на главную страницу

18 Апреля 2007 года

Армия и общество

Среда

Породненные Пянджем

Таджикских пограничников
«ставят на крыло» российские офицеры

Валерий ГУК, «Красная звезда».
Таджикистан.
Фото Олега ДАВЫДОВА,
Хушнуда РАХМАТУЛЛАЕВА.



За два года с того момента, как таджикские пограничники приняли у россиян таджикско-афганскую границу, они смогли доказать, что справляются с охраной рубежей республики. Но таджикские погранвойска испытывают серьезный кадровый голод. Очень выручают в этих условиях российские советники, которые практически полностью взяли на себя подготовку специалистов для погранзастав.


     Весь советнический аппарат поделен по направлениям деятельности. Одни офицеры занимаются исключительно вопросами охраны границы, другие - боевой, специальной подготовкой, тыловым обеспечением. К примеру, сектор ответственности полковника Александра Короткова - боевая подготовка.
     - На офицеров нашего управления, - рассказывает он, - ложится главная ответственность за подготовку кадров для погранвойск Таджикистана. Главный человек для нас – это прапорщик. Всего с момента завершения передачи таджикско-афганской границы для погранвойск Таджикистана российскими советниками подготовлены уже около 200 прапорщиков. В ближайшие дни начнется обучение очередного потока из 80 курсантов.
     Кроме того, российские офицеры активно занимаются подготовкой различных специалистов для пограничных застав. Регулярно проводят методические занятия с офицерами учебных подразделений. Они активно делятся с таджикскими коллегами своим богатым практическим опытом. Ведь все россияне до этого служили на таджикско-афганской границе и о ее особенностях знают не понаслышке. Кроме всего прочего, российские офицеры оказывают помощь в разработке программ, учебных пособий. Проходя у них обучение, будущие таджикские специалисты как бы автоматически проходят и курс русского языка, знание которого не помешает им в жизни.
     Россияне также начали оказывать методическую и практическую помощь преподавательскому составу погранинститута. Но здесь имеются некоторые проблемы. Еще год назад руководство таджикских погранвойск обратилось к российской стороне с просьбой укрепить пограничный институт преподавателями из российских пограничных вузов. Однако вопрос об их откомандировании пока не решен. Поэтому в институте преподают офицеры Оперативной пограничной группы. Конечно, эти офицеры - хорошие практики, но не все могут сравниться с квалифицированными педагогами пограничных институтов и академий. Хотя, например, среди советников отдела подготовки войск Оперативной пограничной группы ФСБ РФ в Таджикистане есть даже научный светило - доктор педагогических наук (пожалуй, единственный доктор наук, практикующий в войсках) полковник Александр Михайлов.
     О российских офицерах-советниках в Таджикистане можно услышать только положительные отзывы. Вот некоторые из них.
     Майор Алексей Разуваев готовит группы снайперов-инструкторов. Сам офицер окончил артиллерийское училище, специализировался по воздушно-десантной подготовке. Первоклассный специалист помог таджикам освоить тонкости снайперского искусства. На стрельбище всю программу стрельб отработал со своими подопечными, как говорится, от и до. Стрелять начинали с пяти утра. Стреляли в утреннюю прохладу, в обеденную жару, вечером, ночью. Патронов не жалели. Курсанты научились чувствовать оружие, понимать, как с изменением температуры воздуха изменяется траектория полета пули. Многие выполнили требования на спортивные разряды.
     Высокий методический уровень занятий, проводимых майором Разуваевым, подтверждает наглядный пример. Вскоре после начала стрельб выяснилось, что у одного из курсантов правый глаз видит хуже левого. Курсант слезно просил не исключать его с курса. Посовещавшись, офицеры решили его не отбраковывать, а продолжать обучение. В процессе индивидуальной работы майор Разуваев не только переучил курсанта стрелять с левой руки, но и добился, чтобы тот выполнил требования 3-го спортивного разряда по стрельбе!
     Недавно наградили таджикской медалью майора Романа Кузнецова. За что? Пришла партия радиостанций, однако инструкции и руководства по эксплуатации были написаны на английском языке. То, что сделал Роман, по здешним меркам приравнивается к подвигу. Он сам перевел все тексты, освоил работу на радиостанциях и обучил этому офицеров и личный состав.
     Мы переходим в учебные классы, где проходят подготовку специалисты для пограничных застав. Сразу заметно, как армия переделывает человека. Если неловкие и робкие новобранцы и первокурсники оставляли не самое лучшее впечатление, то здесь перед нами стояли рослые и бравые парни, полные сил и энергии.
     Полковник Коротков преподает службу войск. Курсанты свободно ориентируются в предмете, используя наглядные пособия. В следующем, компьютерном классе подполковник Мурашов преподает основы информатики и программного обеспечения служебно-боевой деятельности. Подполковник Насретдитнов помогает освоить работу с сигнализационными комплексами. Подполковник Карлов тренирует химиков-инструкторов. Со дня на день в школе прапорщиков должны начаться выпускные экзамены, поэтому работы у всех хватает.
     На учебных точках в главном учебном центре Государственного комитета по охране границы Республики Таджикистан царила деловая обстановка. Курсанты-первокурсники пограничного института, призывники срочной службы, слушатели курсов прапорщиков и специалистов пограничных застав под руководством российских и таджикских преподавателей осваивали тонкости службы. Отрабатывали строевые приемы, изучали материальную часть оружия, тактику, занимались физической подготовкой.
     Молодое пополнение в еще не обмятой форме чувствовало себя пока неловко и неуверенно. Почти у каждого на лице было написано: завтрак, дескать, был давно, а до обеда еще так далеко... Начальник управления боевой подготовки Государственного комитета по охране государственной границы полковник Фазил Рахимов, поймав мой взгляд, откровенно признается:
     - Действительно, проблемы с призывниками у нас такие же, как и всюду. Многие приходят с дефицитом веса, только в армии начинают получать регулярное трехразовое питание. Солдат с неполным средним образованием – обычное явление…
     Фазил Файзиевич справедливо замечает, что при столь серьезной нехватке кадровых офицеров было бы разумно, чтобы российские советники помимо преподавательской работы могли бы выполнять и обязанности курсовых офицеров. Чтобы обучение и воспитание имело единую систему и цикл. Но, к сожалению, такой подход не предусмотрен в межправительственном соглашении.
     - Да и сама молодежь в Таджикистане не особо рвется служить, - продолжает Рахимов. - Сейчас у нас по всем канонам демократическое государство, однако служить и защищать его люди почему-то не горят желанием. К примеру, нынешние первокурсники погранинститута - почти все дети рабочих, дехкан, военных и мелких госслужащих.
     Армия и погранвойска, помимо всего прочего, несут еще и социальную, воспитательную нагрузку, что очень непросто в условиях острой нехватки квалифицированных преподавателей и воспитателей. Вот наглядный пример. Мы подходим к пункту, где проводится занятие по изучению материальной части оружия. Проводить его приходится лично начальнику огневой подготовки управления майору Музафару Валиеву, а ведь у него в управлении своих забот выше крыши. В этой ситуации на помощь опять же приходят российские военные советники.
     Заветная мечта полковника Рахимова - хотя бы частично укомплектовать погранинститут и учебные подразделения преподавателями, курсовыми офицерами из числа выпускников пограничных вузов, которые прошли обучение в России, Украине и Казахстане. На его взгляд, только так можно передать подопечным полноценный опыт, методики и традиции, присущие некогда мощной и единой советской пограничной школе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex