на главную страницу

12 Мая 2007 года

Армия и общество

Суббота

Военные дороги Сергея Двойченкова

Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».



     Командир полка морской пехоты Черноморского флота полковник Эдуард Живаев порекомендовал написать о заместителе командира взвода разведывательно-десантной роты старшине Сергее Двойченкове – одном из самых опытных младших командиров части.
     После окончания ПТУ, где Сергей получил профессию газоэлектросварщика, его призвали в ВДВ. Три месяца он проходил «учебку» в Фергане.
     – Гоняли так, что мы буквально валились с ног от усталости. Зато потом, в Афганистане, смогли оценить то, чему нас научили в Фергане, – рассказывал мне Сергей. - Командир взвода старший лейтенант Лепский прошел Афганистан и хорошо знал, что нас ждет.
     На целых три месяца полевой центр в Ферганской долине и горный учебный центр стали родным домом и каждодневной школой боевого мастерства для Двойченкова и его товарищей. Они преодолевали горные кручи с тяжелыми рюкзаками, используя альпинистское снаряжение. Учились группироваться и «пружинить ноги» во время парашютной подготовки, осваивали приемы рукопашного боя и стрельбы из АКМС. Их учили ориентироваться и преодолевать стремительные горные речки, готовили для действий в составе десантно-штурмового батальона. Они разбивались на группы и действовали в горах в режиме «поиск», «засада», «налет».
     И тогда, и много времени спустя очень пригодились занятия вольной борьбой, самбо, гимнастикой. Учили тому, что нужно на войне в Афганистане.
     В той южной стране Сергей попал в 350-й полк, входивший в состав 103-й Витебской дивизии, в отдельный батальон связи, стоявший под Кабулом. Нередко в составе приданных подразделений участвовал в разведывательных действиях, осуществлял связь с другими группами.
     Действовать в основном приходилось в горах. У Двойченкова, кроме положенного оружия и амуниции, за плечами была радиостанция РСТ-107 весом 20 килограммов. И находился он чаще всего рядом с командиром, обеспечивая его связью с вышестоящим командованием и соседними подразделениями.
     «Потеря связи есть потеря управления» – эту непреложную истину Двойченков воспринимал как руководство к действию. И в разных операциях в эфире твердо и настойчиво звучали его позывные: «Сокол», «Кобра», «Акула»… Командиры, с которыми Сергей уходил на задание, всегда имели надежную связь.
     Бог и судьба были милостивы к этому сильному духом и телом парню, и за два года войны в Афганистане его ни разу не ранило. Вот только в одной серьезной переделке он получил контузию. Кунг, в котором ехали связисты, тогда подорвался на мине.
     – Троих из кунга выбросило взрывной волной, – вспоминает Двойченков, – трое остались в нем. Дембелю старшине Ивану Невдохе разворотило таз, в четырех местах сломало ноги... Тогда я впервые увидел, как плакал офицер, глядя на искалеченных подчиненных.
     Разведрейды, вылазки, различные операции, засады, сопровождение колонн, зачистки… Все эти мероприятия требовали огромных усилий и напряжения. Сергей научился обходиться значительное время без пищи, растягивать флягу воды на двое и более суток, обращаться со змеями, скорпионами и другими опасными тварями, совершать долгие переходы под палящим солнцем, когда температура превышает 50 градусов, и многому другому.
     – Когда после окончания службы я вернулся в родной Липецк, меня почему-то снова потянуло в Афган, – вспоминает Сергей. – Может быть, потому, что там понял цену жизни, настоящей мужской дружбы.
     Полгода Сергей проработал на заводе. Стал инкассатором. Затем сверхсрочником. Уже со сверх-срочной поступил в Высшее военно-морское инженерное училище имени В.И. Ленина
     (г. Пушкин). Через полгода оставил его. Поступил в среднее Ломоносовское мореходное училище, готовившее специалистов для вспомогательного флота. А в итоге окончил 42-ю Кронштадтскую мореходную школу, получив специальность легководолаза и моториста 1-го класса. Попал в Керчь мотористом на спасательный буксир СБ-4. В Керчи и женился. Елена приехала с Южного Сахалина, жила у бабушки. Вскоре у них появилась первая дочь. Денег не хватало, устроился докером в порт, затем – на Керченский металлургический комбинат. До 1993 года пробыл в Керчи, а затем вместе с женой уехал в Россию к матери.
     Его, имевшего боевой опыт, охотно взяли в Липецкий ОМОН, где он прослужил до 1996 года. В течение двух лет ездил в командировки в Чечню. Воевал в Грозном в 1995 году, охранял Карагалинский и Гребенский мосты, был в Баба-Юрте. Помнится, новый, 1995 год встретил под минометным обстрелом. Омоновцы охраняли мосты через Терек, совершали прорывы. Во многих переделках за два года довелось участвовать Сергею. Грязь, холод, кровь, стрельба, ранения, гибель товарищей… Как-то вернулся на побывку в Липецк – грязный, бородатый, обросший, так торопился, что некогда было привести себя в порядок. Маленькая дочка не сразу узнала отца. Лишь когда тот побрился, подстригся, отмылся, - признала.
     Едва за время короткого отдыха разгладились морщины, подобрело лицо, сошел «загар войны», а ему вновь в пекло.
     В 1996 году Двойченков ушел из ОМОНа и перевез семью в Керчь. Остановились у матери жены в Белогорском районе. Правда, у Сергея сразу возникли трудности с устройством на работу, поскольку было российское гражданство. Да и не смог он долго жить на «гражданке». В апреле 2001 года, подписав контракт, направился в Чечню. Так командир боевой машины – заместитель командира взвода сержант Сергей Двойченков оказался во втором батальоне 245-го мотострелкового полка.
     – Вечером скрытно уходили из расположения в ночные засады, – вспоминает Сергей. – Нам придавались саперы, артиллерийские и авианаводчики. О чем только не передумаешь за время ночной засады…
     Командиром взвода был молодой лейтенант-двухгодичник, только что окончивший институт. Его самого многому пришлось учить. Начиная с того, как правильно прятаться за кочку, куст, до общей организации действий боевой группы.
     Во втором батальоне были одни контрактники. Кто-то старше Двойченкова, кто-то младше. Но с таким боевым опытом, как у Сергея, людей было немного. Поэтому к нему прислушивались, с ним советовались, его уважали…
     В 2004 году Сергей Двойченков попал на Черноморский флот, в полк морской пехоты, в разведывательно-десантную роту, на должность командира отделения. Здесь он почувствовал себя в своей тарелке. Огневая, тактическая, инженерная, воздушно-десантная подготовка… Все это было ему по душе. Во многих областях военного дела он мог поучить не только своих подчиненных, но и сверстников, тех, кто был старше в звании.
     А еще сегодня Двойченков глава большой семьи: у него трое детей. Старшей Анне – 15, Виолетте – 14 лет, а сынишке Дане всего полгодика. Живут трудно, но дружно. Но главное, старшина Двойченков теперь не мотается по белу свету, а влился в большой и дружный коллектив морских пехотинцев, где с полной отдачей занимается любимым делом.
     

     На снимке: старшина Сергей ДВОЙЧЕНКОВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex