на главную страницу

6 Апреля 2007 года

Юбилей

Пятница

Актер Фронтовой закалки

Беседовали Александра АВДЕЕВА, Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».



24 марта этого года народному артисту Российской Федерации Александру Алексеевичу Петрову исполнилось 85 лет. На этот же год приходится и юбилей его работы в Центральном академическом театре Российской Армии – 55 лет. За более чем полувековую службу. В театре Петров сыграл свыше 50 ролей, продолжая и сегодня радовать зрителей своим талантом. Не раз ездил в составе творческих бригад в воинские части. Награжден орденами Отечественной войны II степени, Почета, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Праги», «За взятие Вены». Накануне своего юбилея Александр Алексеевич дал интервью нашей газете.

     - Александр Алексеевич, расскажите, пожалуйста, что привело вас в стан актеров?
     - Казалось бы, ничего не предвещало выбрать эту профессию. Родился я в Подмосковье, в деревне Короськово в многодетной крестьянской семье. Через несколько лет мы переехали в Москву. Отец работал на фабрике «Красный Октябрь» кондитером, а мама сначала была домохозяйкой, а потом, когда дети подросли, а нас было шестеро, тоже устроилась на работу. Жили мы в Замоскворечье. Помню, недалеко от школы был Дворец пионеров, в котором я посещал, наверное, все кружки. Особенно мне запомнились авиамодельный и стрелковый. По окончании семи классов решил пойти работать, чтобы помочь родителям прокормить семью. Сначала устроился на завод, работал за станком. А потом стал заниматься в драмкружке и перешел на фабрику. Вот с этого кружка и началась моя творческая деятельность. Первая значимая роль была Незнамова в пьесе «Без вины виноватые».
     - Где вас застало известие о начале войны?
     - В то лето меня пригласили от фабрики в пионерлагерь вожатым. Там меня и застало сообщение о войне. Видимо, по молодости сразу не ощутил все горе, всю трагедию этого страшного события. Это уже пришло потом, когда пошел на фронт добровольцем. Получил воинскую специальность связиста. Все годы войны прослужил в 137-м полку связи им.
     Б. Хмельницкого. Участвовал в битве за Сталинград, освобождал Одессу, Будапешт, Прагу, Вену, воевал в Югославии и Германии. Войну закончил в столице Австрии Вене. Помню, был чудесный весенний день. После войны, окопов увидеть красивый город и услышать весть о конце войны – было таким счастьем!
     - А чем занимались после демобилизации?
     - Поскольку я пошел на фронт мальчишкой, то после войны меня не сразу демобилизовали, а еще год я прослужил на Одесском узле связи, где даже несколько раз встречал Георгия Константиновича Жукова и устраивал ему переговоры. Демобилизовавшись в 1946 году, пошел работать на
     2-й шарикоподшипниковый завод, что на Шаболовке. Там поработал совсем немного. Как-то увидел объявление, что в ГИТИСе проходят консультации для абитуриентов. И я решил: отчего бы не заглянуть. Консультации проводил известный режиссер Андрей Александрович Гончаров. Я прочитал ему отрывок из романа Аркадия Первенцева «Кочубей». Видимо, мое исполнение ему понравилось, и он порекомендовал мне сдавать экзамены в институт. К слову, сдавал экзамены ужасно. Я ведь не окончил десятилетку, а во время войны и то, что знал, подзабыл. Но мне помогли товарищи и сам Андрей Александрович Гончаров. Учился с удовольствием. Нам преподавали два выдающихся режиссера – Андрей Гончаров и Андрей Лобанов. После окончания института в 1952 году главный режиссер театра Красной Армии Алексей Дмитриевич Попов пригласил меня к себе в театр, где я и служу до сей поры.
     - Какие были ваши первые роли?
     - Моей первой серьезной работой была роль Баклушина в спектакле «Не было ни гроша, да вдруг алтын» у режиссера Ивана Петровича Ворошилова. Со мной играли Любовь Добржанская, Нина Сазонова, Никифор Колофидин. Потом у этого же режиссера я сыграл белого офицера в спектакле «Сергей Лазо». У главного режиссера нашего театра Алексея Дмитриевича Попова сыграл в спектакле «Москва — Кремль».
     - Помогал ли вам, человеку, прошедшему войну, опыт в работе над образом военного?
     - Конечно, помогал. Я ведь знал жизнь человека в погонах не понаслышке и не со слов режиссера, я в ней «варился», поэтому мне было легко понять и сделать то, что от меня требовалось. Сыграл я и генерала, и полковника, и красноармейца.
     - В вашей творческой биографии немало и классических ролей.
     - Да, я сыграл Брабанцио в «Отелло», генерала в «Игроке», Епанчина в «Идиоте», Потап Потапыча в «Сердце не камень». Очень люблю этих героев. По натуре я взрывной, темпераментный человек. Поэтому все роли, где нужно было показать темперамент, мне близки. Вот Брабанцио, казалось бы, маленькая роль, и не все ее охотно играют. А там есть драма, там есть жизнь. Я эту роль играл с таким удовольствием!
     - А какие спектакли из классического репертуара вы находите актуальными в наше время?
     - Мне кажется, проблемы, поднимаемые в пьесе «Сердце не камень», находят отклик и в сердцах людей современного поколения. К примеру, для меня важна сцена, когда мой герой говорит: «Ну, чем мне не житье, кум, какого еще житья мне надо?» Для меня эта фраза весьма значима в смысле раскрытия характера Веры Филипповны. И, конечно, очень важен финал, где мой герой произносит: «На что богатым людям деньги даны, и как их надо проживать…» Эта ситуация из прошлого созвучна с теперешним временем. Ведь у нас появилось немало богатых людей, которые не знают, куда потратить богатство. Одни бездумно сорят деньгами, другие занимаются накопительством. Как раз в спектакле мой герой размышляет, как надо распорядиться капиталом, чтобы он не лежал мертвым грузом. И мысль, что необходимо помогать бедным, как это делала Вера Филипповна, считаю весьма поучительной и для сегодняшних состоятельных людей. Надеюсь, что размышления моего героя в спектакле «Сердце не камень» подтолкнут кого-нибудь из зрителей к решению помочь ближнему.
     - Светлана Овчинникова в своей книге «Звезды Театра Российской Армии» пишет, что вам удается самое трудное для артиста – хорошо играть положительных персонажей. Это действительно сложнее, чем играть отрицательных героев?
     - Конечно. Отрицательные герои, как правило, ярче написаны, они многограннее. А положительные герои зачастую подаются однозначно, поэтому играть их всегда было труднее.
     - А такие скользкие типы, как Пастор в «Комической фантазии…», что привнесли в ваш сценический багаж?
     - Это был великолепный спектакль про Мюнхаузена в постановке Ростислава Горяева. Острохарактерная роль Пастора дала возможность показать себя несколько с другой, непривычной для зрителя стороны. В этой роли можно было фантазировать, импровизировать, не было четких режиссерских рамок.
     - Вы считаете свою жизнь счастливой в Театре Российской Армии?
     - Да. Я счастлив и доволен своей судьбой. Никогда не жалел, что связал свою судьбу именно с Театром Российской Армии. Я много играл у великолепных режиссеров, всегда был востребован, моими партнерами были блестящие актеры. Я доволен прожитым! Но и планов впереди у меня немало…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex