на главную страницу

11 Мая 2007 года

История Отечества

Пятница

Саркофаг князя Трувора

В.А. ЧУДИНОВ,
Институт древнеславянской и древнеевразийской цивилизации РАЕН.



Многие из нас помнят по школьному курсу истории сюжет о призвании из-за моря варягов для княжения на Руси в самом начале русской истории. По русским летописным преданиям, три брата-конунга, то есть три предводителя варяжских дружин, якобы призванных новгородскими славянами для прекращения междоусобиц в Новгороде и основавших древнерусское государство, получили княжение: Рюрик – в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Считалось, что все они братья. Быстрая смерть среднего и младшего братьев сделала Рюрика полновластным правителем Новгородской земли, что произошло до 860 года.

     Между тем хотя роль трех князей в истории Руси как основоположников Русского государства трудно переоценить, ничего не известно ни о том, являются ли эти три наименования именами, фамилиями или прозвищами, ни о месте захоронения первых русских князей. Известно лишь местоположение могилы Аскольда, правившего в Киеве позже и убитого в 882 году князем Олегом. Таким образом, сообщения о трех первых русских князьях оказываются полулегендами – нет осязаемых, материальных следов их пребывания на Русской земле.
     Занимаясь исследованием этрусского языка и культуры, я обнаружил, что во многие этрусские гравированные и скульптурные изображения вписаны русские с0лова в качестве тайнописи; они поясняли сюжет. Поэтому представляли интерес не только рельефы с этрусскими подписями, но и неподписанные этрусские изделия.
     Весьма интересную информацию можно получить, рассматривая этрусские погребения, а также саркофаги. Именно при рассмотрении этрусских саркофагов я обнаружил те самые удивительные надписи, о которых пойдет речь в данной статье.
     В работе З. Майяни «По следам этрусков» (М., «Вече», 2003) приводится фотография каменного саркофага с рельефами конца VII – начала VI веков до н.э. без какого-либо пояснения относительно места нахождения и возможных надписей. Фотография передает лицевую сторону поверхности саркофага, его вид сбоку. Явных надписей на саркофаге не видно, однако обнажены четыре ниши, на поверхности которых можно заподозрить наличие букв.
     Таким образом, ниши саркофага привлекли мое внимание. На левой верхней нише при большем увеличении можно прочитать ряд слов. Левая сторона углубления вышла темной и нечитаемой, так что для чтения остались верхняя, правая и нижняя стороны ниши. Самая верхняя строка в прямом и обращенном цвете гласит: САРКОФАГА ПОРА. Слово ПОРА используется в смысле ОТВЕРСТИЕ, НИША. Строкой ниже расположены крупные буквы слова ДЛЯ, а еще чуть ниже можно прочитать слово: ТКАНИ. Таким образом, первое предложение гласит: САРКОФАГА ОТВЕРСТИЕ ДЛЯ ТКАНИ. Следовательно, все четыре ниши имели вставки из ткани, вероятно, натянутой на дощечки. Много ниже, но в верхней половине ниши еще раз читаются слова САРКОФАГ ДЛЯ ТКАНИ, а на нижней половине ниши появляются два новых слова: И ТРЯПКИ. Можно предположить, что тряпка набивалась под ткань, чтобы ткань не проминалась внутрь. Наконец на самой нижней строке вновь повторяется слово САРКОФАГ. К сожалению, больше на рисунке подписей не уместилось.
     На левой нижней нише для чтения доступны все четыре склона. На верхнем и правом можно прочитать построчно в прямом и обращенном цвете следующие слова: ТКАНЬ ПРИЖАТА К САРКОФАГУ ТАК ЛОВКО, КАК САРКОФАГА РОК ССУДИЛ, И ТРИ ЦАРЯ РУКАМИ ТКАНЬ ПОКРЫВАЛИ РОДА ДУХОВНОГО. ТРИ ЦАРЯ РУКАМИ. На левом склоне сюжет повторяется и представлен отрывочными словами: РУКАМИ ЦАРЯ ПОКРОВЫ. РУКИ. На нижнем склоне уверенно читаются лишь два слова, ТРИ ЦАРЯ. Таким образом, наибольшая информация извлекается из верхнего и правого склонов.
     На правой верхней нише в прямом и обращенном цвете на верхнем склоне можно прочитать слова: ТРИ ЦАРЯ БОГАТЫ. Строкой ниже – РУКИ ПРОВОРНЫЯ. Еще ниже – И ТКАНЬ З КРАКОВА, то есть, И ТКАНЬ ИЗ КРАКОВА. Краков, как известно, был первой столицей Польши. В Х веке со всей Малой Польшей принадлежал Чехии, а в конце того же века вошел в состав Польши. Известен цехом своих суконщиков, который в XIV веке построил специальное здание, Сукеннице. Вероятно, однако, что и парой-тройкой веков ранее суконщики Кракова производили добротные ткани. Последняя надпись верхнего склона – ТРИ ХРАМИНЫ, то есть ТРИ НАДГРОБЬЯ В ФОРМЕ ХРАМА. Пока неясно, о каких надгробьях идет речь.
     На правом склоне в прямом цвете читается текст: ДОМ КИЯ С КИИВА. Это весьма интересная надпись. По всей видимости, она означает, что надгробье воспроизвело архитектуру дома легендарного Кия, основателя Киева. Полагают, что князь Кий жил в VII-VIII веках н.э., но его дом мог сохраниться и до Х века, так что одна из храмин вполне могла воспроизводить его облик. В обращенном цвете можно прочитать слова НА КОСТИ, и в прямом – ИЗ МОСКВЫ. Возможно, что речь идет о том, что помимо надгробья в виде дома Кия имелись еще и чьи-то мощи из Москвы. В обращенном цвете читается слово ТАКО и ХРАМИНА, в прямом – И РАКИ. Следовательно, ТАКОВА И ХРАМИНА (ИЗ КОСТИ), И РАКИ, то есть действительно кости знатного человека из Москвы покоились в раке. Еще ниже можно прочитать в обращенном цвете слово ХРАМА, а в прямом – слова: С ТУПИЩИМ КРИЛОМ. Так что у раки храма имелось крыло с тупым углом.
     На левом склоне этой ниши в прямом цвете читается слово: ШИРИНА, в обращенном – КРАЯ ТКАНИ, в прямом – РАВНА РАКЕ. Ниже в обращенном цвете можно прочитать слова РУКА РИМА. Так что хотя храмина имеет вид дома Кия из Киева, а мощи доставлены из Москвы, погребение проходит под патронажем Рима. На нижнем склоне в прямом цвете можно прочитать слово АКАРМИЛ, а в обращенном – РИМ, то есть, ОКАРМИЛ РИМ. Наконец внизу можно прочитать слова: РИМ ВАРВАРУ ЖИЗНЬ АКАРМИЛ, то есть ОКАРМИЛ.
     Перейдя к верхнему склону правой нижней ниши саркофага, можно заметить две надписи ХРАМИНА в прямом и обращенном цвете. Чуть ниже читается слово РАКА. На правом склоне можно опять прочитать слово РАКА, тогда как на левом в прямом цвете – слово ПАМЯТЬ и слово МАЗАНА. Очевидно, речь идет о том, что рака помазана. В обращенном цвете на левом склоне читаются слова РАКИ ОТКРИТЫ. А на нижнем склоне в обращенном цвете можно видеть продолжение: НА СНЯТИЕ ТКАНИ. Но, к сожалению, кто должен был быть погребенным в раке, а кто – в саркофаге, в нишах прочитать не удалось. Возможно, что информация об этом находится в симметричных нишах на противоположной стороне саркофага.
     К сожалению, прочитать удалось не все надписи. Однако из прочитанных понятно, что речь идет о трех храминах для трех царей, которые имели отношение и к Киеву, и к святому Москвы, мощи которого покоились в раке. Иными словами, о чем-то, что так или иначе касалось Киевской Руси. Но «трех царей» прежде всего можно понимать как Рюрика, Синеуса и Трувора. Именно для них могли быть заказаны и исполнены три саркофага. В нишах никакие имена не названы, но, возможно, они даны на скульптурных изображениях? Для проверки этой версии я воспроизвожу два левых изображения.
     Два левых барельефа я привожу в прямом и обращенном цветах. На верхнем барельефе изображено животное, напоминающее льва. Примерно с середины его хвоста и далее вправо вдоль спины животного в обращенном цвете начинается надпись, состоящая из двух слов: РОДНЯ РЮРИКА. Таким образом, я оказался прав и, вероятно, перед нами саркофаг одного из двух братьев Рюрика, либо Синеуса, либо Трувора. О таком подарке судьбы я не мог и мечтать! С трудом сдерживая нетерпение, я прочитал в обращенном цвете надпись на теле животного от его ягодицы до груди: ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ. Тем самым я не ошибся! На задней стороне хвоста льва у самого кончика читается буква Р, а над передними ногами – буква Ю. Остальные буквы расположены под задними ногами, образуя слово РЮРИКА. Между ногами на земле в прямом цвете можно прочитать слово БРАТ. Теперь сомнений никаких нет – перед нами либо Синеус, либо Трувор. На голове животного в прямом и обращенном цвете можно прочитать слово КОЗЛИК – видимо, ласковое прозвище князя. Наконец под передними ногами в обращенном цвете можно видеть имя князя – АКАКИЙ. До сих пор мы знали лишь фамилии князей: Рюрик, Синеус и Трувор, которые, однако, воспринимались как их имена.
     На нижнем барельефе изображены два мужчины. На уровне их голов между ними читается еще раз то же имя, АКАКИЙ. Наконец от плеча до пояса между руками и торсом в прямом цвете читается ТРУ, а в обращенном на уровне голов – ВОР, что образует фамилию великого князя: ТРУВОР. Итак, в данном этрусском саркофаге покоились останки русского князя Акакия Трувора! Впервые удалось узнать, как его зовут, а также место захоронения: северная Италия. А на нижней левой части барельефа в обращенном цвете можно прочитать дополнительное пояснение: РЮРИКА БРАТ И БРАТА РАКИ СТРАЖ. Теперь становится ясно, что тело Рюрика без части костей было помещено в один из саркофагов, тогда как его мощи, предварительно хранившиеся в Москве, покоились в раке. Так что, когда речь шла о раскрытии раки, имелось в виду сделать доступными для поклонения мощи Рюрика.
     Существует мнение, что Синеуса и Трувора не существовало, а известие о них – результат неправильно прочитанного русским летописцем иностранного текста, который сообщает, что Рюрик пришел в землю славян со своим домом (сине-хус) и верной дружиной (тру-вор). Но данный саркофаг для Акакия Трувора – подтверждение справедливости мнения летописца. Великий князь земли Русской, правивший в Изборске, младший брат Рюрика (скорее всего, двоюродный) Акакий Трувор по прозвищу «Козлик», нашел успокоение в Этрурии, в одной из ее гробниц, в роскошном каменном резном саркофаге, стоящем рядом с саркофагами Рюрика и Синеуса и ракой с мощами Рюрика.
     Если имеются надписи на левых барельефах, следовательно, они должны присутствовать и на центральных барельефах. Поместив их изображение в прямом и обращенном цвете, мы видим, что на верхнем скульптор отразил некое существо из семейства кошачьих, тогда как на нижнем – человека и грифона. На верхней части хвоста животного верхнего барельефа в обращенном цвете написаны слова: МУЖ НИ, тогда как на его спине – КИКИМАРА, на складке живота в обращенном цвете – СУПРОТИВ, внизу живота в прямом цвете – РИМЛЯН. Под животом в обращенном цвете – А МУЖИК, на передней ноге и около нее в обращенном цвете – ВЕРНИЙ, в виде травы на земле в прямом цвете – НА КОНТИНЕНТАХ. Обращает на себя внимание его характеристика в отношении римлян, с точки зрения которых он был ВЕРНЫМ, то есть расцвет Рима приходился на время призвания Рюрика на Русь.
     На нижнем барельефе все надписи читаются в обращенном цвете. Так, на голове человека можно прочитать слово РОДНИЙ, а чуть выше – слово СИН. А на длинной шее грифона, от головы до груди, в качестве ее рельефа начертано слово СИНЕУСА. Таким образом, Синеус являлся отцом Акакия Трувора. Ниже, под головой человека, можно прочитать слова И БРАТ, а на верхней части хвоста грифона – слово МЕНЬШИЙ. Лапа грифона в качестве поперечных черточек содержит имя: ИВАНА, а бедро человека от туловища до колена – слово РЮРИКА. Тем самым на саркофаге написано, как звали первого князя Руси: Иван Рюрик! До этого историческая наука подобного знания не имела. Заканчивается барельеф надписью на траве под ногами грифона и человека: СИНА (реверс: написано СИАН)СИНИУСА. Таким образом, Иван Рюрик был также сыном Синеуса и родным старшим братом Акакия Трувора. Заметим, что слово СИНА написано с реверсом – впервые этот прием этрусского письма применен к русской части надписи. Впрочем, написания СИН, РОДНИЙ, СИНИУС, ВЕРНИЙ являются этрусским акцентом в русских словах, то есть, вольским, а не общим русским языком.
     На правом верхнем барельефе мы видим изображение козла. В обращенном цвете под его рогом крупными буквами начертано слово РОД, а правее, на кончике рога и далее вправо, можно прочитать слово СЛАВЯН. На спине у козла в обращенном цвете читается слово РЮРИКОВИЧЕЙ. Согласно норманнской теории у первых русских князей, призванных из варягов, предполагалось германское происхождение. Здесь же утверждается, что Рюриковичи были славянским родом, так что все попытки реставрации норманнской теории в наши дни (пока еще нередкие даже в рамках Российской академии наук) после данной находки обречены на провал. Более мелкими буквами наверху рогов, а также вблизи низа и внизу в обращенном и прямом цвете написано: СИНИУСОВЫ СИНИ БРАТЬЯ. Хотя и так понятно, что речь идет именно о них, но все-таки здесь следует подтверждение. Под животом и задними ногами козла в обращенном цвете можно прочитать слова: СИНИ УМНИКИ, а на бордюре в виде округлого меандра в том же обращенном цвете – слово СЛАВЯН. Таким образом, СИНЕУСОВЫ СЫНЫ-БРАТЬЯ являются СЫНАМИ-УМНИКАМИ СЛАВЯН.
     На правом нижнем барельефе изображено не вполне понятное животное. Над его спиной можно прочитать какую-то надпись, причем над рогами в прямом цвете читается одна буква И, а в обращенном – наверху справа М, чуть левее и выше МА, левее НУ, правее большой и вытянутый знак И, под ним – буквы Л и А. Это образует слово ИММАНУИЛА. Справа от этой надписи в обращенном цвете имеется серия однотипных зубцов; если этот ряд повернуть направо на 900 и поставить в виде колонки, то первый зубец даст буквы СИН, второй – ЕУСА, третий – С, четвертый – ИН. Объединив эти буквы вместе, получаем надпись СИНЕУСА СИН. Иными словами, Акакий Трувор был сыном Иммануила Синеуса. Следовательно, его имя теперь определено полностью: АКАКИЙ ИММАНУИЛОВИЧ ТРУВОР. Но из этого следует и полное имя Рюрика: ИВАН ИММАНУИЛОВИЧ РЮРИК. Такого триумфа эпиграфического метода прежде себе невозможно было и представить!
     Далее надпись читается в прямом цвете, и на рогах животного можно прочитать слово РИМА, а на углублениях рельефа справа от них – слово СВЕТИЛА (реверс: написано СВЕИЛАТ). Таким образом, Иммануил Синеус был высоко ценим в Риме. На теле животного в обращенном цвете можно разглядеть, хотя и с большим трудом, слово ИММАНУИЛА, а под животом – надпись СИНИУСА СИН. Слева, где расположены передние ноги животного, надпись дублируется уже в прямом цвете, ИММАНУИЛА СИНИУСА СИН; я ее воспроизвожу, как она есть, не разделяя на отдельные буквы, поскольку это уже третья надпись того же типа. В самом низу в обращенном цвете можно прочитать слова МУЖ СЛАВЯН.
     Основные итоги. Таким образом, данный саркофаг поведал нам о том, как звали и в какого качества каменных гробах были похоронены русские великие князья Иммануил Синеус и его дети, братья Иван Рюрик и Акакий Трувор. Из надписей мы узнали их имена и степень родства – оказалось, что братьями были только Рюрик и Трувор, тогда как Синеус приходился им отцом. Тем самым мы получили первое материальное свидетельство реальности существования легендарных русских князей и узнали место их захоронения – Этрурия. Дальнейшие исследования могут уточнить, в каком именно городе Этрурии находилась русская усыпальница. Пребывание русских усопших в Этрурии не должно удивлять – кладбища этой страны являлись местом упокоения именитых особ из многих славянских стран, причем спустя несколько веков после официального исчезновения Этрурии с карты мира.
     В тексте содержится 143 слова, что ставит его на второе место после текста, начертанного на саркофаге короля Нижней Моравии Казимира, тоже нашедшего последний приют в Этрурии, причем все слова – неявные. Ни одного собственно этрусского слова на этом саркофаге нет, ибо этруски, видимо, считали русский язык более важным, чем этрусский, и могли пояснять русскими словами этрусские надписи, но не наоборот. В плане произведенного открытия Этрурия оказывается весьма перспективным регионом для поиска следов и других важных персоналий русской истории.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex