Атомная бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки в августе 1945 г. поставила Советский Союз перед необходимостью быстрейшей ликвидации ядерной монополии США. В стране, где царила послевоенная разруха, было необходимо в сжатые сроки совершить научно-технический прорыв, ибо для разработки и изготовления атомной бомбы требовалось создание новых отраслей науки, техники и промышленности. Нужно было создать новые конструкторские бюро, построить комбинаты по добыче и обогащению урана, получению в необходимых количествах несуществующего в природе плутония.
Поэтому уже 20 августа 1945 г. Постановлением Государственного Комитета Обороны при Совете Народных Комиссаров (преобразованного в 1946 г. в Совет Министров СССР) были созданы Специальный комитет и Первое главное управление, наделенные чрезвычайными полномочиями по руководству всеми работами по созданию атомной бомбы. Разработка первого отечественного атомного заряда велась в рамках комплексной программы «Атомный проект СССР», руководителем которого был назначен Игорь Васильевич Курчатов. Работу над проектом лично контролировали Председатель Совета Министров Союза ССР И.В. Сталин и его заместитель Л.П. Берия.
Для ликвидации ядерной монополии Соединенных Штатов Америки предусматривалось не только создание атомного заряда, но и поддержание в последующем ядерного паритета с США с целью обеспечения гарантий
безопасности страны. Для этого необходимо было создать ядерное оружие и оснастить им армию. В этом многотрудном деле одним из ключевых звеньев являлось проведение испытаний ядерных зарядов для проверки их работоспособности и изучения боевых свойств ядерного оружия, что, в свою очередь, требовало создания специального полигона.
При выборе места для строительства полигона рассматривались слабозаселенные равнинные районы Казахской ССР, Сибири и Забайкалья. Наиболее подходящей оказалась площадка в районе р. Иртыш в 170 км западнее г. Семипалатинска. Одним из недостатков выбранной площадки было наличие в Семипалатинске китайского консульства, которое в последующем было удалено. Выбор места для строительства полигона и проведения испытаний оказался исключительно удачным во многих отношениях. Сейчас трудно сказать, учитывалась ли при этом выборе возможность проведения в последующем подземных испытаний, но характер рельефа района полигона позволил успешно проводить подземные ядерные взрывы как в штольнях, так и в скважинах.
Первоначально строительство полигона и работы по его оборудованию намечалось выполнить силами Первого главного управления при Совете Министров СССР, так как считалось достаточным построить экспериментальную площадку только для одного опыта, провести испытание первого образца атомной бомбы, передать ее Вооруженным Силам и на этом «Атомный проект» завершить.
Но восторжествовало мнение, что испытания ядерного оружия - не одноразовый акт, а длительный и трудоемкий процесс, требующий огромных человеческих и материальных ресурсов; для его реализации нужны регулярные и хорошо организованные силы. Такой силой являлась армия. Поэтому Постановлением Совета Министров № 2939-955 от 21 августа 1947 г. строительство полигона передали военному ведомству, и объект получил наименование «Учебный полигон № 2 Министерства Вооруженных Сил СССР (войсковая часть 52605)».
На военных были возложены задачи по строительству полигона, укомплектованию его кадрами, их специальной подготовке, организации разработок и изготовлению регистрирующих и измерительных приборов и оборудования, контролю за выполнением заказов.
Для решения этих задач 4 сентября 1947 г. был образован Специальный отдел Генерального штаба, от которого ведет свою родословную 12-е Главное управление Министерства обороны. 12-е ГУ Минобороны направляло и курировало всю работу полигона вплоть до его расформирования.
Первым начальником Учебного полигона № 2 Министерства Вооруженных Сил СССР был назначен участник Великой Отечественной войны, фронтовой артиллерист генерал-лейтенант артиллерии Петр Михайлович Рожанович, научным руководителем – заместитель директора Института химической физики Академии наук СССР Михаил Александрович Садовский, впоследствии академик.
Главным элементом полигона стало Опытное поле, вокруг центра которого была выделена запретная зона радиусом 125 км общей площадью 45.000 кв. км. Центр Опытного поля был расположен в 173 км от г. Семипалатинска и в 66 км от административно-жилой зоны полигона. Само Опытное поле представляло собой плато в форме почти правильного круга радиусом 10 км, окруженного невысокими, от 20 до 40 метров, холмами.
Ценой огромных усилий 15 тысяч военных строителей, сотрудников полигона и приданных ему воинских частей в сложных климатических условиях и при неустроенности быта за невероятно короткий срок полигон был подготовлен к испытанию первого отечественного атомного заряда. Появилась возможность регистрации поражающих факторов ядерного взрыва, измерений их параметров и оценки воздействия поражающих факторов практически на все виды вооружения и военной техники, фортификационных и инженерных сооружений, народнохозяйственных объектов.
В последующем на полигоне были оборудованы испытательные площадки для проведения крупных серий наземных и воздушных ядерных испытаний.
Подписание в 1963 г. и вступление в действие московского Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой поставили полигон перед необходимостью освоения технологии проведения подземных ядерных испытаний. С этой целью в горном массиве Дегелен, входящем в зону отчуждения, были оборудованы площадки для проведения ядерных взрывов в штольнях. Несколько позже для проведения подземных взрывов в скважинах были подготовлены равнинные площадки в урочищах Балапанжарень и Сары-Узень.
В итоге была создана уникальная научно-техническая и экспериментально-испытательная база с хорошо развитой социально-бытовой и культурно-спортивной инфраструктурой, которую использовал личный состав полигона.
Многое по созданию ядерного щита страны
делалось на Семипалатинском полигоне впервые. Это и испытание первого отечественного атомного заряда, и первый сброс с самолета реального образца ядерной авиабомбы, и испытание первого термоядерного заряда, и испытание прототипа термоядерных боеприпасов, составивших основу ядерного оснащения видов Вооруженных Сил и родов войск и в целом ядерного арсенала страны. Здесь впервые были осуществлены подземные ядерные взрывы в штольне и в скважине.
На полигоне было проведено несколько видов испытаний. Во-первых, проводились испытания ядерных зарядов и боеприпасов в приземных слоях атмосферы. Во-вторых, для изучения поражающих факторов ядерного взрыва, испытания образцов вооружения и военной техники, укрытий для личного состава, зданий, сооружений, военного имущества и биообъектов на воздействие поражающих факторов ядерного взрыва проводились наземные и воздушные ядерные взрывы. В-третьих, для отработки ядерных зарядов и боеприпасов проводились подземные ядерные взрывы в штольнях и скважинах. Кроме того, осуществлялись крупномасштабные испытания подземных сооружений различных конструктивных решений, их технологического оборудования, а также проводились подземные ядерные взрывы в мирных целях.
В каждое испытание, проведенное на 2-м Государственном центральном испытательном полигоне, вложен самоотверженный труд тысяч военных специалистов и представителей промышленности нескольких поколений, которые сыграли решающую роль в организации и проведении всех видов ядерных испытаний и ядерных взрывов в мирных целях.
Перед сотрудниками полигона ставилась также задача проведения совместных с организациями Министерства обороны и других ведомств научно-исследовательских работ в области изучения поражающих факторов и боевых свойств ядерного оружия. Полигон был связан деловыми контактами более чем с 20 главными и центральными управлениями Министерства среднего машиностроения СССР, министерствами оборонных отраслей промышленности, здравоохранения и др. Творческие научные связи поддерживались более чем с 80 научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро и военными академиями.
По материалам полигонных испытаний и научно-исследовательских работ, выполненных на полигоне, его сотрудники защитили свыше пятидесяти диссертационных работ, в том числе около двух десятков докторских.
Проведенные испытания и выполненные совместно с научно-исследовательскими учреждениями Министерства обороны исследования позволили: получить законы поражения важнейших военных и гражданских объектов; создать методологию определения параметров поражающих факторов ядерного взрыва; разработать методы и средства противоатомной защиты; подготовить и издать пособия по боевым свойствам ядерного оружия, справочники по расчету зон поражения живой силы, вооружения и военной техники и внедрить их в практику войск.
Именно на Семипалатинском полигоне осуществлен первый в стране ядерный взрыв в интересах народного хозяйства. Взрывом ядерного заряда, заложенного в скважину, была создана сложная гидротехническая система, позволявшая удерживать большие массы воды в течение всего года, что для засушливых степей Казахстана было жизненно необходимым. В виду уникальности сооружения оно было занесено в альбом «Памятники науки и техники отечественной атомной отрасли».
Проводились уникальные, не имевшие аналогов опыты по моделированию и воспроизведению параметров поражающих факторов ядерного взрыва и их воздействия на вооружение, военную технику и сооружения.
В 1978 г. на полигоне проводилась широкомасштабная операция под кодовым названием «Шаган-78». На испытательной площадке были воспроизведены все типы сооружений, используемых в Министерстве обороны для всех видов Вооруженных Сил и родов войск, или их фрагменты, в том числе и фрагмент стационарного хранилища ядерных боеприпасов. В секторах площадки располагались практически все виды подвижных средств вооружения и военной техники. Затем был подорван заряд химического взрывчатого вещества массой 5.000 т, что эквивалентно по ударной волне ядерному взрыву мощностью 10 кт, в результате чего удалось получить уникальные данные о механическом воздействии взрыва на боевые подвижные средства всех видов Вооруженных Сил и родов войск.
В результате проведенных ядерных испытаний накоплен громадный архив уникальных экспериментальных данных, являющийся фундаментом современных научно-технических и военных решений в области ядерного вооружения.
На современном этапе существования ядерного арсенала в условиях всеобъемлющего запрещения ядерных испытаний контроль параметров ядерного оружия и поддержания характеристик ядерных боеприпасов на требуемом уровне производится с использованием методов физического и математического моделирования. При этом принципиальным является использование в качестве опорных или контрольных точек современных методов моделирования данных, полученных во время проведения натурных ядерных испытаний. Это относится и к моделированию воздействия поражающих факторов ядерного взрыва на новые образцы вооружения и военной техники.
За время существования полигона в общей сложности на нем было проведено более 450 ядерных испытаний и ядерных взрывов в мирных целях. Таким образом, роль сотрудников полигона и приданных ему частей в создании ядерного щита Отечества трудно переоценить.
За большой вклад в укрепление обороноспособности страны 2-й Государственный центральный испытательный полигон Министерства обороны в 1974 г. был награжден орденом Ленина. Большинство сотрудников полигона удостоены государственных наград, в том числе более 20 - ордена Ленина. Свыше двадцати сотрудников полигона стали лауреатами Ленинской, Сталинской и Государственной премий.
После распада Советского Союза началась массированная обработка общественного мнения: мол, все беды Семипалатинской и других областей Казахстана – результат деятельности полигона. Президент Казахстана издал Указ № 409 от 29 августа 1991 г. «О закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона». В декабре 1993 г. вышла директива министра обороны Российской Федерации о расформировании Семипалатинского полигона. Во исполнение этой директивы распоряжением начальника 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации 2-й Государственный центральный испытательный полигон был расформирован.
История уникального полигона навсегда останется примером беззаветного служения Отчизне его сотрудников, самоотверженно выполнявших свой долг в трудных, опасных для здоровья и жизни условиях.
На снимках: полигон такое видел не раз; вот что оставалось от техники.