на главную страницу

6 Апреля 2007 года

Страна и мир

Пятница

«Укусом» успеха не добьешся

Марианна ГРИШИНА.



6 апреля в 4 часа утра США начнут против Ирана 12-часовую военную операцию под кодовым названием «Укус». Это сообщение, позаимствованное с сайта Debka, близкого к израильским спецслужбам, стало новостью номер один, которая на протяжении недели не сходила с первых полос мировых СМИ. Завладела она умами и многих обывателей, которые при встрече друг с другом задавались вопросом: развяжут или нет Соединенные Штаты новую войну, которая может выйти далеко за пределы региона. Когда наш читатель развернет этот номер газеты, он будет уже знать ответ. Во всяком случае, относительно утра пятницы.

     
Тегеран не намерен уступать

     Официально поводом к началу американской военной операции может послужить несогласие Тегерана приступить к выполнению мартовской резолюции СБ ООН и поставить ядерные разработки под контроль МАГАТЭ. Эта проблема уже многие годы будоражит мировое сообщество. Если говорить о ее последней фазе, то она восходит к решению иранского руководства отменить с января 2006 года действовавший мораторий на проведение работ в сфере обогащения урана. Это решение было знаковым для нового вектора внешней политики Тегерана, выразителем которой стал победивший в президентской гонке 2005 года иранский лидер Махмуд Ахмадинежад.
     Новое руководство страны, в основном представленное исламистскими фундаменталистами-консерваторами, стало придерживаться более жесткого внешнеполитического курса, в том числе в ядерной сфере. Так, официальный Тегеран заявил как о закрепленных в международных соглашениях правах Ирана на развитие мирной ядерной энергетики, так и о своих планах построить в стране более десятка новых электростанций мощностью 20 тысяч мегаватт до 2027 года (согласно данным Организации по атомной энергии Исламской Республики Иран). Из уст иранских руководителей стали все чаще раздаваться различные провокационные призывы и популистские лозунги – в этой связи вспоминаются и отложенные «до лучших времен» планы сотрудничества со странами Евросоюза по реакторам на легкой воде, и заявления иранского президента о необходимости «стереть с карты Земли» Израиль…
     Между тем ни на какие серьезные уступки мировому сообществу по вопросам дальнейшего развития ядерной программы иранские власти начиная с первых месяцев 2006 года не соглашались. Ситуация окончательно зашла в тупик в декабре 2006 – марте 2007 года, поскольку стало очевидно, что и санкции, наложенные Советом Безопасности ООН, не изменили жесткой позиции Тегерана. Напомним, резолюция СБ ООН от 23 декабря 2006 года содержала требование к Ирану немедленно приостановить работы по обогащению, а также предусматривала принятие всеми государствами мер с целью не допустить импорт в Исламскую Республику и экспорт из нее «предметов, материалов, оборудования, товаров и технологий, которые могли бы способствовать деятельности Ирана, связанной с обогащением урана или разработкой систем доставки ядерного оружия».
     Следующая иранская резолюция Совбеза, принятая 24 марта 2007 года, ужесточала санкции: были заморожены финансовые счета 13 иранских компаний и 15 физических лиц, причастных к обогащению урана и разработке ракетных носителей, введены визовые ограничения для ряда иранских чиновников и эмбарго на поставку оружия из Ирана. Властям страны было отведено 60 дней на приостановку ядерных разработок, не связанных с мирными целями, и приведение своих ядерных программ в соответствие с требованиями МАГАТЭ.
     Несмотря на то что обе принятые ре
     золюции предусматривают возможности для возобновления переговоров с Евросоюзом, Россией и ООН по иранской ядерной программе (в мартовской резолюции, например, содержится специальная глава о принципах долгосрочного соглашения с Ираном), в иранском МИД назвали решения СБ ООН противозаконными и неоправданными. Тем самым подтвердились предположения экспертов, утверждавших, что Иран не опасается новых санкций со стороны ООН, и что последние вряд ли сделают иранские власти более сговорчивыми.
     Между тем появились новые данные о том, что Исламская Республика за последние три месяца почти утроила свои возможности по обогащению урана, построив около 1.000 новых центрифуг. По прогнозам американского Института науки и международной безопасности, если в стране продолжатся ядерные разработки в таком же темпе, как сейчас, Тегеран сможет создать ядерное оружие уже к 2009 году (напомним, в предыдущих прогнозах американской разведки называлась другая дата – 2015 год).
     Вообще иранцы в последнее время явно провоцируют обострение напряженности вокруг своей ядерной программы. Создается устойчивое впечатление, что Тегерану выгоден сценарий «игры на повышение ставок», который иранские дипломаты и политики успешно реализуют, как умелые игроки на бирже. Подтверждений тому предостаточно. Это и заметно ужесточившаяся риторика иранской политической и военной  элиты по вопросу иранской ядерной программы, и  непрекращающаяся демонстрация «врагам Ирана» военной мощи в ходе проводимых смотров и военных учений. Сюда следует отнести и захват иранскими ВМС британских моряков, которые после почти двухнедельного задержания были все же освобождены.
     Такой стиль действий иранских лидеров во многом служит, по мнению наблюдателей, прикрытием того, что ближневосточная политика Исламского государства переживает сейчас состояние кризиса и теряет поддержку среди населения страны. Примечательно, что на иранских декабрьских выборах в мунициальные органы власти и совет экспертов сторонники иранского президента М. Ахмадинежада потерпели поражение, уступив более умеренным политическим силам и партиям. Эти выборы с полной уверенностью можно назвать референдумом по отношению к радикальной внешнеполитической стратегии и риторике Тегерана, которую иранцы теперь все меньше одобряют.
     
США в тупике

     Что касается США, то следует напомнить, что история американо-иранской конфронтации восходит к 1979 году, когда в ходе «зеленой революции» в Тегеране было захвачено американское посольство. Затем были инициированные США антииранские санкции СБ ООН 90-х годов, включение иранского шиитского режима в «ось зла», объявленную Джорджем .Бушем, проблемы с иракскими курдами и ливанской «Хезбаллой», финансируемой из иранских источников, и многое другое. По заявлениям Вашингтона, Тегеран делает все возможное для усиления межконфессионального противостояния в соседнем Ираке, стимулирует и финансово «подпитывает» радикальные террористические группы в ряде ближневосточных стран.
     Эти действия Тегерана как бы обязывали, по официальной американской трактовке, Соединенные Штаты к принятию мер по поддержанию мира и стабильности в регионе, решению иранской проблемы. Причем таким образом, чтобы это устроило мировое сообщество и одновременно подняло престиж Соединенных Штатов. Эта проблема стала в настоящий момент «делом чести» для администрации Джорджа Буша. Главным же вариантом ее решения был избран силовой, который и завел Вашингтон в тупик.
     Как известно, Белый дом, осуществивший несколько месяцев назад «ревизию» и частичный пересмотр основополагающих принципов политики США в Ираке и на Ближнем Востоке (под влиянием комиссии Бейкера и др.), с начала этого года стал резко усиливать как военно-политическое, так и психологическое давление на Тегеран. В январе Соединенные Штаты осуществили переброску в Персидский залив новой авианосной ударной группы в дополнение к действующей там группировке во главе с авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр». Новую группу возглавил авианосец «Джон Стеннис», в распоряжении которого были переведены 80 самолетов и 8 кораблей сопровождения. В регионе также дополнительно были размещены новые системы «Пэтриот» и «Томагавк».
     А в конце марта в районе Персидского залива прошли крупнейшие за последние несколько лет учения военно-морских сил США. В них приняли участие оба авианосца, около десятка других надводных кораблей, более сотни боевых самолетов и 10 тысяч военнослужащих. Но и эта демонстрация силы не заставила Тегеран отступить от своих планов. И следуя выбранной стратегии, Вашингтон подошел к тому, что ему осталось лишь проводить военную операцию против Ирана.
     Что касается предполагаемых сценариев боевых действий в отношении Тегерана, то журналисты и военные эксперты в основном высказывают версию, что это могут быть кратковременные ракетные удары и бомбардировки ряда промышленных объектов, в основном в ядерной сфере, без проведения наземной фазы военной операции и соответственно ввода войск на территорию страны. Другими словами, речь идет о так называемом «белградском сценарии» - операции, аналогичной бомбардировкам Югославии в 1999 году. Обстрел иранской ядерной инфраструктуры предположительно будет вестись с кораблей в Персидском заливе и самолетов на базах в Турции и Ираке.
     О том, что силовой вариант развития событий возможен, заявил на этой неделе ряд российских официальных лиц. «У России есть опасение, что США могут напасть на Иран», - отметил во вторник первый заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Денисов, добавив, что российская сторона «делает все, чтобы предотвратить такое развитие событий». Ситуацию вокруг возможной военной операции в Иране прокомментировал во вторник и начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский. «Можно нанести ущерб военному и промышленному потенциалу Ирана, но победить невозможно», - заявил он, подчеркнув, что «США нужно хорошо подумать, прежде чем наносить удар по Ирану».
     Впрочем, в Белом доме отрицают существование каких-либо планов по нанесению в ближайшие дни военных ударов по Ирану. Заявили об этом официальный представитель президента США Тони Фратто и и.о. пресс-секретаря администрации Буша Дана Перино. «Только не в эту пятницу», - пошутил в ответ на поднятый журналистами вопрос об Иране Т. Фратто. Глава пресс-службы администрации в свою очередь высказала мнение, что конфликты вокруг ядерной программы Ирана и задержания иранцами британских моряков, очевидно, «будут разрешены мирным путем».
     Между тем многие наблюдатели ссылаются на то, что в настоящий момент было бы невозможно обеспечить поддержку бомбардировок ядерных объектов Ирана ни в конгрессе США, где теперь сильна демократическая оппозиция, ни в стране в целом. В этой связи ряд экспертов, не исключая самой возможности осуществления Америкой ударов по Ирану, называют другую дату их проведения. По мнению директора Института США и Канады, члена-корреспондента РАН Сергея Рогова, нанесение ударов по Ирану наиболее вероятно весной 2008 года, когда в США развернется предвыборная гонка за президентское кресло. «Через год война против Ирана может оказаться более выгодной команде Буша», полагает Рогов, особенно если «в качестве предлога для начала акции будет избран какой-то инцидент, в котором по вине иранцев пострадают военные США».
     
Выход – в переговорах

     Наряду со сценариями осуществления США военных действий в Иране в экспертном сообществе на этой неделе также активно обсуждался вопрос об ответных действиях Тегерана. Большинство экспертов сходятся во мнении, что агрессия США может привести к симметрично жесткому противодействию со стороны иранских военных. Так, в случае нанесения ударов Иран может перекрыть и блокировать судоходство в Ормузском проливе, расположенном «на выходе» из Персидского залива. Понятно, что ни США, ни Европе такая перспектива не выгодна. В случае более радикального сценария этот пролив и вообще часть водных путей в Персидском заливе может быть заминирована, и может быть нанесен удар по нефтяным вышкам, принадлежащим западным компаниями, включая американские. Безусловно, это вызовет беспрецедентный скачок мировых цен на нефть и падение курса доллара США на валютном рынке (кстати, повышение цен за баррель нефти наблюдалось и в конце марта в связи с задержанием британских моряков и слухами о возможных военных действиях).
     При всем при том надо учитывать, что Иран имеет одну из самых мощных и боеспособных армий в странах Большого Ближнего Востока, развитую ракетную технику, позволяющую нанести удары, в частности, по соседнему Израилю. Наконец, еще один сильный ресурс Тегерана – это широкие возможности повлиять на политику, осуществляемую рядом радикальных террористических группировок, в частности шиитскими группами в Ираке и «Хезбаллой» в Ливане. А рост числа террористических атак и межконфессиональных столкновений в регионе, разумеется, представляет для США и европейских стран угрозу ничуть не меньшую, чем нефтяной кризис.
     Вообще иранские руководители в последнее время, что примечательно, стали открыто и демонстративно выражать сомнения относительно того, что США планируют осуществить военную операцию против Ирана. Так, еще 22 марта президент Ахмадинежад выступил с заявлением, что «Иран не боится возможной военной агрессии Соединенных Штатов», так как «последствия такого нападения будут самыми неблагоприятными». Позже эту позицию подтвердил иранский министр иностранных дел Манучехр Моттаки, отметивший, что «США не готовы к возможной военной кампании против Ирана». «Мы не думаем, что Америка сейчас в состоянии ввязаться в новый кризис», - заявил Моттаки в интервью саудовской газете «Эр-Рияд», намекнув на крупные просчеты американцев в Ираке и Афганистане в 2005—2006 годах.
     Очевидно, что перспектив у силового решения иранской проблемы нет. И военной операцией США ничего не добьются, кроме обострения ситуации в мире. Выход из положения может быть только один – в поиске компромисса за столом переговоров. В мартовской резолюции Совета Безопасности ООН оговариваются, в частности, такие возможности для сотрудничества с Ираном, как признание мирных целей его ядерной программы (при условии проведения соответствующих проверок МАГАТЭ), содействие в строительстве и запуске в стране реакторов на легкой воде, обеспечение поставок из России ядерного топлива. Кроме этого, западными компаниями предложены меры по сотрудничеству в сфере международной торговли, инвестиций, развития гражданской авиации, в области энергетики, телекоммуникаций, высоких технологий и др. Не исключено, что если все эти положения будут приведены в соответствие с целями и задачами мирной ядерной программы Ирана, это составит базу для некоего компромиссного решения и взаимовыгодных договоренностей.
     На необходимости отказа от силового сценария разрешения иранского кризиса и проведения новой серии переговоров по всем спорным вопросам сейчас жестко настаивает и Россия. Так, глава МИД России Сергей Лавров выступил с заявлением, что Москва категорически не приемлет силового решения иранской проблемы и что необходимы «международно-правовые рамки воздействия на Иран».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex