на главную страницу

4 Мая 2007 года

Армия и общество

Пятница

«ДАЛЬНИКИ»: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Заместитель командующего 37-й воздушной армией Верховного Главного командования стратегического назначения генерал-майор Анатолий Жихарев заявил, что военное ведомство выдало тактико-техническое задание на разработку самолета нового поколения - стратегического ракетоносца для Дальней авиации. Это сообщение вызвало большой резонанс в авиационных кругах как у нас в стране, так и за рубежом.

     
Старожилы и новички американских ВВС

     Прежде чем говорить о заявлении генерал-майора Анатолия Жихарева и перспективах развития Дальней авиации России, давайте посмотрим, как обстоят дела с авиапарком стратегической авиации в США.
     Американские военные видят стратегические бомбардировщики основой авиационных сил ядерного сдерживания. По перспективному плану развития стратегической авиации Пентагон выводит из боевого состава 95 самолетов В-1В. Ударную мощь американской «длинной руки» составят более 70 самолетов В-52Н «Stratofortress» и 21 В-2А «Spirit». В дальнейшем количество В-2А будет увеличено до 42 машин.
     Несмотря на то, что бомбардировщик В-52 «Stratofortress» принят на вооружение в 1954 году, в планах Пентагона ему отводится особая роль. По оценке экспертов, самолет модификации В-52Н останется на вооружении до 2025 - 2030 годов. Возможности этого авиационного комплекса значительно расширены и полностью соответствуют требованиям американских военных. Например, за счет установки универсального переходника в бомбовом отсеке В-52Н можно быстро перевести с ядерного на обычное оружие и наоборот. В ближайшем будущем эти самолеты станут для стратегического авиационного командования США единственным комплексом по доставке стратегических крылатых ракет воздушного базирования с ядерной и обычной боевой частью, управляемых ракет (УР) средней дальности класса «воздух–земля» и противокорабельных ракет «Harpoon». В-52Н может применять новые системы высокоточного оружия, такие как управляемые авиационные бомбы семейства JDAM, кассеты WCMD, УР JSOW и JASSM. Помимо этого, проведена модернизация средств навигации и связи, комплекса радиоэлектронной борьбы, которые должны обеспечить преодоление системы ПВО противника на средних и больших высотах.
     Не меньше внимания уделяется тяжелому бомбардировщику В-2А «Spirit» («Дух»), созданному с использованием технологий «stealth». На один такой самолет казна США в конце прошлого века тратила около 600 млн. долларов. Однако В-2А «Spirit», словно оправдывая свое имя, оказался с «душком». Практически сразу после принятия на вооружение началась его модернизация, прежде всего по устранению недостатков конструкции. Главной причиной стала незавершенность испытательной программы, из-за чего не были выявлены все слабые места конструкции самолета. При эксплуатации также обнаружились и существенные отклонения от такой характеристики, как снижение радиолокационной заметности. Выявлено 696 дефектов в программном обеспечении. Трудозатраты при подготовке самолетов к повторным вылетам превысили установленные нормы более чем в два раза. По оценкам специалистов, из-за этого уровень боеготовности комплекса составлял около 30 процентов.
     Для устранения обнаруженных недостатков и расширения возможностей бомбардировщика проведено три модернизации. После доработки до стандарта Block 30 на самолете установлено новое бортовое радиоэлектронное оборудование, комплексы РЭБ и навигации, система спутниковой связи.
     Ранее номенклатура вооружения бомбардировщика состояла из ядерной или фугасной бомб весом 1 тонна с максимальной боевой загрузкой 16 боеприпасов того или другого типа. Теперь В-2А Block 30 может также снаряжаться 16 крылатыми ракетами, новыми системами высокоточного оружия или 80 авиабомбами весом по 227 кг, 36 авиабомбами по 360 кг.
     Однако «ахиллесовой пятой» машины по-прежнему остается его зависимость от специальных ангаров, в которых поддерживается микроклимат, обеспечивающий оптимальный уровень влажности и температуры. Иначе даже после проведения послеполетных восстановительных работ радиопоглощающее покрытие теряет свои свойства.
     
Лебединые крылья России

     На сегодняшний день в авиапарке 37-й воздушной армии Верховного Главного командования стратегического назначения около 250 боевых самолетов. Основу ударной мощи Дальней авиации составляют полтора десятка Ту-160 и более 60
     Ту-95МС. По оценке зарубежных экспертов, эти самолеты, именуемые соответственно «Белый лебедь» и «Медведь», способны одновременно нанести удар 624 ядерными боеголовками.
     Много это или мало? По мнению специалистов, достаточно для выполнения задачи по стратегическому сдерживанию и ведению боевых действий как в составе Стратегических ядерных сил России, так и в локальных и региональных войнах с применением обычного оружия в составе группировок войск (сил) на различных театрах военных действий.
     Готовность к выполнению таких задач экипажами Дальней авиации, словно дамоклов меч, висит над противником. Еще десять лет назад способность российских ВВС к удару возмездия вызывала у кого-то сомнения. Теперь даже самые закоренелые скептики вынуждены признать: «лебединый клин» России, что называется, расправляет крылья. Экипажи 37-й воздушной армии Верховного Главного командования стратегического назначения перешли от эпизодических к регулярным плановым полетам и на учениях демонстрируют возрастающее мастерство.
     Однако необходима не только подготовка летного состава. Государственной программой вооружения 2007 -2015 годов для повышения боеспособности Дальней авиации запланирована модернизация ее авиапарка. Необходимость этого доказали боевые действия на Балканах и Ближнем Востоке. Как сообщил ранее главнокомандующий ВВС генерал армии Владимир Михайлов, «проводится комплекс работ по модернизации самолетов-ракетоносцев Ту-95МС и Ту-160, который предусматривает расширение их возможностей по боевому применению высокоточных авиационных бомб и крылатых ракет с многофункциональной обычной боевой частью». Предусмотрена модернизация бортового радиоэлектронного оборудования, установка более современных систем радиоэлектронной борьбы и постановки помех, спутниковой связи и навигации. Зарубежные эксперты, оценивая проводимые работы, особое внимание обращают на расширение и обновление состава вооружения самолетов. Специалисты заявляют, что после переоборудования ракетоносцы будут способны нести различную бомбовую нагрузку. В конечном итоге, например, Ту-160 сможет брать на борт для бомбометания до девяноста ОФАБ-500 или сто шестьдесят ОФАБ-250-270, а также корректируемые авиационные бомбы.
     Здесь надо отметить, что в свое время из-за отсутствия у России развернутой глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС конструкторы разработали новые авиационные комплексы для бомбометания. Результат превзошел все ожидания. По словам генерала армии В. Михайлова, «в ходе бомбометания на полигоне с самолета
     Ту-22М3, которое проводилось после модернизации, отклонение бомбы от расчетной точки составило буквально один метр, что говорит о его способности обеспечивать высокую точность поражения целей».
     
Перспективы…

     Как видим, стратегические бомбардировщики и ракетоносцы, стоящие на вооружении 37-й воздушной армии Верховного Главного командования стратегического назначения, отвечают современным требованиям.
     Выдачу тактико-технического задания на разработку перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА) специалисты оценивают как обычную работу на перспективу. В гособоронзаказе имеется соответствующая статья расходов. Ранее об этом сообщал главнокомандующий ВВС генерал армии Владимир Михайлов, считающий, что новая машина вряд ли появится в ближайшие десять лет, – это более далекая перспектива. На ближайшие годы сделана ставка на модернизацию самолетов, состоящих на вооружении. По оценке главкома, крупных изъянов у наших стратегических бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС и дальнего Ту-22М3 за 20 лет эксплуатации не обнаружено. У них большой запас прочности и модернизационный резерв. Генерал армии В. Михайлов пояснил, что эти самолеты будут служить еще не 20 лет и даже не 50, а несколько больший срок.
     В свою очередь заместитель командующего 37-й воздушной армией Верховного Главного командования стратегического назначения генерал-майор Анатолий Жихарев указал, что срок разработки нового самолета с использованием технологии «stealth» займет около 15 лет. Генерал подчеркнул, что «это будет принципиально другой авиакомплекс, чем ныне существующие типы самолетов нашей авиации». По его мнению, «ракетоносец будет способен взлетать с любых аэродромов, в том числе грунтовых, нести ядерное и обычное высокоточное оружие (ракеты и бомбы), преодолевать любые системы ПРО. Он будет действовать на любых сухопутных и морских театрах военных действий, в любых погодных и климатических условиях».
     Все это вызвало повышенный интерес у иностранных специалистов. Они пытаются понять, свидетельствует ли это выступление о стремлении российских военных в более короткие сроки получить на вооружение принципиально новую технику. Заявленные требования к самолету ДА также привлекли внимание экспертов. Как указывалось выше, радиопоглощающее покрытие требует соблюдения температурного режима и специальных ангаров для хранения. А тут речь идет о варианте размещения самолетов на полевых аэродромах.
     В другом заявленном требовании – о возможности взлета с грунта – нет ничего принципиально невозможного. Прежде всего необходимо избежать попадания частиц грунта в воздухозаборники двигателей. А дальше все зависит от плотности грунта и давления в пневматике колес, малой удельной нагрузки на крыло и высокой тяговооруженности машины. Все это создавало ряд проблем, ограничений. В конце прошлого века у нас из-за этого пришлось отказаться от использования Дальней авиации с полевых аэродромов.
     Специалисты отмечают, во время Великой Отечественной войны советские летчики при выполнении боевых вылетов в Германии использовали в качестве взлетных полос автотрассы. При современном уровне развития, если в России появятся автомобильные шоссе, отвечающие международным требованиям строительства и содержания, их использование для стратегической авиации будет вполне возможным.
     Необходимо помнить и о других особенностях использования авиационных комплексов в России. До настоящего времени российские военные рассматривали применение стратегической авиации в том числе и по формуле «носитель – оружие». По их мнению, снизить или исключить потери авиационных комплексов этого типа от воздействия ПВО противника можно за счет разработки высокоточного оружия с большой дальностью применения. Его использование позволит не входить в зону наземных средств системы ПВО, а значит, избежать потерь. Помимо особенностей применения вооружения имеются другие теоретические и практические решения, предлагаемые отечественными конструкторами.
     Еще в 60-70-х годах ХХ века в ОКБ П.О. Сухого был создан стратегический бомбардировщик Т-4, который при взлетной массе 135.000 кг на высоте 23.000 м развивал максимальную скорость 3.200 км/ч. Вооруженный ракетами с дальностью пуска до 1.500 км он был для вероятного противника неуязвимым. В октябре 1974 года после 10 успешных вылетов по ряду причин, в том числе из-за неудовлетворительного показателя «эффективность – стоимость», работы по нему были свернуты.
     В 80-е годы в США велись работы по созданию трансатмосферного X-30 (NASP). В ответ на это в СССР ОКБ Туполева вело разработку одноступенчатого многоразового воздушно-космического самолета (МВКС) Ту-2000. Он должен был обеспечить высокоскоростную трансатмосферную межконтинентальную транспортировку и решение военных задач как в атмосфере, так и в ближнем космическом пространстве, а также эффективную и экономичную доставку объектов на околоземную орбиту. Проектируемый вариант космического двухместного бомбардировщика Ту-2000Б при взлетном весе 350 тонн на высоте 30 км, при скорости полета М=6 имел дальность полета 10.000 км. Отечественные конструкторы вышли на этап реализации проекта, однако в начале
     1990-х годов разработки X-30 и МВКС были свернуты.
     В настоящее время, по оценке экспертов, для создания стратегического бомбардировщика необходимо обеспечить технологический задел для прорыва во многих областях промышленности. Прежде всего нужен качественный скачок в разработке и промышленном производстве принципиально новых сплавов и полимеров. Новые материалы, обладающие уникальными по нынешним временам свойствами, позволят выйти на качественно другой уровень проектирования в двигателестроении и самолетостроении. Как говорится, на технологиях вчерашнего дня в будущее уже не попасть. Вот почему, по оценке экспертов, программа создания нового стратегического бомбардировщика до 2015 года будет в основном носить концептуальный, исследовательский характер по облику самолета.
     На снимках: Ту-160 и Ту-95МС.; В-52Н и Ту-95МС на одной стоянке.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex