на главную страницу

4 Мая 2007 года

Есть такая служба

Пятница

НАЙТИ УПАВШУЮ ЗВЕЗДУ

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».
Екатеринбург-Караганда-район Джезказгана.



Кем-то брошенный призыв: «Смотрите, вон же он!» с трудом пробился сквозь гул работающего двигателя. Но был услышан. Пассажиры Ми-8 прильнули к блистерам по правому борту. Тот, кто сразу увидел искомый объект, подсказывал соседу направление визуального наблюдения. А отыскать сквозь атмосферную дымку в огромном казахстанском небе белый, размером с маковое зерно купол парашюта спускаемого аппарата действительно было не просто.
  Точка медленно, даже, как показалось, слишком медленно приближалась к земле. Прошло тридцать секунд спуска, минута, полторы… Наконец, пройдя линию горизонта, «отметка» исчезла. Есть приземление!
  Корреспондент «Красной звезды» оказался единственным из пишущих журналистов на месте приземления спускаемого аппарата космического корабля «Союз ТМА-9». Он, напомним, доставил на Землю экипаж 14-й основной экспедиции Международной космический станции (МКС) в составе космонавта-испытателя РКК «Энергия» Михаила Тюрина, астронавта НАСА Майкла Лопес-Алегрия и участника космического полета гражданина США Чарльза Симони, отработавшего на борту станции с 9 по 21 апреля по программе 12-й экспедиции посещения.

     Вертолет еще несколько минут не отклонялся от прежнего курса. Затем, приняв по плавной дуге вправо, устремился к месту зафиксированной посадки спускаемого аппарата. В блистер было видно, как этот же маневр последовательно повторили остальные Ми-8 из состава второй работавшей по «Союзу ТМА-9» поисково-спасательной группы.
     Наша справка. Космическая вахта частей Уральской армии ВВС и ПВО началась 20 августа 1960 года. В тот день боевые расчеты 37-го радиотехнического полка (г. Орск) обеспечили проводку и определили точку приземления спускаемого аппарата с первыми космическими «туристами» на борту - собаками Белкой и Стрелкой. Капсула была обнаружена оператором младшим сержантом И. Сикуном на дальности 230 километров. Поисковая группа под командованием старшего лейтенанта В. Антипова первой прибыла на место приземления аппарата и обеспечивала его охрану до прибытия специалистов.
     12 апреля 1961 года радиотехнические войска объединения осуществили проводку космического корабля, пилотируемого Юрием Гагариным. А воины дивизиона Энгельсского зенитного ракетного полка первыми встретили на земле космонавта № 1. Именно из штаба этого дивизиона Юрий Алексеевич по телефону доложил об успешном завершении космического полета.
     7 августа 1961 года в границах ответственности армии произвел посадку пилотируемый Германом Титовым космический корабль «Восток-2».
     18 марта 1965 года весь мир узнал об успешном полете советских космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова на космическом корабле «Восход-2», в ходе которого впервые был осуществлен выход человека в открытый космос. Днем позже радиотехнические части армии осуществляли работу по поиску, сопровождению и определению места приземления спускаемого аппарата. Однако в тот раз приземление капсулы проходило во внештатном режиме далеко от заданного района - в пермской тайге. Но благодаря профессиональным действиям расчетов радиотехнических войск армии было точно определено место его приземления. К поиску капсулы подключилась авиация объединения, а также военнослужащие армии, вошедшие в состав наземных поисковых групп.
     Первым в сложных ночных метеоусловиях на место приземления вышел экипаж самолета Ил-14, возглавляемый подполковником А. Романовским. Экипаж Ила не только наладил связь с космонавтами, но и обеспечил наведение на «точку» наземных поисково-спасательных групп. Позже, в знак благодарности, в бортовом журнале самолета появилась запись: «Экипажу самолета Ил-14. Выражаю искреннюю благодарность за участие в поиске и обеспечении связи после посадки космического корабля «Восход-2». Желаю успехов, здоровья и счастья в жизни. Командир корабля «Восход-2» летчик-космонавт СССР Беляев».
     С 1960 года радиотехнические части армии участвуют в обнаружении, сопровождении и определении мест посадки сотен космических аппаратов, в том числе всех пилотируемых. С 1998 года в связи с реформированием ВВС на объединение были возложены задачи по поисково-спасательному обеспечению запусков и посадок космических объектов. В состав армии вошли части ПСК гарнизонов Упрун, Троицк, Чебеньки, Караганда. При их участии подразделения Уральского объединения ВВС и ПВО уже провели более 80 поисково-спасательных операций.

     …Перед вылетом из Карагандинского аэропорта в район Джезказгана начальник поисково-спасательной парашютно-десантной службы Уральской армии ВВС и ПВО полковник Александр Шубин даже не разъяснил, скорее, проинструктировал нас о том, как все будет происходить. «По-иному в принципе быть не может, - подчеркнул он важность предстоящего момента. – Хотя бы потому, что вносить коррективы в годами выработанный и полностью себя оправдывающий план поисково-спасательного обеспечения запуска и посадки пилотируемых спускаемых аппаратов и беспилотных космических объектов никто не станет».
     На участников поисково-спасательной службы в целом и на плечи Александра Шубина в частности возложена огромная ответственность, напрямую сопряженная с жизнями тех, кто возвращается с орбиты.
     - Вот почему, - поясняет в беседе полковник Шубин, - работа нашей службы всякий раз начинается за месяц до объявленной даты старта очередного космического корабля. Вслед за чередой инструкторско-методических занятий, доведением расчетной точки предполагаемой посадки и составлением на ее основе расчета привлекаемых к поисково-спасательной операции сил и средств следуют тренировки бригады неотложной медицинской помощи, спасательных парашютно-десантных групп. Параллельно идет летная подготовка с практической отработкой действий по эвакуации условных космонавтов и «объекта» с труднодоступной местности с помощью лебедки, платформы, плавательных средств.
     Но самый напряженный этап подготовки спасателей наступает за трое суток до дня «Ч». На территорию Казахстана перебазируются все силы и средства, привлекаемые к операции поиска и спасения. Каждому специалисту разъясняется его роль и место в общей цепи задач, доводится порядок действий в нештатно или аварийно развивающейся ситуации. И, что важно отметить, никто и никогда из инструктируемых не скажет в ответ: «Я, мол, и так все знаю». Наоборот, вслед за доведением задач и обязанностей участники операции еще и повторяют услышанное, закрепляя его в памяти так, чтобы в экстренной ситуации уже не думать, а действовать, действовать, действовать… Я был свидетелем, как военные авиаторы детально обсуждали информацию о погодных условиях, координатах места предстоящей посадки спускаемого аппарата, очередности взлета, построении в воздухе, о принимаемых на борт пассажирах, порядке возвращения в аэропорт Караганды и мерах летно-технической безопасности.
     - А сколько, - интересуюсь, - сил и средств будет участвовать в поиске «Союза ТМА-9»?
     - В этот раз мы привлекаем 12 поисковых вертолетов, два самолета и отряд наземных спасателей на спецмашинах повышенной проходимости с соответствующим оборудованием для анализа погодных условий, измерения атмосферного давления и температуры почвы в районе приземления. Задействованы около 170 специалистов, – рассказывает полковник Шубин. - Необходимость в столь значительном объеме сил и средств возникла в связи с переносом по метеоусловиям даты и места приземления спускаемого аппарата. 10 вертолетов тремя группами пойдут в основной район посадки. В числе первых машины с оперативно-технической группой – теми, кто открывает люк приземлившегося аппарата и помогает космонавтам покинуть капсулу, устанавливает медицинскую палатку; кто выставляет ограждение объекта, развертывает средства связи и обеспечивает передачу в ЦУП в режиме реального времени видеоинформации с места приземления; кто снимает первые данные о самочувствии космонавтов и в случае необходимости может оказать им текущее медикаментозное содействие, а если потребуют обстоятельства, – экстренную медпомощь.
     По словам начальника медслужбы бригады неотложной медицинской помощи полковника Виктора Хонявко, на его памяти (8 лет участия в ПСО) бывало и такое, что извлеченному из капсулы зарубежному космонавту тут же пришлось ставить капельницу. Но тот случай – скорее исключение из правил. В основном «опекаемые» чувствуют себя неплохо. «У американской туристки Анюше Ансари и у первого бразильского космонавта подполковника ВВС Бразилии Маркоса Сезара Понтеса при общении с медиками вообще улыбка с лица не сходила, - вспоминает в беседе начмед бригады. - А астронавт Европейского космического агентства итальянец Роберто Виттори и вовсе порывался освободиться из рук медработников и выполнить несколько па из национального танца».
     - Еще две «восьмерки» будут работать по траектории баллистического спуска объекта - нельзя исключать и нештатный вариант развития событий, - продолжает рассказ полковник Шубин. - Ведь в определенной ситуации спускаемый аппарат может удалиться от расчетной точки посадки на расстояние до 400 километров. На перелет спасателей к новому месту потребуется время, что крайне нежелательно в период, когда счет идет на минуты.
     Кстати, усилить работающую «по баллистике» вертолетную группу специалистов в свое время потребовала реальная ситуация. Однажды баллистический срыв «отнес» космический аппарат в сторону на те самые четыре сотни километров. Конечно, и тогда этап приземления не остался бесконтрольным – его осуществлял экипаж спасательного самолета. Но из-за неблагоприятных погодных условий высадить из него парашютно-десантную группу не удалось. В итоге «восьмерки» со спасателями прибыли на место приземления уже после того, как космонавты самостоятельно покинули капсулу спускаемого аппарата.
     Особая роль в поисково-спасательной операции возлагается на армейские экипажи самолетов Ан-12 и Ан-24, участвующие в обеспечении ретрансляции переговоров космонавтов с «Землей». Для них самый ответственный этап работы - момент вхождения спускаемой капсулы в плотные слои атмосферы. Роль, отведенную находящимся на бортах «Аннушек» спецам, трудно переоценить. Хотя бы потому, что в течение нескольких томительных и очень напряженных минут они остаются единственными, кто не только слышит находящихся в капсуле, но и общается с ними. Это общение отчасти дисциплинирует космонавтов, успокаивает в стрессовой ситуации.
     …В принципе все сложилось так, как ожидалось: спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМА-9» доставил экипаж 14-й основной экспедиции Международной космический станции на Землю в расчетный час и в заданную точку. Все направления поисково-спасательной операции Уральского объединения ВВС и ПВО сработали без сбоев. Но финальную точку в решении столь емкой и разноплановой задачи армейские специалисты поставят лишь три дня спустя, когда и авиационная, и специальная техника, оборудование и весь личный состав ПСО вернутся на место постоянной дислокации, доставят в Россию капсулу спускаемого аппарата. Тем самым записав на свой счет еще одну победу в общем деле освоения космоса.
     Вот что сказал начальник штаба – первый заместитель командующего Уральским объединением ВВС и ПВО генерал-майор авиации Михаил Никифоров корреспонденту «Красной звезды» у капсулы спускаемого аппарата:
     - Как видим, «Союз ТМА-9» удачно произвел посадку. В расчетное время и в расчетной точке. Купол спускаемого аппарата специалисты поисково-спасательного обеспечения визуально наблюдали на протяжении шести с половиной минут.
     Вообще-то данное место приземления в районе Джезказгана отрабатывалось как запасной вариант. Но из-за погодных условий его пришлось переквалифицировать в основной: дожди и избыток талых вод в почве вынудили изменить и время посадки «Союза» – с задержкой на одни сутки.
     Эту расчетную точку по поиску спускаемого аппарата ранее использовали в 2001 году. Она имеет преимущества перед другими в том плане, что здесь не задерживается влага, влияющая как на проходимость спецтехники наземных служб поиска и спасения, так и на плотность грунта, служащего площадкой приземляющимся вертолетам. Подтверждает это и доклад армейских синоптиков о том, что за четыре часа до посадки в данном районе прошел сильный дождь. Однако, как видите, его последствий мы уже не ощущаем.
     Самочувствие экипажа, согласно выводам врачей, нормальное. Капсула орбитального блока - в удовлетворительном состоянии, что говорит о штатных условиях спуска и удачном приземлении.
     P.S. Вообще-то со стороны может показаться, что работа службы ПСО Уральской армии ВВС и ПВО, мягко говоря, неблагодарная: более полутора сотен человек месяц, а иной раз и дольше готовятся к ответственному дню. Затем с честью решают поставленную задачу, обретая взамен лишь несколько скупых слов благодарности от героев дня на пресс-конференции.
     - А нам и простого слова «спасибо» достаточно, - искренне считает полковник Александр Шубин. – Мы на службе.
     На снимках: Фото на память.;Начальник поисково-спасательной парашютно-десантной службы Уральской армии ВВС и ПВО полковник Александр Шубин.; Космонавт-испытатель РКК «Энергия» Михаил Тюрин.; Космический турист Чарльз Симони: «Все о'кей!»; Автограф от Анюше Ансари.; Кто-то летает, а кто-то парашюты собирает.
Фото автора.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex