на главную страницу

19 Апреля 2007 года

Армия и общество

Четверг

Весна. В полях – ростки карьеры

Владимир СТРАШКО.



Два месяца полигонной жизни, насыщенной мероприятиями боевой подготовки, стали настоящим испытанием прочности нервов и проверкой профессионализма для военнослужащих мотострелкового полка, которым командует полковник Михаил Зайцев.
  Пунктом временной дислокации полка на все это время стало поле, которое для солдат, прапорщиков и офицеров части сочетало в себе и новое место службы, и второй дом. Все эти тяготы личный состав переносил ради одной цели – максимально успешно провести полковые тактические учения с этапом боевой стрельбы на полигоне Завитинского учебного центра (ЗУЦ) в Амурской области.

     …Ночевки в палатках, дни напролет – в окопах. Поздние отбои, ранние подъемы. От рассвета до заката – нескончаемый поток служебных задач – учебно-боевых и повседневных, текущих: от подготовки индивидуального оружия и обслуживания техники до оборудования фортификаций.
     На полигоне еще ветер, мороз и… палящее солнце. Его слепящие лучи, отраженные от снега, с непривычки стягивают загоревшее под открытым небом лицо. При этом иногда наваливается неимоверная физическая и моральная усталость.
     Забегая немного вперед, хочется поделиться одним наблюдением. По возвращении с дневного этапа боевой стрельбы на пути «санитарки» с журналистами предстала колонна – танковая рота, выстроившаяся на обочине избитой траками дороги. Двигатели молчали. А на броне целыми экипажами лежали танкисты. Они по-своему распорядились двухчасовой паузой между «боями» и просто спали здоровым молодецким сном. Никто не посмел нарушить этот покой. Один полковник, сидящий в салоне машины, одобряюще бросил: «Ну и пусть. Заслужили».
     А началась эта учебно-полевая эпопея еще в феврале, когда полк в целях проведения мероприятий по боевому слаживанию подразделений перебросил технику учебно-боевой группы на один из общевойсковых полигонов близ Хабаровска. Многокилометровый марш был непростым и длился почти сутки. В дальнейшем по программе боевой подготовки военнослужащим части предстояли батальонные тактические учения (БТУ) с боевой стрельбой и полковые тактические учения (ПТУ) без нее, которые должны были плавно подвести учебный период к началу весенней проверки.
     Однако БТУ сначала были перенесены, а потом и вовсе отменены. Здесь свои коррективы внесла дальневосточная погода, неожиданно разразившаяся мощным циклоном с двухмесячной нормой выпавших осадков. В общем, технику в поле приходилось попросту откапывать из-под снега и отгонять по специально расчищенным маршрутам. О каких тактических маневрах могла идти речь?
     В результате командующим войсками ДВО генерал-полковником Владимиром Булгаковым было принято решение о проведении вместо БТУ учений в расширенном, по сравнению с первоначальными планами, формате – сразу в масштабах полка. При этом ПТУ с боевой стрельбой неожиданно были спланированы на полигоне ЗУЦа, в соседнем регионе, на незнакомой доселе местности. Такой передислокации полк не помнит с советских времен.
     Погрузку техники на три железнодорожных состава, которые направились в Амурскую область, а потом еще и марш своим ходом от ближайшей станции в район запланированных учений можно отнести к важнейшим задачам первого этапа подготовки к ПТУ. При этом ни до, ни после учений не было случая, чтобы машина стала на полпути и потребовала аварийной эвакуации.
     Второй этап представлял собой долгую и кропотливую подготовительную работу уже на самом полигоне. Тем более что проведение учений планировалось с участием фронтовой и армейской авиации, с привлечением артиллерии различных уровней – от штатных подразделений полка до дивизионной артгруппы и артиллерийского резерва общевойскового объединения. Кстати, артиллеристы на ПТУ выполняли задачи в рамках очередного, проходящего по соседству, полевого выхода, с целями которого увязывали и тематику учений. Безопасность с воздуха огнем ЗСУ и ПЗРК помогали обеспечивать средства ПВО. А в целом, по замыслу вышестоящего штаба, полк должен был провести три фазы оборонительного боя, одну из которых – финальную – ночью. Немудрено, что на выполнение этой общей задачи от каждого военнослужащего требовалось «пахать» на пределе возможностей. И «пахали».
     Перед началом «боя» командиры, как и положено, отработали вопросы его всестороннего обеспечения, уделив особое внимание организации взаимодействия между подразделениями. Штабы разработали и подготовили боевые документы с учетом «амурского масштаба» местности. Соответствующие службы проследили за состоянием вооружения и техники, выдачей боеприпасов, техническим и тыловым обеспечением подразделений, а также инженерным оборудованием района обороны.
     Судя по сценарию, учения на амурских просторах мало чем отличались от ПТУ в Приморье. Однако это только на первый взгляд. И дело не в том, что на ЗУЦе, к примеру, не производилась высадка тактического десанта, который выполнял свои задачи, действуя в интересах полка на Сергеевском полигоне, или нашлись отличия в вопросах применения артиллерии. И даже не в бросающейся в глаза разнице технического оснащения командиров подразделений дополнительными средствами связи, обеспечивающими более эффективное управление и взаимодействие. По ряду причин объективного характера мотострелковый полк полковника Михаила Зайцева оказался в более невыгодных условиях в сравнении с подчиненными гвардии подполковника Якова Резанцева.
     О передислокации, совершении марша и действиях на незнакомой местности уже говорилось. Но есть еще одно обстоятельство, умолчать о котором будет несправедливо. Как известно, в части полковника Зайцева мероприятия по укомплектованию должностей солдат и сержантов военнослужащими по контракту завершились только
     1 декабря прошлого года. Поэтому для значительного количества контрактников, сидевших в окопах и в боевых машинах, эти ПТУ стали первыми в жизни. В то время как гвардейцы из Приморья в составе полнокровных подразделений уже на протяжении нескольких учебных периодов получали необходимую практику.
     Тем не менее, по словам руководителя учений полковника Вячеслава Ситчихина, этот фактор благодаря физической выносливости и морально-психологическому настрою личного состава стал дополнительным поводом для гордости, а не причиной для оправдания допущенных недостатков. «Мы сегодня увидели, что полк, которым командует полковник Зайцев, способный выполнять задачи по предназначению независимо от превратностей погоды и условий местности», – заключил полковник Ситчихин.
     Комментируя результаты учений, командующий общевойсковым объединением генерал-майор Игорь Турченюк отметил высокий уровень организации и проведения этапа боевой стрельбы и оценил действия участников ПТУ на твердую оценку «хорошо». Как стало известно, безусловным итогом этой большой работы станут поощрение военнослужащих полка и последующие кадровые решения, в том числе и по офицерам – будущим кандидатам для поступления в военные академии и университеты.
     На снимке: командир полка полковник Михаил ЗАЙЦЕВ (слева) отдает приказ о нанесении максимального поражения огнем всех средств.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex