на главную страницу

12 Мая 2007 года

Страна и мир

Суббота

Заряд патриотизма

Вадим МАРКУШИН



     Декада нашей славы, традиционно длящаяся с 30 апреля (дата взятия Рейхстага) по 9 Мая (дата подписания Акта о капитуляции – по московскому времени), окончилась, как и положено, праздничным салютом. В завершающий день торжеств, который стал в России первым по значению и самым светлым праздником, патриотический подъем достиг своего апогея. Общенациональный пульс удвоился уже утром, видимо, подчинившись ритму торжественного марша войск Московского гарнизона на Красной площади.
     А вечером, когда здесь же, в центре столицы, блеснула талантом и высокой духовностью отечественная эстрада, сердца миллионов россиян бились так же учащенно. Очевидно, такие минуты мы в полной мере можем отнести к так называемым моментам истины, в которых отражается национальный характер и в которых страна предстает перед остальным миром во всей своей правде.
     Разумеется, о таком понятии, как «правда», можно спорить бесконечно. Потому и говорят, что у каждого она своя. Однако приведу конкретный живой пример. День Победы мне довелось провести в Наро-Фоминске, в кругу своих родственников. За обеденным столом собралось несколько офицерских семей. Сколько-нибудь приличным материальным достатком эти люди, прямо скажем, не избалованы, совокупного семейного бюджета, как правило, едва хватает на поддержание весьма скромных потребностей. Соответственно эти вполне конкретные представители офицерского корпуса не в восторге от того, каким денежным эквивалентом измеряется затрачиваемый ими труд.
     Но (!) когда речь зашла о нравственном значении Дня Победы для нынешнего поколения, у каждого из присутствующих нашлось искреннее слово. Не вычитанное где-то, не заимствованное у кого-нибудь, а свое, припрятанное на такой случай в душе. Пришлось лишний раз убедиться, что труженики командных пунктов, полигонов и стрельбищ, если перефразировать известное изречение, очень четко отделяют «мух от котлет». На одной стороне – пока далекая от совершенства система обеспечения социального статуса защитников Отечества, которая лежит на совести властей. На другой – исторический факт доказанного духовного превосходства России, который должен оставаться предметом национальной гордости потомков на века.
     Чем, собственно, характерен приведенный пример? Своей типичностью. Рассуждать в таком ключе – пожалуй, самый распространенный тип мышления в нашем обществе. Впрочем, не только мышления, но и поведения. Вот грянет завтра гром, и команду «В ружье!» беспрекословно выполнят те, кто несправедливо понижен в табели о социальных рангах. Так всегда было в России, и так будет. Свойство национального характера. Другое дело, что негоже бесконечно эксплуатировать эту черту, имеющую свое четкое определение, – патриотизм.
     Говорить об этом сейчас крайне важно, это злоба дня. Страна крепнет и возвращает уважение к себе. Соответственно меняется общественная атмосфера. Пессимистические настроения постепенно вытесняются активными жизненными устремлениями. Растет масса молодых людей нового типа – тех, кто сосредоточен на учебе, овладении престижной профессией, тех, кто связывает личный успех исключительно с проявлением собственных волевых усилий. В то же время в молодежной среде гуляют неожиданно высокие волны патриотического настроя. Георгиевские ленточки на одеждах раскованных парней и девиц в эти минувшие дни не воспринимались как кампанейское явление, культивированное официальной пропагандой. Это было лишенное всякого расчета проявление гражданской причастности к грандиозному историческому событию.
     В общем, мы со всей уверенностью можем констатировать тот факт, что российское общество (в первую очередь его подрастающая часть) получило в дни майской декады мощный заряд патриотизма. Не соглашаясь с дежурными западными наблюдателями за происходящими в России событиями, отмечу, что их досужие разговоры об «искусственной пролонгации» национального самосознания победителей базируются на банальной исторической зависти. Точнее, может быть, на неприятии той несомненной реальности, что Советский Союз выстоял перед чудовищным объединенным натиском европейского агрессора.
     Помните, в «Войне и мире» Лев Толстой писал, что силы Западной Европы (не Франции!) переступили через границу России. Спустя полтора века история в известном своеобразии повторилась. Аналогия, по-моему, уместна. У нас как-то не принято раскрывать «тему» в такой плоскости. И это вполне соответствует устоявшемуся в нашем обществе пониманию событий сороковых годов прошлого века. А именно: СССР сокрушил гитлеровскую Германию, освободив остальную Европу от нацистского рабства. В принципе оно так и есть. Однако существуют еще и немаловажные детали. Стремясь идти вместе с Европой в доброе будущее, Россия никогда не проявляла и не проявляет желания вспоминать о них. Но взамен она вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе как стране-освободительнице.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex