на главную страницу

16 Мая 2007 года

Настоящее кино

Среда

ЮНКЕРА

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     Был период, совсем еще недавний, когда появляться на улицах в военной форме считалось чем-то неприличным. Добираться к месту службы офицеры предпочитали в штатском. Но все постепенно начали осознавать, что стержнем, который цементирует распадающееся государство, может быть только армия. И сберегли ее те самые изгои - военные, взращенные, воспитанные в традициях сбережения Отечества, которые легко передать цитатой из статьи в «Военном журнале», издававшемся еще в середине XIX века:
     «Ребенок принадлежит не родителям, а Отечеству; Отечество должно быть для него святее всего на свете, все воспитание его должно клониться к тому, чтоб его сделать не только годным, но и отличным слугою своим согражданам, добрым сыном, добрым отцом; без любезных государство обойтися может, а без сынов Отечества – никогда».
     Рассуждает о современной армии нынче даже самый ленивый. Благо рассматривают сейчас отечественные Вооруженные Силы, что называется, напросвет. Особо активизировался кинематограф. И слава Богу. Потому что в массе околопатриотических либо чернушных изысканий режиссеров и сценаристов вдруг стали появляться фильмы, даже телесериалы, вполне сравнимые с классикой российского кино. Особо радует обращение к истории становления российского офицерского корпуса. Недавняя такая работа – телесериал «Юнкера», показанный по ТВЦ в удобное для просмотра время. Случайно получилось так, что по каналу СТС с осени 2006-го идет отнюдь не претендующий на «нетленку» сериал «Кадетство» - о жизни ребят в современном суворовском военном училище. Снимаемый в стенах реального училища с уважением к традициям и к выбору подростками военной профессии, он оказался весьма популярным, как бы подготовил зрительскую аудиторию к «Юнкерам», имеющим крепкую первооснову. Последний 12-серийный сериал правильнее назвать телевизионным художественным фильмом, созданным по мотивам произведений Александра Ивановича Куприна. Съемки проходили в Петербурге, Гатчине и Царском Селе. В основе сценария – роман «Юнкера», повести «Поединок», «На переломе» («Кадеты»), многие рассказы писателя и эпизоды его биографии. Использовались и документы военной истории России, воспоминания последних выпускников юнкерских училищ. И неважно, что время действия в фильме сдвинуто с конца XIX века (в отличие от романов Куприна) на годы, предшествующие началу Первой мировой войны. Тем ощутимее значение армии для страны. В фильме множество сюжетных линий, которые определяются более чем 200 персонажами. Интересно, что даже на мимолетные эпизоды были приглашены известные актеры. Состав их впечатляет: Светлана Крючкова, Богдан Ступка, Алена Бабенко, Юрий Назаров, Владимир Гостюхин, Александр Песков, сам режиссер – Игорь Черницкий. Как актера Черницкого многие помнят по главной роли лейтенанта в «Великолепной шестерке». Он же выступил и соавтором сценария вместе с Аэлитой Романенко. Актер, певец, композитор Николай Романов не только великолепно работал в актерской ипостаси. Музыкальная тема, воплощаемая «сквозной» песней на протяжении всей картины, идеально слилась с эпохой. Исполнил песню сам Романов. Фильм открыл и новые актерские имена. Вместе с признанными мастерами снялись студенты ВГИКа и театральных училищ Москвы, Петербурга и Киева, студенты Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Одного из главных героев – юнкера Александрова замечательно сыграл Илья Иосифов, студент факультета театрального искусства Московского института гуманитарного образования (ИГУМО). В роли подпоручика Ромашова блистательно дебютировал студент русского курса Киевского театрального института Анатолий Просалов.
     О чем фильм? Это жизнь, слезы, любовь, добрая улыбка. Все классические сюжеты можно вложить в эту формулу искусства. Знающие Куприна изначально готовились увидеть экранное воплощение его лирических, духовно чистых произведений. И не ошиблись. Свой роман «Юнкера» писатель определил как «завещание русской молодежи». И авторы картины сумели зримо показать своим современникам образы тех, давних защитников Отечества. Они сказали нашим сердцам об истории страны и армии, пожалуй, больше, чем добротные учебники. Сказали без пафоса и натуги. Юные герои «Юнкеров» любят, страдают, жертвуют собой во имя высоких идеалов, в духе которых воспитаны, кои напоены самим воздухом Отечества. Со временем меняется само понятие «юнкера». Уже после войны 1914 года для одних эти вчерашние мальчишки стали классовыми врагами, для других – надеждой России на светлый исход после великих потрясений. В 50-е, 60-е и тем более в 90-е годы XX века тема решалась каждый раз согласно текущим историческим представлениям. Нынешний фильм «Юнкера» – иллюстрация судьбы русской армии и ее традиций. Ведь от того, как поставлено дело воспитания воина, во многом зависит надежность военного механизма государства, соответственно – его сила и мощь. Поэтому в основу военной реформы, необходимость которой показала Крымская война, легло совершенствование системы обучения и воспитания войск. Реорганизованы были не только кадетские корпуса и созданы военные гимназии, военные и юнкерские училища, самые большие преобразования коснулись именно воспитательного процесса в них.
     «Никто не ожидает от юнкерских училищ людей широкообразованных, но всякий вправе ожидать от них людей честных, хороших офицеров, глубоко проникнутых долгом и самоотвержением на благо нашей Родины», - говорил генерал Петр Бобровский о первых выпускниках юнкерских училищ.
     …Интересно, что авторы фильма через призму прошлого, а в картину удачно вмонтирована старинная кинохроника, через судьбы русского солдата, кадета, юнкера, офицера, генерала сумели показать проблемы и современных Вооруженных Сил во всей их остроте. И обозначили не экранные, а жизненные пути их решения. Только надо эти пути увидеть. И следовать по ним неуклонно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex