на главную страницу

5 Мая 2007 года

Страна и мир

Суббота

Сберечь правду о нашем прошлом

Марина ЕЛИСЕЕВА,«Красная звезда».



В Администрации Президента РФ состоялось заседание рабочей группы оргкомитета «Победа», на котором обсуждался вопрос координации с государственными органами, общественными объединениями и творческими союзами по объективному, научно обоснованному освещению военной истории Отечества и предотвращению фактов ее искажения.

     Во вступительном слове руководитель группы президент Академии военных наук Российской Федерации генерал армии Махмут Гареев отметил, что главная цель встречи – анализ состояния учебных программ, учебников и преподавания военной истории в школах и высших учебных заведениях.
     Директор Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации доктор исторических наук Виктор Порохня сообщил собравшимся, что учебные программы по каждой дисциплине составляются в соответствии с федеральным государственным стандартом общего, среднего и высшего профессионального образования. Однако на примере анализа преподавания истории в школах Москвы и Самары было выявлено, что руководство школ и учащиеся уделяют большое внимание предметам, необходимым для поступления в вузы, а именно, математике, физике, химии, другим дисциплинам. По истории же «планка требований» занижена настолько, что ее могут преподавать библиотекари, учителя других предметов.
     В учебниках наблюдается разнобой в трактовке тех или иных исторических событий. На 2007 – 2008 учебный год по истории России и всеобщей истории для 5-11-го классов Министерством образования и науки допущено 83 учебника. Судя по экспертизе, проведенной Межвузовским центром, одна треть из них грешит ненаучным написанием текста, неграмотным структурированием, а отбор документов, фактов и событий основан на личном пристрастии авторов. В некоторых учебниках в извращенном виде даются оценки важнейшим историческим событиям и личностям. Больше всего фальсифицируется история Великой Отечественной войны.
     Введение единого госэкзамена по истории еще больше снизило планку требований к преподаванию предмета, которое сводится к ознакомлению учащихся и студентов с перечнем и хронологией исторических событий.
     Говоря о состоянии исторического образования в вузах, профессор Порохня отметил, что в классических и педагогических университетах истфаки и кафедры истории десятилетиями работают стабильно и качественно. Вместе с тем в технических вузах только за 90-е годы ХХ века пять раз меняли названия курсов и программы их изложения.
     Начальник Института военной истории Минобороны РФ Александр Кольтюков в свою очередь рассказал о состоянии разработки учебников и качестве преподавания отечественной истории в учебных заведениях Министерства обороны России. Так, он сообщил, что в 2006 году были изданы новые учебники «Военная история» и «История военного искусства». До этого использовались учебники, разработанные 15 – 20 лет назад.
     Однако разработчики учебников признают, что многие вопросы военной истории в связи с рассекречиванием значительного объема архивных материалов требуют существенной корректировки. Поэтому принято решение в течение 2007 – 2008 годов организовать сбор замечаний и предложений по содержанию учебников и учесть их в новом издании в 2011 – 2012 годах. В числе проблем – и нехватка научных кадров, способных не только преподавать военную историю, но и в методологическом плане подготовленных к разработке учебных программ. Одной только первичной подготовкой на курсах в Общевойсковой академии явно не обойтись. Требуется возобновление обучения в специализированной военно-исторической группе на базе Военной академии Генерального штаба, которую можно было бы создать в 2010 – 2011 учебном году.
     По итогам заседания его участники приняли ряд решений. В частности, выйти с предложением в РОК «Победа» о возможности разработки федеральной целевой программы «История России». Кроме того, рекомендовать Министерствам образования, обороны и другим ведомствам, имеющим в подчинении учебные заведения, ввести отечественную историю в качестве обязательной дисциплины с выделением ей количества аудиторных часов, достаточных для раскрытия на должном уровне всех тем курса, закрепить знания учеников, студентов и курсантов при помощи итогового экзамена.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex