на главную страницу

10 Апреля 2007 года

Планета людей

Вторник

Служба морская молодежь влечет всегда

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».
При содействии Центра зарубежной военной информации Северного флота.



     
Наша справка

     Эрик Альф Бёе родился 10 апреля 1962 года. С 1979 по 1981 год обучался в Бергенской высшей военной школе по специализации «финансы». После окончания в 1985 году военно-морского училища на протяжении одиннадцати лет служил в подводных силах ВМС Норвегии, командовал подводными лодками «Склинна», «Свеннер», «Куна» и «Утсира». С 1996 по 2002 год служил в штабах командования вооруженных сил в Южной Норвегии и командования подводными силами НАТО в Восточной Атлантике. Затем два года обучался в Национальном колледже обороны Швеции (Стокгольм). С 2004 по 2006 год – начальник отделения кафедры морских операций в норвежском штабном колледже обороны. С 2006 года – начальник службы подводных сил ВМС Норвегии.
     

     - Господин кэптен, осенью прошлого года состоялся первый в истории ВМС Норвегии визит норвежской подводной лодки в Североморск. В норвежских СМИ широко и позитивно освещали пребывание «Утстейн» на Северном флоте РФ. А как вы относитесь к таким визитам?
     - Это было великолепное событие! Честно говоря, нас еще никогда и нигде так радушно не встречали: ни в Норвегии, ни в других иностранных портах. Я считаю, это хороший признак того, что российская сторона высоко оценила визит подлодки «Утстейн» в главную базу Северного флота. Очень надеюсь, что этот первый шаг в перспективе приведет к более тесному сотрудничеству. Потому что мы видим положительные результаты взаимодействия между норвежской береговой охраной и российскими морскими пограничниками, эскадрой наших фрегатов и соединением североморских больших противолодочных кораблей. И мы хотим, чтобы такие дружеские контакты наладились в будущем между норвежскими и российскими подводниками.
     - Вы начали службу в подводных силах ВМС Норвегии более двадцати лет назад. Что знал о России, какой ее представлял лейтенант Бёе? И какой увидел Россию уже кэптен Бёе?
     - Кстати, в октябре минувшего года на борту российской подлодки «Магнитогорск» мне задали именно этот же вопрос. Так вот, если б мне в мои лейтенантские годы кто-нибудь сказал, что спустя два десятилетия я приду на подводной лодке в Североморск и встречусь лично с командующим Северным флотом ВМФ России адмиралом Владимиром Высоцким, я ни за что не поверил бы. Что же касается визуального восприятия Мурманска и Североморска, то сама природа на Кольском полуострове в принципе не сильно отличается от Северной Норвегии. Но вот что стало по-настоящему особенным – это то, что мы шли на «Утстейн» по Кольскому заливу в надводном положении и воочию видели российские боевые корабли. Поверьте, для нас такое двадцать лет назад было бы совершенно… диким.
     - 2009 год станет для подводных сил Норвегии юбилейным: им исполнится сто лет. Можно ли сказать, что «Утстейн» приходила в Североморск за опытом в организации подобных мероприятий? Каким станет ваш юбилей?
     - Главное, что я сделал в Североморске в преддверии столетнего юбилея норвежского подплава, – пригласил на торжества своего коллегу – командира бригады дизельных подводных лодок СФ капитана 1 ранга Олега Голубева, и он принял приглашение. А еще нам очень понравилась в Мурманске во флотском военно-морском музее выставка, рассказывающая о развитии подводных сил на Северном флоте. Для нас это послужило толчком к осознанию, что в канун столетнего юбилея норвежского подплава мы тоже хотим создать подобную экспозицию.
     - Сейчас идет второй этап реформирования вооруженных сил Норвегии. И если в надводных силах ВМС фрегаты проекта «Осло» заменят фрегатами серии «Фритьоф Нансен» и ракетными катерами типа «Шольд», то в чем заключается реформирование подводных сил?
     - В ближайшие три-четыре года наш подплав будет представлять Норвегию… на международном уровне. И это отнюдь не шутка либо преувеличение! Вы правильно отметили, что на вооружение поступают новые корабли типа «Фритьоф Нансен» и «Шольд». Но потребуется еще немало времени – несколько лет, чтобы они ходили в море в полной боевой и технической готовности. Так что в ближайшие годы у подводных сил ВМС Норвегии будет много дел.
     - В 2001 году в Северной Европе для разработки проекта подводной лодки «Викинг» был создан консорциум Viking Submarine Corporation. Изначально в нем участвовали Дания, Норвегия и Швеция, а Финляндия имела статус наблюдателя. Однако изменение планов закупки будущей подлодки со стороны ВМС всех трех стран привело к фактическому распаду консорциума. То есть вопрос о замене лодок типа «Ула» еще не стоит?
     - Что касается проекта «Викинг», то он уже завершен. И главная причина заключается в том, что Дания полностью сократила свои подводные силы. Поэтому, естественно, она и не захотела дальше участвовать в проекте. Сейчас мы рассматриваем разные варианты: кто же станет естественным наследником «Улы»? Полагаем, что, скорее всего, этот проект осуществится ориентировочно в 2020 году. Поэтому сегодня в отношении вероятного преемника «Улы» очень много неясностей.
     - И все же какие здесь могут быть перспективы? Смогут ли ее заменить, например, германские подводные лодки проекта 212, в разработке которых вместе с Германией и Италией участвовали и норвежские специалисты? Или Норвегия пойдет каким-то своим, так сказать, национальным путем?
     - Это, естественно, во многом и политический вопрос. Мое мнение, что было бы намного дешевле просто купить у Германии их подводную лодку типа 212, чем придумывать свою, национальную. Однако повторюсь - это вопрос политический. Ведь нужно думать и о дальнейшем развитии собственной судостроительной промышленности, о создании рабочих мест. Так что вопрос с закупками перспективных подводных лодок для ВМС Норвегии будут решать на уровне гораздо выше меня.
     - Что делает командование ВМС и подводных сил Норвегии, чтобы служба на подлодках была престижной для молодых людей и позволяла им, даже при относительно маленьких размерах подлодок проекта «Ула», образно говоря, свысока смотреть на моряков с надводных кораблей?
     - Я считаю, что служба в прочном корпусе всегда будет привлекать молодых людей. Романтика и кастовость! А еще, когда мы посещаем иностранный порт, то в отличие от моряков с надводных кораблей, вынужденных ночевать на корабле, проживаем в гостинице. Может быть, и это накладывает свой отпечаток на привлекательность службы в подплаве.
     - Знаю, что у вас первоначальная специализация по военному образованию - «финансы». И как же потом вы стали подводником?
     - Я должен был служить в сухопутных войсках. Однако мне ужасно не хотелось уезжать из великолепного приморского Бергена. И в конце концов после получения военно-финансового образования мне посоветовали поступить в… военно-морское училище, находящееся в Хоконсверне, близ Бергена. И вот я перед вами: подводник, начальник подводной службы королевских ВМС Норвегии.
     - Господин кэптен, во время визита «Утстейн» в Североморск вам в подарок вручили российский знак «Командир подводной лодки»…
     - Мне его подарил капитан 1 ранга Голубев. И я носил этот знак на своей тужурке во время визита на Северный флот. А когда вернулись домой, то решил проверить: разрешат ли мне носить его и в Норвегии? Однако увы. Но как добрая память о визите в Североморск и о моих российских друзьях-подводниках он мне очень дорог.
     - Спасибо за беседу!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex