на главную страницу

16 Мая 2007 года

Западная цивилизация: время заката

Среда

Куда идешь, Америка?

Писательница Наоми Вулф
предупреждает об опасностях авторитаризма



Видные западные мыслители и публицисты уже несколько десятилетий обращают внимание общественности на то, что в общественно-политической жизни крупнейшей мировой державы происходят процессы, которые в перспективе угрожают гражданам США свертыванием их демократических прав и свобод. В нынешнем десятилетии становится все более ясно, что авторы этих предостережений были, к сожалению, правы. И это не может не тревожить здравомыслящих людей, обеспокоенных судьбой Соединенных Штатов Америки, которые в сознании миллионов людей западной цивилизации были позиционированы как оптимальная модель общественного устройства. Недавно во влиятельной британской газете «Гардиан» выступила со статьей американская писательница Наоми Вулф, автор книг «Шалаш на дереве», «Клин клином», «Миф о красоте». Она считает, что США движутся в сторону авторитарной политической модели. В сентябре этого года в свет выйдет ее новая книга с названием, говорящим само за себя: «Конец Америки: письмо-предупреждение молодому патриоту». Статья американки представляет интерес и для российского читателя (публикуется с сокращениями, полный текст – на интернет-сайте http://www.inosmi.ru).

     Прошлой осенью в Таиланде произошел военный переворот. Организаторы путча систематически предпринимали определенные шаги - словно следовали заранее составленному списку. Собственно, в каком-то смысле у них и было нечто вроде такого списка. За считанные дни демократия была упразднена: путчисты объявили в стране военное положение, направили в жилые районы солдат с боевым оружием, взяли под контроль теле- и радиостанции, регламентировали деятельность прессы, ужесточили ограничения передвижения людей и взяли под стражу некоторых общественных активистов.
     Они отнюдь не импровизировали на ходу. Если вы хорошо знаете историю, в ней нетрудно найти готовую «инструкцию» по превращению открытого общества в диктатуру. Одни и те же методы применялись раз за разом - иногда при этом проливалось больше крови и совершалось больше зверств, иногда меньше. Но эти методы неизменно доказывали свою эффективность. Создать и отстаивать демократию - дело сложное, требующее постоянных усилий, а вот демонтировать ее, как показывает исторический опыт, куда проще. Достаточно выполнить «инструкцию» из 10 пунктов.
     
Партнеры

     И, каким бы невероятным это ни казалось, достаточно лишь трезво оценить происходящее, чтобы стало ясно: в США все эти 10 пунктов уже воплощаются на практике администрацией Буша.
     Поскольку американцы моего поколения родились в демократическом обществе, нам трудно даже представить себе, что внутриполитическая жизнь в нашей стране может стать такой же несвободной, как во многих других государствах. Поскольку мы уже не стараемся узнать побольше о наших правах и государственном строе - задачу разбираться в конституционном устройстве страны граждане отдали профессионалам: юристам и ученым - мы плохо представляем себе систему сдержек и противовесов, созданную «отцами-основателями» США, и не замечаем, что она подвергается методичному демонтажу. А поскольку нам плохо преподают историю Европы, создание министерства «национальной» безопасности - кто помнит, чем в одной стране обернулись спекуляции словом «нация»? (имеется, видимо, в виду нацистская Германия. – Ред.) - не стало для американцев сигналом тревоги.
     Я утверждаю: прямо у нас под носом, следуя проверенной временем тактике, «закрывают» наше открытое общество. Так что пора нам «поразмыслить о немыслимом», как выразился писатель и политический публицист Джо Конэсон, о том, что и у нас диктатура возможна. И о том, что мы к ней гораздо ближе, чем кажется.
     Конэсон много раз предостерегал об опасности авторитаризма в Америке. На мой же взгляд, чтобы осознать всю серьезность нынешнего развития событий в Соединенных Штатах, необходимо еще усвоить уроки прихода к власти фашизма в его европейских и иных вариантах.
     Итак, рассмотрим, как эта «инструкция» выполняется у нас.
     1. Создайте пугающий образ внутреннего и внешнего врага
     После того как 11 сентября 2001 года нам нанесли жестокий удар, вся страна оказалась в состоянии шока. Менее полутора месяцев спустя, 26 октября 2001 года, Конгресс принял Закон о борьбе с терроризмом (Patriot Act), фактически не имея возможности его обсудить, более того, многие утверждают, что конгрессмены не успели даже толком прочесть законопроект. Нам сообщили, что страна переводится на «военные рельсы», что мы ведем «глобальную войну» против «всемирного халифата», вознамерившегося «стереть с лица земли западную цивилизацию».
     В условиях кризиса нашему правительству и раньше случалось ограничивать гражданские свободы: во время войны Севера и Юга, когда Линкольн объявил в стране военное положение, или во время Второй мировой войны, когда были интернированы тысячи американцев японского происхождения. Но нынешняя ситуация, как указывает Брюс Фейн из общественной организации «American Freedom Agenda», прецедентов не имеет: у всех войн, что мы вели прежде, была какая-то «конечная точка», после которой все возвращалось на круги своя, к демократии, однако нынешний конфликт в том виде, как его нам преподносят, не ограничен ни во времени, ни в пространстве - полем боя служит весь земной шар. «На сей раз, - отмечает Фейн, - четкого завершающего рубежа просто нет».
     Создание пугающей угрозы, многоголовой, как гидра, скрытой, зловещей - старый трюк. Он может иметь под собой реальную основу, как это случилось, когда Гитлер заявлял об угрозе безопасности государства со стороны коммунистов (кстати, когда один ученый из Висконсинского университета отметил, что поджог рейхстага в феврале 1933 года, в котором обвинили коммунистов, повлек за собой принятие «Закона о защите народа и государства», заменившего конституционное устройство бессрочным чрезвычайным положением, нашлись такие, кто потребовал его увольнения). В других случаях пугающий «образ врага» может быть чисто мифологическим - достаточно вспомнить тезис все тех же нацистов о «международном заговоре мирового еврейства».
     Я не пытаюсь преуменьшить опасность, исходящую от мирового исламистского террора, естественно, она весьма серьезна. Скорее я говорю о том, что в Испании, которая тоже пережила жестокие теракты, характер этой угрозы определяется совершенно другими формулировками, чем в Америке. Граждане Испании знают, что они сталкиваются с серьезной угрозой своей безопасности; американских же граждан убедили, что гибель грозит всей цивилизации в том виде, как мы ее понимаем. Естественно, в результате мы проявляем большую готовность смириться с ограничениями наших прав.
     2. Учредите ГУЛаг
     Итак, вам удалось запугать общество. Следующим шагом должно стать создание системы тюрем, на которую не распространяется закон (как выразился Буш, американский центр заключения в Гуантатнамо должен находиться в правовом «открытом космосе»), чтобы в этих тюрьмах можно было применять пытки.
     Поначалу граждане воспринимают людей, которых сажают в такие тюрьмы, как «чужаков»: смутьянов, шпионов, «врагов народа», «преступников». Поэтому первое время общество поддерживает создание подобной системы: у людей усиливается чувство собственной защищенности, а ее узников они не считают «своими». Но очень скоро в тех же камерах оказываются и арестованные лидеры гражданского общества - представители оппозиции, профсоюзные активисты, священники, журналисты.
     Именно так все происходило в ходе «сползания к фашизму» или антидемократических репрессий, начиная с Германии и Италии 1920-х - 1930-х годов, и кончая переворотами в Латинской Америке 1970-х, да и в наши дни. Это один из стандартных методов демонтажа открытого общества или подавления демократического восстания.
     На сегодняшний день у Америки, несомненно, уже есть такой ГУЛаг - это наши тюрьмы в Афганистане и Ираке, не говоря уже о Гуантанамо-бэй на Кубе, где заключенные подвергаются издевательствам, содержатся без ограничений по срокам и лишены доступа к нормальным судебным процедурам. Недавно Буш и его союзники в Конгрессе отказались разглашать информацию о так называемых «черных дырах» - тайных тюрьмах, созданных ЦРУ по всему миру, куда бросают людей, похищенных прямо на улице.
     Опыт истории показывает: стоит создать такой ГУЛаг, и он начинает давать метастазы, становясь все более масштабным, закрытым, жестоким, все больше врастая в государственный организм. Из рассказов очевидцев, фотографий, видеоматериалов и документов государственных структур мы знаем, что люди - виновные и невиновные - подвергаются пыткам как в «официальных» американских тюрьмах, так и в тех, чья деятельность никогда не расследовалась должным образом.
     Но американцы до сих пор считают, что издевательствам в этих тюрьмах подвергаются лишь устрашающего вида смуглокожие люди, с которыми им трудно себя отождествить. Так что не случайно видный ученый-консерватор Уильям Сэфайр напомнил нам слова антифашиста пастора Мартина Нимеллера, ставшего политзаключенным в Германии: «Сначала пришли за евреями, и я молчал, потому что я не еврей. Но когда пришли за мной, защитить меня было уже некому». Большинство американцев еще не понимает, что нарушение принципов законности в Гуантанамо создает опасный прецедент, грозящий им самим.
     Кстати, уже на первых этапах «сползания к фашизму» обычно учреждаются военные трибуналы, где приговоры выносятся во внесудебном порядке. Нацисты 24 апреля 1934 года создали Народный суд, также функционировавший по «особой процедуре»: заключенных держали за решеткой бессрочно, зачастую в одиночных камерах, и подвергали пыткам, а затем устраивали над ними «показательные процессы». В конечном итоге «особые трибуналы» превратились в параллельную систему, вынуждавшую и обычные суды в своих решениях приносить закон в жертву нацистской идеологии.
     3. Сформируйте собственные «штурмовые отряды»
     Один из методов демонтажа открытого общества, применяемый лидерами, стремящимися к «ползучей фашизации» страны - создание военизированных формирований из молодых сторонников, терроризирующих граждан. Так, в Италии «чернорубашечники» рыскали по всей стране, избивая коммунистов, шествия штурмовиков в Германии сопровождались актами насилия. Подобные военизированные формирования играют особенно важную роль, если речь идет о демократическом государстве: ведь вам необходимо внушить гражданам страх перед буйными молодчиками, а значит, нужно, чтобы сами громилы не боялись уголовного преследования.
     После 11 сентября для американских частных охранных предприятий наступил настоящий «золотой век»: администрация Буша отдала им ряд функций, традиционно выполнявшихся вооруженными силами. Наемники получают контракты на сотни миллиардов долларов, выполняя задачи, связанные с обеспечением без-опасности внутри страны и за рубежом. Некоторые из этих «вольнонаемных специалистов», работавшие в Ираке, обвиняются в пытках заключенных, запугивании журналистов и применении огнестрельного оружия против мирных иракцев. В соответствии с приказом № 17, регламентирующим деятельность подобных «частных подрядчиков» - его издал Пол Бремер, возглавлявший в свое время американскую оккупационную администрацию в Ираке - сотрудники частных охранных агентств освобождаются от уголовного преследования.
     Вы скажете: ладно, Ирак - особый случай. Но это не так: после урагана «Катрина» министерство национальной безопасности наняло и отправило в Новый Орлеан сотни вооруженных сотрудников частных охранных агентств. Специалист по журналистским расследованиям Джереми Скэхилл на условиях анонимности взял интервью у одного такого охранника, и тот признался, что в городе ему приходилось стрелять в невооруженных гражданских лиц. Этот эпизод связан с последствиями стихийного бедствия, но и бесконечная «война против террора», которую ведет нынешняя администрация, создает возможность для того, чтобы в условиях чрезвычайной ситуации или кризиса отдать американские города на откуп подобным «частным наемным армиям».
     Думаете в Америке «штурмовых отрядов» быть не может? Но в 2000 году во Флориде группы агрессивно настроенных молодых сторонников Республиканской и партии, одетых в одинаковые рубашки и брюки, угрожали сотрудникам избирательных комиссий, занимавшимся пересчетом голосов. Так что, если вы разбираетесь в истории, то сможете представить себе такую ситуацию: во время следующих выборов вдруг возникает необходимость «обеспечить общественный порядок» - скажем, в день голосования проводятся демонстрации протеста или кто-то угрожает терактом. Если история нас чему-то учит, то можем ли мы исключать появление на избирательных участках сотрудников частных охранных фирм, нанятых для «наведения порядка»?
     4. Организуйте слежку за гражданами
     В 2005-2006 годах, когда Джеймс Райзен и Эрик Лихтблау опубликовали в «Нью-Йорк таймс» серию статей о тайной программе властей по прослушиванию телефонов граждан, «перлюстрации» их электронных сообщений и отслеживанию международных денежных переводов, простым американцам стало ясно, что любой из них может оказаться «под колпаком» у государства.
     В закрытом обществе подобная слежка обосновывается соображениями «национальной безопасности». На деле же ее цель - обеспечить покорность граждан, препятствовать инакомыслию и независимой общественной деятельности.
     5. Не давайте покоя общественным организациям
     Пятый пункт «инструкции» напрямую связан с четвертым - вам необходимо наводнить общественные организации своими информаторами и подвергать их запугиванию. Речь может идти даже о мелочах: так, одна церковь в Пасадене попала под расследование налоговой службы, поскольку ее священник в проповеди отметил, что Христос выступал за мир между народами. В то время как церкви, где республиканцев призывали непременно прийти на избирательные участки, что также запрещено американским налоговым законодательством, никто не трогает
     Но есть и более серьезные примеры подобной слежки: так, по данным Американского союза за гражданские свободы спецслужбы внедряют своих агентов в тысячи антивоенных, экологических и иных общественных организаций. В секретной базе данных Пентагона среди 1.500 «подозрительных инцидентов» числится более 40 мирных антивоенных собраний, митингов и шествий, организованных американскими гражданами. Засекреченное оперативное контрразведывательное управление (Counterintelligence Field Activity Agency) при Министерстве обороны собирает информацию об американских организациях, занимающихся вполне законной политической деятельностью: таким образом оно якобы выявляет «потенциальную угрозу терактов». Недавно принятый закон - его прохождение прошло почти незамеченным - квалифицирует в качестве «терроризма» некоторые виды общественной деятельности, например, акции в защиту прав животных. Таким образом, определение «терроризма» постепенно расширяется, чтобы в него можно было включить политическую оппозицию.
     6. Практикуйте произвольные аресты и освобождения
     В 2004 году американское Управление по обеспечению безопасности на транспорте подтвердило, что у него есть список пассажиров, которых службам безопасности аэропортов предписано как минимум подвергать тщательному обыску. И кто же оказался в этом списке? Две пожилые женщины-пацифистки из Сан-Франциско, либеральный политик сенатор Эдвард Кеннеди, один из членов правительства Венесуэлы - его внесли туда после того, как президент этой страны раскритиковал Буша, и тысячи простых американских граждан.
     (Окончание следует.)


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex