить, что с точки зрения экономики выбор маршрута в обход перезагруженных танкерами турецких проливов был объясним. Те 50 млн. тонн азербайджанской нефти, на которые рассчитан трубопровод Баку – Джейхан, практически невозможно доставить на мировой рынок через черноморские проливы, а достижение договоренностей по созданию трансбалканского нефтепровода в 90-е годы затягивалось.
     В настоящее время Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) намерена предложить турецкому правительству построить нефтеперерабатывающий завод в порту Джейхан, а также принять участие в аукционе, на который будет выставлен контрольный пакет акций крупнейшей в Турции химической компании «Petkim». Но результаты аукциона, чьи итоги будут обнародованы 15 июня, предсказать сложно, так как соперничать с азербайджанским бизнесом за право контролировать «Petkim» намерены арабские компании и индийская «Indian Oil Corporation».
     Нефтепереработкой в Джейхане интересуется также казахстанский бизнес. О проекте постройки в Турции НПЗ стоимостью 5 млрд. долларов сообщила недавно государственная нефтегазовая компания Казахстана «Казмунайгаз» (такими возможностями располагает сегодня Астана). Соответствующие документы должны поступить в правительство Турции до 15 апреля.
     Правда, не сидят сложа руки и азербайджанские бизнесмены. ГНКАР подписала уже с турецкой нефтяной компанией «Turcas» протокол о создании совместной компании по строительству НПЗ в районе Джейхана. По сведениям турецких СМИ, завод, способный перерабатывать в год 20 млн. тонн нефти, будет построен в течение 4 лет. 51 процент первичных инвестиций внесет азербайджанская сторона, 49 процентов - турецкая.
     НАПОЛНЕНИЕ экспортного трубопровода на Джейхан является ключевой задачей азербайджанских нефтяников, реализующих на Каспии совместные проекты с западными компаниями. Нефть для трубопровода поступает с месторождений «Азери – Чираг – Гюнешли» (АЧГ). Специалисты компании «BP-Azerbaija» считают, что для достижения рентабельности трубопровода нефти с АЧГ вполне хватает.
     Известно, что в 2006 году с разрабатываемых месторождений было добыто порядка 23 млн. тонн нефти, в текущем году намечено получить более 30 млн. тонн, а в 2008-м – не менее 45 миллионов. Предполагается, что в 2009 году добыча достигнет отметки в 50 млн. тонн, что позволит полностью заполнить нефтепровод.
     

     Наша справка. В 2006 году общий объем добычи нефти в Азербайджане составил 30 млн. тонн. Прогноз на 2007 год – 47 млн. тонн (из них 7 млн. тонн пойдет для удовлетворения внутренних потребностей в нефтепродуктах), на 2010 год – 67 млн. тонн.
     

     Но высокий уровень добычи на «Азери – Чираг – Гюнешли» (АЧГ), по заключению некоторых экспертов, удастся поддерживать недолго. Запасы АЧГ, которые оцениваются в 860– 1.000 млн. тонн, будут исчерпаны к 2025 году на 80—90 процентов. Поэтому «нефтяное счастье» Азербайджана, если не будут найдены новые крупные месторождения на Каспии, может оказаться не слишком продолжительным, и лет через 25 республике придется импортировать «черное золото» для своих НПЗ.
     Видимо, это понимают в Баку, поэтому руководство страны намерено вкладывать в модернизацию экономики страны значительные средства. Объем инвестиций в экономику планируется в 2007 – 2009 годах в объеме 38 млрд. долларов, при этом 9 млрд. - в этом году. 85 процентов всех инвестиций будут направлены не в нефтяную, а в другие отрасли экономики республики. Финансовое положение Азербайджана весьма прочно. Благодаря высоким ценам на нефть на мировом рынке объем валютных резервов по итогам 2006 года достиг 4 млрд. долларов.
     

     Наша справка. Один баррель азербайджанской сырой нефти марки Azeri Light стоил в феврале с.г. на мировом рынке 57,89 доллара США. Для сравнения: цена одного барреля североморской нефти марки Brent составляла 57,43 доллара, а российской нефти марки Urals - 53,82 доллара.
     

     В Баку поэтому настроены весьма оптимистично. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая в январе на совещании, посвященном социально-экономическим задачам на 2007 год, заявил, что трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) построен для транспортировки на мировые рынки только азербайджанской нефти. По словам президента, в 2008 году трубопровод выйдет на полную мощность.
     Для подстраховки турецкого маршрута азербайджанская сторона достигла договоренности с Казахстаном о транспортировке через БТД небольших дополнительных объемов его нефти с месторождения «Тенгиз». Договор о присоединении Казахстана к проекту БТД был подписан еще летом 2006 года. Первоначально речь шла о нефти с крупнейшего казахстанского месторождения «Кашаган», расположенного на севере Каспия. Появились сообщения, что «Кашаган» даст для БТД 25 млн. тонн «черного золота», т.е. 50 процентов его пропускной способности. Но потом стало ясно, что пик добычи на нем будет достигнут только в 2011—2012 годах, а может быть, и в 2014-м. К тому времени поток нефти с «Азери – Чираг – Гюнешли» как раз начнет постепенно ослабевать, и БТД начнут переводить на транспортировку нефти из казахстанского сектора Каспия.
     Баку не отказывается полностью от экспорта своей нефти через черноморские порты России и Грузии (Новороссийск, Супса и Батуми). В январе ГНКАР купила у грузинского бизнесмена Бадри Патаркацишвили (партнер небезызвестного Бориса Березовского) недостроенный нефтяной терминал в Кулеви на Черноморском побережье Грузии. Сейчас форсированными темпами ведется его достройка, чтобы в начале третьего квартала начать эксплуатацию. Терминал сможет на начальном этапе принимать около 10 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов, а в последующие два года - 15—20 млн. тонн. Одновременно ГНКАР изучает возможность строительства нефтеперерабатывающего завода на территории нефтяного терминала, а также создания газоперевалочного терминала. Пока основным грузинским портом, принимающим доставляемую по железной дороге каспийскую нефть, является Батуми.
     ЕВРОСОЮЗУ Азербайджан становится все более интересен и как кладовая «голубого топлива». В 2006 году в Азербайджане было добыто около 8 млрд. кубометров газа, а план будущего года - более 30 млрд. кубометров, из которых 10 млрд. кубометров даст месторождение «Шах-Дениз» (с запасами до 1 трлн. кубометров, добываемыми на шельфе Каспия международным консорциумом во главе с «Бритиш петролеум»), 15 млрд. кубометров – «Азери – Чираг – Гюнешли», более 5 млрд. кубометров – площади, разрабатываемые ГНКАР. Из общего объема, который будет добыт в 2008 году, в распоряжение Азербайджана поступят 12,5 млрд. кубометров газа, а остальным объемом «голубого топлива» будут распоряжаться иностранные компании.
     В целом же Азербайджан располагает запасами природного газа в 5 трлн. кубометров (общие запасы «голубого топлива» в Каспийском регионе оцениваются европейскими экспертами в 18—20 трлн. кубометров). Уместно будет привести высказывание помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Мэтью Брайзы, заявившего не так давно журналистам, что задержка добычи газа на месторождении «Шах-Дениз» не подорвала доверия к Азербайджану. «Азербайджан, - подчеркнул представитель администрации США, - будет главным поставщиком газа для Европы в предстоящие 10—15 лет».
     Связанный с Тбилиси нефтепроводным проектом Баку вынужден оказывать своему западному соседу – Грузии – помощь поставками газа. Ее потребность в «голубом топливе» составляет 1,8 млрд. кубометров в год, и после отказа властей этой республики покупать газ у российского «Газпрома» из-за высоких, по их мнению, цен там возникла опасность экономического коллапса, чреватого массовыми беспорядками и окончательным распадом государства. В свою очередь это могло привести к нарушению экспортных поставок азербайджанской нефти и срыву джейханского проекта.
     Согласно контракту по поставкам газа с месторождения «Шах-Дениз» Грузия получит в 2007 году 250 млн. кубометров и рассчитывает получить еще 800 млн. кубометров из доли Турции в этом проекте.
     

     Наша справка. По расчетам правительства Азербайджана, «Шах-Дениз» даст этой республике в 2007 году 5,4—5,6 млрд. кубометров природного газа (оценки иностранных экспертов из самого консорциума, ведущего разработку месторождения, вдвое скромнее). По контракту в этом году Азербайджан должен был получить с месторождения 2,48 млрд., Грузия – 0,25 млрд., Турция – 2,8 млрд. кубометров газа. Однако Турция из-за невозможности приема газа в 2007 году намерена переуступить большую часть причитающейся ей доли Азербайджану и Грузии, которые рассчитывают получить соответственно 1,3 млрд. и 0,8 млрд. кубометров.
     

     НА ПРОШЛОЙ неделе в Баку прошли азербайджанско-грузинские переговоры, основной темой которых стали вопросы продолжения поставок в Грузию природного газа, добываемого ГНКАР. Судя по имеющимся сообщениям, между сторонами возникли разногласия. Так, министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев не считает целесообразным продолжение после 1 апреля поставок в Грузию газа, добываемого ГНКАР. В беседе с журналистами, комментируя предложение грузинской стороны продолжить поставки азербайджанского газа до конца 2007 года, он подчеркнул, что Азербайджан выполнил подписанный в декабре прошлого года межправительственный договор о поставках газа в соседнюю страну, главной целью которого было помочь ей выйти из энергетического кризиса в зимний период.
     Вместе с тем, как заявил Алиев, «Азербайджан должен подумать и о себе», так как если он продолжит поставки в Грузию в прежних объемах, «то не сможет запастись газом и столкнется с большими проблемами предстоящей зимой». В то же время глава азербайджанского минпромэнерго отметил, как сообщило агентство ИТАР-ТАСС, что «Азербайджан готов в кризисные моменты протянуть руку помощи своему стратегическому партнеру».
     Для Евросоюза и США обеспечение энергетической безопасности стремящейся в НАТО Грузии крайне важно, но еще важнее содействие Баку реализации идеи создания транскаспийского газопровода Nabucco, посредством которого «голубое топливо» из среднеазиатских стран начнет поступать в Европу через Турцию в обход России (30 млрд. кубометров в год). Трасса газопровода должна пройти через азербайджанскую территорию.
     С 1998 года проект Nabucco не удавалось реализовать из-за разногласий между Азербайджаном и Туркменией, но после появления нового поколения руководителей в Баку и Ашхабаде у Евросоюза и США появился шанс добиться компромисса. При Гейдаре Алиеве Баку предлагал половину пропускной способности газопровода (15 млрд. кубометров из 30) использовать для транспортировки азербайджанского газа, а Сапармурат Ниязов претендовал на все 30 миллиардов. Помимо этого, отношения портил спор относительно принадлежности ряда месторождений на шельфе Каспия.
     Теперь при посредничестве западных представителей спорные вопросы, возможно, удастся решить. Для наблюдателей не осталась незамеченной недавняя поездка в Брюссель заместителя министра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова, который в ходе встреч с представителями Евросоюза призвал европейские страны покупать туркменский газ не у России, а без ее посредничества непосредственно у Ашхабада, что-де будет способствовать усилению энергетической безопасности Евросоюза. Некоторые СМИ утверждают, что азербайджанский дипломат призвал «европейские нации заключить пакт и войти в кооперацию с Туркменией».
     Оказавшись в сфере интересов различных геополитических сил, Азербайджан, как и большинство других постсоветских республик, проводит прагматичную внешнюю политику, исходя из приоритетов текущих экономических интересов и стремясь максимально использовать в своих целях благоприятную конъюнктуру мировых цен на энергоресурсы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex