на главную страницу

18 Апреля 2007 года

Армия и общество

Среда

Контрактная десятка

Записал Владимир СТРАШКО.
Фото Виталия АНЬКОВА.



Насколько бы ни была в целом успешной в ДВО реализация очередного этапа Федеральной целевой программы по переводу ряда частей на контрактный принцип комплектования, говорить о резко возросших качественных показателях в ратной выучке профессионалов в погонах пока рано. Причин тому несколько. Они разноплановы и поддаются подробной классификации и анализу разве что при разборе на научно-методологическом и, если хотите, военно-теоретическом уровне.
Как известно, на протяжении прошлого года в девяти частях округа организация и ход боевой подготовки уже были поставлены на принципиально новые рельсы. К концу 2006 года мероприятия по комплектованию должностей сержантов и солдат военнослужащими по контракту завершились еще в одном мотострелковом полку. Этот воинский коллектив замкнул «десятку» частей, где отныне служат или должны служить только профессионалы. Казалось бы, пришло время пожинать плоды и наращивать темпы ратной учебы…
Однако, как показывает практика, растущий профессионализм контрактников невозможен без новаций и корректив в процессе боевой подготовки. А нацеленное на перспективу, эффективное воплощение в жизнь контрактного эксперимента на дальневосточных рубежах уже сейчас требует срочных решений по целому ряду назревающих проблем.
О том, какими должны быть эти меры, на каком уровне их следует принимать, рассказал начальник управления боевой подготовки ДВО генерал-майор Николай ГЛИНИН.


     По количеству учебно-боевых мероприятий, проведенных в «контрактных» частях округа, итоги 2006 учебного года нас удовлетворяют. Однако они также показали, что проблема повышения профессионализма контрактников по-прежнему достаточно остра.
     В первую очередь потому, что любой профессионал, в том числе и военнослужащий-контрактник, просто так, «из ничего», не появляется. На мой взгляд, было бы заблуждением считать, что, поманив в армию льготами и другими материальными благами вчерашних солдат срочной службы или граждан, пребывающих в запасе, мы сразу создадим в Вооруженных Силах воинские части и соединения нового, более совершенного типа. Это далеко не так. Помимо обеспечения жильем и другими видами довольствия настоящего солдата нужно еще обучить и воспитать.
     А сделать это методически грамотно, выполнив программу боевой подготовки в полном объеме, в первую очередь обязаны командиры. К сожалению, не все офицеры готовы к работе с подчиненными, обладающими новым статусом. Да и сами контрактники по уровню интеллектуального и физического развития, по степени морально-психологической устойчивости не всегда соответствуют высоким качественным характеристикам, которыми должен обладать военный профессионал.
     Выводов из этого два: нужно из кандидатов в контрактники отбирать способных напряженно, систематически обучаться военному делу и воспринимать программу боевой подготовки, а параллельно учить каждого офицера методически грамотно, целенаправленно готовить военнослужащих по контракту.
     Не терпит отлагательства и решение других, не менее актуальных задач, начиная с совершенствования системы отбора кандидатов в контрактники, размещения военнослужащих и заканчивая теми проблемами, которые изначально не брались в учет при комплектовании воинских частей постоянной готовности.
     Поэтому к разговору о качественно других, более боеспособных частях имеет смысл вернуться только через несколько лет. А уже проделанную огромную работу лучше расценивать как заслуживающий внимания полезный опыт. Опыт, который необходимо изучать, обобщать, извлекать из него уроки, а потом уже и приумножать.
     Этот опыт ценен для всех, в том числе и для вышестоящих штабов и командиров, которые при планировании и организации боевой подготовки должны учитывать задачи боевого предназначения, требования руководящих документов, укомплектованность подразделений, а также возможности учебно-материальной базы. Поскольку именно эти должностные лица определяют содержание программы боевой подготовки и реализуют ее на местах.
     В частях, развернутых в округе в ходе реализации ФЦП, в 2006 году успешно проведена целая серия мероприятий, не сказать о которых было бы несправедливо. Так, в рамках подготовки органов управления тактического звена были проведены командно-штабные учения на местности и командно-штабные (штабные) тренировки, а также тренировки по управлению ударами авиации и огнем артиллерии, средствами ПВО. Подчеркну, что все КШУ проводились с привлечением подразделений обозначения действий войск, что позволило командирам частей получить практику в управлении подчиненными, приданными и поддерживающими подразделениями. По результатам учений мотострелковые части оценены на «удовлетворительно», а соединения родов войск и воздушно-десантных войск — на «хорошо».
     Помимо этого, отрабатывая плановые вопросы, мы особое внимание уделяли обучению командиров, привитию им так называемых дополнительных навыков. Они учились выбирать место для расположения войск, производить расчеты по фортификационному и инженерному оборудованию районов и позиций, организовывали взаимодействие, использовали силы и средства разведки. Приобретали опыт управления подразделениями, огнем артиллерии, ударами авиации, опыт применения высокоточного оружия и средств ПВО, организовывали и поддерживали взаимодействие с частями и подразделениями других видов Вооруженных Сил и родов войск, Погранвойск ФСБ и Внутренних войск МВД России.
     При боевом слаживании подразделений в полном объеме и без срывов были проведены боевые стрельбы отделений, взводов, РТУ и БТУ, БТСУ, а также полковые тактические учения. Большая их часть отличалась высоким организационно-методическим уровнем и оценена на «хорошо».
     КасаЯсь боевой учебы контрактников, хочу отметить, что анализ результатов боевой подготовки показал возросшую слаженность укомплектованных ими воинских частей и подразделений. А уровень организации боевых стрельб, тактических учений с боевой стрельбой убедил в достаточно высокой готовности контрактников к выполнению учебно-боевых задач, во всяком случае в сравнении с личным составом срочной службы.
     В частности, эти военнослужащие лучше знают тактико-технические характеристики вверенного вооружения и военной техники, имеют практический опыт их обслуживания и грамотного использования. Показательно, например, что во время ПТУ с боевой стрельбой, когда полки выдвигались на общевойсковые полигоны, именно контрактники отличились при погрузке вооружения и военной техники на подвижной состав, уверенно действовали на марше своим ходом в район сосредоточения, не допустив выхода из строя ни одной машины.
     Так называемая смешанная система комплектования, когда в одном строю стояли и контрактник, и военнослужащий по призыву, уходит в прошлое. Сегодня целесообразнее контрактные части, в которых завершился исполнительный этап Программы, перевести на 10-месячный период обучения. Поскольку, как показывает практика, программы боевой учебы в этих частях перегружены в первую очередь мероприятиями тактической подготовки. Более того, в связи со сжатыми сроками слаживания подразделений в полном объеме не всегда отрабатываются вопросы одиночной подготовки военнослужащих. Это серьезный повод для беспокойства. Такое положение не всегда позволяет довести индивидуальную выучку контратников до уровня, обеспечивающего выполнение всех учебно-боевых задач, связанных с ведением различных видов боевых действий. Следовательно, возникают трудности при проведении этих мероприятий уже на уровнях отделений, взводов, рот, батальонов и воинских частей.
     Выход из ситуации мы видим в увеличении сроков боевого слаживания подразделений с акцентом именно на базовую одиночную подготовку. Только когда контрактник, независимо от занимаемой должности, будет обучен ведению огня из различных видов оружия, а принцип взаимозаменяемости в подразделениях станет нормой, уместно будет говорить о достаточном индивидуальном мастерстве и составлять оптимистические прогнозы.
     Не буду останавливаться на качестве контингента, поступающего на военную службу по контракту, это достаточно серьезная проблема. Перейду к задачам, которые стоят перед органами управления боевой подготовкой. Сегодня в рамках боевой учебы частей постоянной готовности мы преследуем несколько целей. Одна из них как раз и состоит в том, чтобы наряду с приобретением определенной суммы знаний, умений и навыков военнослужащие по контракту были способны решать поставленные перед ними задачи в самых сложных условиях. Контрактник должен выдерживать высокие морально-психологические и физические нагрузки, преодолевать опасности и трудности, которые могут возникнуть при подготовке и ведении боя. Для этого в учения и занятия вносятся элементы напряженности, внезапности, опасности и риска, свойственные реальной боевой обстановке, проводятся многократные тренировки по закреплению освоенных приемов. Эта работа также нацелена на воспитание уверенности в своих командирах, уважения и доверия к оружию, технике и средствам защиты.
     И конечно же, непростые природно-климатические и географические особенности Дальневосточного региона, его удаленность от центральной части страны уже сами по себе служат фактором, усложняющим организацию и проведение мероприятий боевой подготовки. Надеюсь, после двух-трех лет такой полноценной дальневосточной «обкатки» нынешнего контрактника можно будет без всяких авансов называть военным профессионалом.
     Для этого солдату необходимо заниматься только своим делом, а не мести плац или, скажем, разгружать уголь…
     Правда, такие случаи единичны, они практически изжиты. Пока проблемой остается лишь привлечение значительной части личного состава для работ по обеспечению жизнедеятельности подразделений в полевом лагере, подготовке занятий непосредственно в поле.
     Суть проблемы в том, что подразделения тылового обеспечения батальона при своей скромной штатной численности не в состоянии в полном объеме решать эти задачи. Проблема становится особенно актуальной во время зимних полевых выходов, в условиях низких температур, когда, например, для элементарной круглосуточной топки печей необходимо дополнительно выделять людей из боевых подразделений. Такой отрыв личного состава опять-таки сказывается на индивидуальной подготовке, эффективности отработки упражнений и на общем итоге процесса боевого слаживания.
     Вывод напрашивается сам собой: нужно вносить изменения в штатную структуру частей постоянной готовности, создавать подразделения охраны и обеспечения для несения службы в карауле и суточном наряде, хозяйственных работ, решения прочих задач, связанных с обеспечением повседневной жизнедеятельности.
     В частях, комплектуемых по контрактному принципу, на офицерских должностях теперь служат только выпускники военных вузов. К сожалению, диплом об окончании военного вуза не всегда свидетельствует о высоком профессионализме его обладателя. Несмотря на усердие и старание, стремление к самосовершенствованию и повышению уровня профессиональной подготовки, кадровые офицеры не все запланированные мероприятия проводят качественно и в срок. Сказывается нехватка времени для самостоятельной подготовки, приходится готовиться к занятиям во внеслужебное время. Это создает дополнительную психологическую напряженность.
     Определенные нарекания вызывает и профессиональная выучка сержантского состава. Младшим командирам нужно больше работать над собой в часы самостоятельной подготовки, умножать свои навыки на занятиях инструкторско-методического характера, а это также требует немалых затрат личного времени.
     Иными словами, во главе угла - пресловутый вопрос о регламенте служебного времени, несоблюдение которого и вызывает недовольство у контрактников, а командирам не позволяет в полном объеме готовить и проводить запланированные мероприятия. За примерами далеко ходить не нужно. В распорядок дня не включены инструкторско-методические занятия с сержантами, сокращено время для мероприятий воспитательного характера, а вторая половина дня и вовсе урезана на два учебных часа. Кроме того, перестала быть обязательной для всех ежедневная утренняя зарядка, что ведет к заметному снижению уровня физической закалки военнослужащих.
     А как быть, например, с предоставлением обязательного основного отпуска? Ведь оптимально распределить отпуска личного состава воинской части без ущерба для плановых учений и занятий по боевой подготовке крайне трудно. Так, на протяжении года ежемесячно 10—12 процентов личного состава должны отдыхать. В масштабе полка численность отпускников составляет почти целую роту, но, заметьте, это военнослужащие разных специальностей из разных подразделений. А ведь пулеметчик на занятиях или учениях не заменит снайпера, а наводчик-оператор не сядет за штурвал боевой машины. Значит, из процесса полноценной боевой подготовки выпадет даже не рота, а сразу несколько подразделений. Компромиссные варианты решения этой проблемы есть, но не везде и не всегда они эффективны. Снять «отпускную» проблему способен упомянутый выше принцип взаимозаменяемости. Есть и другой путь: контрактников можно отправлять в отпуск, скажем, в составе экипажа боевой машины, и тогда ущерб для плановой боевой подготовки будет минимальным.
     И это, конечно же, еще не все проблемы. Ведь по-прежнему далеки от совершенства объекты учебно-материальной базы, отсутствуют в достаточном количестве тренажеры, необходимы обновление вооружения и парка военной техники, замена полигонного оборудования…
     Проблем все еще много: от мелких и частных до серьезных, требующих решения на государственном уровне. Своими силами командиры на местах делают многое. Они получают поддержку на уровне руководящего состава округа, начальников управлений и служб, командования общевойсковых объединений. По тем же проблемам, которые мы не в силах решить самостоятельно, подготовлены соответствующие предложения для вышестоящих инстанций. Надеюсь, в ближайшем будущем вся эта многоуровневая и весьма напряженная работа создаст предпосылки для того, чтобы подразделения и части ДВО, укомплектованные военнослужащими по контракту, действительно стали авангардом профессиональной армии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex