на главную страницу

23 Мая 2007 года

Планета людей

Среда

Куда идешь, Америка?

Писательница Наоми Вулф предупреждает об опасностях авторитаризма



Недавно во влиятельной британской газете «Гардиан» выступила со статьей американская писательница Наоми Вулф, опасающаяся, что США движутся в сторону авторитарной политической модели. В сентябре этого года в свет выйдет ее новая книга с названием, говорящим само за себя: «Конец Америки: письмо-предупреждение молодому патриоту». Сегодня мы публикуем вторую часть ее статьи в «Гардиан» (с сокращениями).

     (Окончание. Начало в № 82.)
     

     Уолтер Ф. Мэрфи, почетный профессор Принстонского университета, один из ведущих специалистов по конституционному праву в стране и автор классического труда «Конституционная демократия». Кроме того, в прошлом Мэрфи служил в морской пехоте, имеет ордена. Да и по политическим взглядам не относится к либералам. Тем не менее 1 марта этого года его не пустили в самолет в аэропорту Ньюарка, «поскольку я включен в список лиц, неблагонадежных с точки зрения терроризма».
     «Вы участвовали в каких-нибудь маршах сторонников мира? Мы многим запрещаем летать по этой причине», - спросил его служащий авиакомпании.
     «Я объяснил, - рассказывает Мэрфи, - что в таких маршах не участвовал, но в сентябре 2006 года прочел в Принстоне лекцию - ее транслировали по телевидению и разместили в Интернете, - в которой подверг резкой критике Джорджа Буша за допущенные им многочисленные нарушения конституции».
     «Этого достаточно», - заметил служащий.
     Участвовали в антивоенной демонстрации? Значит, вы потенциальный террорист. Защищаете конституцию? Тоже потенциальный террорист. Из истории мы знаем, что понятие «враг народа» имеет тенденцию к постоянному расширению, затрагивая все новые сферы гражданской активности.
     Другого американского гражданина, адвоката из Орегона Брэндона Мэйфилда по ошибке сочли причастным к терроризму. Агенты спецслужб тайно проникли в его дом и конфисковали компьютер. Хотя Мэйфилд абсолютно невиновен, он до сих пор остается в «черном списке». Такова стандартная процедура всех фашистских режимов: если вы попали в список неблагонадежных, то вас уже не вычеркнут.
     7. Запугивайте «властителей дум»
     Угрожайте людям искусства, ученым и государственным служащим потерей работы, если они не желают «соответствовать» вашей линии. Именно так поступал Муссолини с ректорами государственных университетов, не подчинявшихся фашистской идеологии, в том же духе действовал Йозеф Геббельс, подвергавший репрессиям ученых, не занимавших пронацистской позиции.
     Научное сообщество - настоящая «пороховая бочка» общественной активности, поэтому те, кто стремится установить в обществе фашистские порядки, исключают студентов и увольняют ученых, не подчиняющихся, как выражался Геббельс, идеологической «координации». А поскольку госслужащие - самая уязвимая в этом смысле прослойка общества (их власти могут увольнять по собственному усмотрению), фашисты как правило начинают свою «координацию» именно с них.
     Сторонники Буша в законодательных собраниях нескольких штатов требуют от ректоров государственных университетов наказывать или увольнять преподавателей, критикующих нынешнюю администрацию. Что же касается государственных служащих, то администрация Буша пустила под откос карьеру одного военного юриста, выступавшего за право задержанных на справедливый суд, а один чиновник публично грозил юридическим фирмам, безвозмездно защищающим таких задержанных, что убедит их крупных корпоративных клиентов объявить этим компаниям бойкот.
     А вот еще один пример: женщина, работавшая в ЦРУ по контракту, написала в запароленном блоге, что «имитация утопления - это пытка». Ее лишили допуска к секретным материалам, необходимого для выполнения ее служебных обязанностей.
     Совсем недавно администрация уволила восемь прокурорских работников - судя по всему, за недостаточную политическую лояльность. Кстати, в 1933 году, когда Геббельс проводил чистку госаппарата, «координация» затронула и юристов, что в дальнейшем облегчило нацистам применение все более жестоких репрессивных законов.
     8. Установите контроль над прессой
     Все диктаторские режимы и будущие диктаторы уделяют особое внимание газетам и журналистам. Если они еще только демонтируют открытое общество, им угрожают и подвергают шантажу, а когда общество уже успешно «закрыто», их арестовывают и убивают.
     По данным Комитета по защите журналистов, аресты представителей прессы в США достигли беспрецедентного масштаба: блоггер из Сан-Франциско по имени Джош Вулф - он мне не родственник, просто однофамилец - получил год тюрьмы за отказ передать властям видеозапись антивоенной демонстрации. Против репортера Грега Паласта министерство национальной безопасности подало уголовный иск, обвинив в том, что он поставил под угрозу «важные объекты инфраструктуры», снимая вместе с телепродюсером жертв урагана «Катрина» в Луизиане. Кстати, Паласт - автор книги-бестселлера, в которой он критикует администрацию Буша.
     Других репортеров и публицистов «наказывают» иными методами. Джозеф Уилсон в авторской статье, напечатанной в «Нью-Йорк таймс», обвинил Буша, что тот втянул Америку в войну ложными утверждениями о покупке Саддамом Хусейном уранового концентрата в Нигере. В отместку администрация разгласила сведения о том, что его жена Валери Плейм - агент ЦРУ, поставив тем самым крест на ее карьере.
     Однако судебное преследование или увольнение с работы не идут ни в какое сравнение с тем, как поступают американские власти с журналистами, пытающимися объективно освещать войну в Ираке. В распоряжении Комитета по защите журналистов имеются свидетельства о многочисленных случаях, когда американские военные угрожали применить оружие или открывали огонь по «неприкрепленным» (т.е. независимым) репортерам и операторам самых разных СМИ - от «Аль-Джазиры» до Би-би-си.
     Конечно, полностью «перекрывать кран» новостей в сегодняшней Америке власти не будут - это попросту невозможно. Однако отравить колодец информации, постоянно подмешивая в него ложь, им вполне по силам. И Белый дом уже управляет потоком ложной информации, которая обрушивается на нас с такой регулярностью, что отделить правду от неправды становится все труднее. Для фашистского режима важна не столько ложь как таковая, сколько именно такое «размывание» истины. Когда граждане не могут отличить подлинную информацию от фальшивок, они все меньше требуют от власти отчета.
     9. Инакомыслие - синоним государственной измены
     Объявите любое инакомыслие «изменой», а критику – «идеологической диверсией». Это неизменный атрибут «закрывающегося» общества, как и принятие законов, постепенно превращающих свободу слова в уголовно наказуемое преступление и расширяющих толкование таких понятий, как «шпионаж» и «предательство».
     Американцам не следует забывать о том, что случилось, когда Закон о шпионаже 1917 года в последний раз применялся со всей жесткостью. Речь идет о печально знаменитых «облавах Палмера» в 1919 году (по имени тогдашнего министра юстиции Митчелла Палмера. - Прим. перев.), в ходе которых активистов левых организаций в массовом порядке арестовывали без ордера, держали в тюрьме до пяти месяцев, «избивали, морили голодом, пытали удушением и иными способами и угрожали им смертью», как пишет историк Майра Макферсон. После этих событий инакомыслящие в Америке целых десять лет «говорили вполголоса».
     Большинство американцев не осознают, что с сентября прошлого года - когда Конгресс, ошибочно, опрометчиво принял Закон в 2006 году о военных комиссиях - президент имеет право объявить любого гражданина США «неприятельским комбатантом». Полномочия толковать понятие «неприятельский комбатант» также предоставлены ему. Кроме того, президент может по собственному выбору делегировать любому представителю исполнительной власти право интерпретировать это понятие по собственному усмотрению и соответственно арестовывать американцев.
     Даже если мы с вами - американские граждане, даже если позднее выяснится, что мы абсолютно невиновны в том, что он нам инкриминирует, он имеет все полномочия схватить нас хоть завтра, во время промежуточной посадки в аэропорту Ньюарка, или прямо в наших домах, переправить нас на военный корабль, превращенный в плавучую тюрьму, и держать там месяцами в изоляции в ожидании суда.
     Мы, американские граждане, хотя бы можем быть уверены, что рано или поздно нас ждет судебный процесс - по крайней мере сейчас. Однако юристы из общественной организации Центр по конституционным правам утверждают, что администрация Буша все энергичнее ищет способы обойти неотъемлемое право американских граждан на справедливый суд. «Неприятельский комбатант» - это категория, не связанная с конкретным преступлением; более того, чтобы в нее попасть, вообще не обязательно совершить нечто противозаконное.
     Конечно, большинство американцев еще не поняли, что происходит. Неудивительно - в такое трудно поверить. И тем не менее это правда. В каждом обществе, сползающем к диктатуре, на каком-то этапе происходит серия арестов известных людей - обычно лидеров оппозиции, представителей духовенства и журналистов. После этого наступает молчание. Все вроде бы остается как раньше: по-прежнему действуют суды, газеты, телеканалы, радиостанции, весь «фасад» демократического общества. Но реального инакомыслия больше нет. Реальной свободы - тоже. И если история нас чему-то учит, то очень скоро и Америку ждет эта волна арестов.
     10. Сосредоточьте всю власть в своих руках
     В этом году в нашей стране был принят «Закон Джона Уорнера» о полномочиях в сфере обороны, дающий президенту новые права распоряжаться национальной гвардией. Это означает, что в случае чрезвычайной ситуации общегосударственного масштаба - свои возможности объявлять чрезвычайное положение президент, кстати, тоже расширил - он может отправить национальных гвардейцев из Мичигана обеспечивать режим чрезвычайного положения, которое он объявил в Орегоне - даже вопреки мнению губернатора и жителей этого штата.
     Пока американцы волновались по поводу эмоциональных проблем Бритни Спирс и отца ребенка Анны Николь Смит, «Нью-Йорк» в передовой статье забила тревогу по поводу происходящего: «В последнее время в Вашингтоне наблюдается тревожная тенденция - законы, затрагивающие основы американской демократии, принимаются втихомолку. Теперь президент имеет право использовать войска для выполнения полицейских функций внутри страны не только в условиях вооруженного мятежа, но и в случаях стихийного бедствия, эпидемии, теракта и в любой иной ситуации».
     Критики считают это прямым нарушением «Закона о чрезвычайных полномочиях шерифа», призванного не допустить использования федеральными властями вооруженных сил для выполнения полицейских функций внутри страны. Сенатор-демократ Патрик Лихи считает, что новый закон создает у президента соблазн объявить военное положение на всей территории США. Кроме того, он идет вразрез со всеми соображениями, которыми руководствовались отцы-основатели, разрабатывая нашу систему государственного управления: видя, как короли натравливают свое войско на мирных подданных, они стремились не допустить, чтобы исполнительная власть или любая политическая сила обрела такие же возможности использовать военную силу для угнетения американского народа.
     Конечно, насильственный полный демонтаж демократического строя, вроде того, что последовал за организованным Муссолини «походом на Рим» или массовыми репрессиями Гитлера, Соединенным Штатам не грозит. Наши демократические традиции слишком сильны, а вооруженные силы и судебная система слишком независимы, чтобы допустить подобный сценарий.
     Скорее, как отмечают некоторые критики администрации, наш демократический эксперимент будет прекращен постепенно, путем его систематического подрыва.
     Было бы ошибкой думать, что колючая проволока опутывает всю страну уже на раннем этапе «сползания к фашизму». Нет, поначалу все выглядит как обычно: в 1922 году крестьяне в Калабрии веселились на празднике сбора урожая, а берлинцы в 1931 году спокойно ходили по магазинам или в кино.
     Вот и мы, американцы, лениво отворачиваемся, делаем покупки в Интернете, смотрим по телевизору конкурс «Американский кумир», а в это время основы нашей демократии необратимо разъедает коррозия. Мы не замечаем, что нечто очень важное в нашей жизни уже кардинально изменилось, что наши возможности ослаблены как никогда: наши демократические традиции, независимый суд и свободная пресса сегодня действуют в обстановке «войны», причем «затяжной» (она просто не имеет конца, а театром боевых действий, как нам внушают, становится вся планета), в обстановке, которая дает президенту - чего мы пока не осознали - право по собственному произволу «даровать» гражданам США свободу или бросать в одиночную камеру на неопределенный срок.
     Это значит, что под фундаментом всех этих, внешне по-прежнему демократических, институтов, уже образовалась зияющая пустота, и если надавить в нужном месте, они в любой момент могут рухнуть в пропасть. Чтобы этого не случилось, стоит задать себе кое-какие гипотетические вопросы.
     Что, если через полтора года нас ждет еще один теракт - и, не дай бог, с применением «грязной бомбы» (см. «Откровения господина Тенета» в «Красной звезде» от 12 мая с.г. – Ред.)? Исполнительная власть может объявить в стране чрезвычайное положение. История свидетельствует: любой лидер, любая партия испытывают соблазн сохранить свои чрезвычайные полномочия и после того, как кризис миновал. А если учесть, что система сдержек и противовесов у нас уже разрушена, то президент Хиллари в этом смысле не менее опасна, чем президент Джулиани - у любого главы государства возникнет искушение проводить свою политику указами, минуя трудоемкий и не гарантирующий результата демократический процесс, требующий переговоров и компромиссов.
     Пока лишь горстка патриотов сдерживает «девятый вал» тирании, грозящий поглотить нас всех, - работники Центра по конституционным правам (им грозили смертью за юридическую помощь незаконно задержанным, но они не ослабили усилий и дошли до Верховного суда), активисты из Американского союза за гражданские свободы и видные консерваторы, пытающиеся дать отпор принятию новых деструктивных законов, объединившись в организацию American Freedom Agenda. Этой небольшой, разнородной группе людей должны помочь мы все - в том числе европейские и другие государства, готовые оказать давление на нынешнюю администрацию, понимая, чем обернется для всего мира демонтаж реальной демократии в США.
     Мы должны помнить опыт истории и задавать себе нелицеприятные вопросы. Иначе, если страна будет и дальше двигаться по тому же пути, для всех нас - пусть по-разному и в разное время - наступит «конец Америки», рано или поздно каждый вынужден будет оглянуться назад и с удивлением обнаружить, что наша жизнь изменилась до неузнаваемости.
     «Сосредоточение всей власти - законодательной, исполнительной и судебной - в одних руках можно по праву определить словом «тирания», - писал Джеймс Мэдисон. У нас еще есть шанс остановить движение по этому пути; для этого надо стоять за свои права, бороться за нашу страну и высоко держать знамя, что вручили нам отцы-основатели.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex