на главную страницу

30 Мая 2007 года

Армия и общество

Среда

«Я приставлен к провианту»

Виталий Аньков, «Красная звезда». фото автора.



Почти восемнадцать лет службы на кораблях – это много? Много, но не редкость. Слава Богу, остались еще на российском флоте преданные ему люди… А если уточнить, что в одной должности? Тоже возможно, если, к примеру, речь идет о мичмане. А если об офицере? С офицером такая коллизия кажется просто немыслимой…

     
«Воскресный папа»

     Тем не менее знакомьтесь: помощник командира корабля по снабжению (ПКС) капитан 3 ранга Василий Сирица. Если быть точным, без малого восемнадцать лет его корабельной службы прошли не в одной должности, а в равных должностях. На БПК «Адмирал Трибуц», ГРК «Варяг», БДК «Николаев», БПК «Маршал Шапошников» - везде он был помощником командира по снабжению.
     Сразу же, в самом начале разговора с Василием Григорьевичем, хочется разобраться: почему? Ну, первые годы - понятно: о чем еще мечтать молодому офицеру на должности капитана 3 ранга? А что же потом, когда стал перехаживать это звание? Неужели не предлагали повышение?
     - Предлагали. И не раз. Приглашали в тыл флотилии, в тыл флота. Сначала просто было жаль уходить с корабля, а сейчас, честно сказать, другая причина… Столько лет простоять в одной очереди на жилье и снова оказаться в хвосте другой – перспектива, сами понимаете, не для моего возраста…
     Типичная ситуация, от которой, мягко говоря, досада берет. Сколько раз уже встречал таких офицеров – толковых, энергичных, карьера которых приостанавливалась из-за квартирного вопроса. Они, конечно, знали, на что идут, еще поступая в военные училища. И долгое время безропотно мытарились по чужим углам, «общагам» и служебным «хоромам». Но есть же предел человеческому терпению. И жен жалко, и детям учиться нужно… Вот и у капитана 3 ранга Сирицы, как и у многих других мичманов и офицеров бригады противолодочных кораблей, есть, оказывается, «почетное» звание «Воскресный папа». Поскольку ему нужно работать со складами и управлениями в будние дни – получать, списывать и так далее, его график схода с корабля отличается от других: два через пять. В лучшем случае в пятницу, поздно вечером, преодолев расстояние в полторы сотни километров, оказывается Василий Григорьевич в кругу семьи. И так много лет. Разве о новой должности будешь мечтать в этом случае? Да еще если тебе говорят, что «очередь на квартиру потихоньку движется и ты в ней, кажется, третий или даже второй…»
     
На ладони — полмира

     В канун славного праздника – Дня защитника Отечества — капитану 3 ранга Сирице вручили медаль Ушакова. Держал ее Василий Григорьевич бережно на ладони и с трудом сдерживал нахлынувшие чувства. Будь ты мужик – круче не бывает, без сантиментов, и то в жизни может случиться такой момент, когда слова с трудом выговариваются. А наш герой, хоть и в железе столько лет, — обычный человек, которому и слово доброе приятно, и награду с дорогим каждому истинному моряку образом получить радостно.
     Девять дальних походов!.. Десятки иностранных портов. А самая памятная боевая служба, конечно, первая, в лейтенантстве. Малайзия – парад флотов, Персидский залив - военная проводка гражданских кораблей. Посещение Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Катара… Эх, говорила мама: «Учи английский!..»
     - Вообще-то мама о французском говорила, поскольку в школе я именно этот язык изучал. О чем и жалел неоднократно. Когда продукты, в основном свежие овощи и фрукты, в портах получал, приходилось с шипшандерами (торговыми агентами по снабжению кораблей всем необходимым) сначала на пальцах изъясняться. Потом – куда денешься – освоил английский довольно прилично…
     Не мог я не расспросить Василия Григорьевича об организации фуршетов во время официальных дружественных визитов. Сам пару раз видел, сколь хлопотное и ответственное это дело.
     - Как сервировать столы, какими блюдами можно и какими нельзя угощать гостей корабля – об этом все подробно расписано в моей настольной книге «Военно-морской протокол и церемониал». Профессионального уровня наших коков, как правило, хватает, чтобы не ударить в грязь лицом. Комплиментов в их адрес я наслушался достаточно. Проблемы в другом. Об этом даже стыдно говорить… Знаете, какая сумма выделяется на фуршет для ста человек? Примерно четыре с половиной тысячи рублей. Разделите – сколько получится? Каждому гостю - по чупа-чупсу и по стакану кока-колы?.. Спасибо, конечно, командующему за существенную помощь, но все равно при подготовке к походу приходится с командиром корабля искать спонсоров. Наше ли это, по большому счету, дело? И, кстати, кто чаще всего идет навстречу, не догадываетесь? Правильно: офицеры запаса. Чего не скажешь, например, об администрации Владивостока. Даже завидно стоящим рядом кораблям, над которыми другие города шефствуют…
     
Конечно, гены

     - Говорят, что специалистами по снабжениию не становятся, ими рождаются. Это правда?
     - Видимо, так. Во всяком случае передо мной не стоял вопрос, куда поступать. Отец закончил службу старшим прапорщиком в должности начальника авторемонтной мастерской полка связи. Старший брат - выпускник Горьковского училища тыла. Естественно, и я поступил в это же училище. Хозяйственная жилка, гены, если хотите…
     А еще в придачу - неуемный характер, собственная точка зрения по многим вопросам и готовность ее отстаивать. Когда я, между прочим, сказал, что не увидел на столах личного состава свежих овощей, реакция капитана 3 ранга была мгновенной:
     - Я всегда говорил, что, к примеру, у наших пограничников вопросы снабжения организованы лучше. У них, насколько я знаю, нет продовольственных складов. Продукты получают непосредственно от поставщиков. Пусть попробуют эти самые поставщики даже весной оставить пограничный корабль без свеклы и капусты. Сразу лишатся контракта. Вот и мне очень бы хотелось иметь дело с теми, кто производит сельхозпродукты, а не с флотскими складами. Договоры пусть подписывают тылы, оплата – тоже их дело. А я уж добьюсь, чтобы согласно этим договорам свежие овощи поступали на корабль круглогодично… Кстати, разговаривал на эту тему и с американскими коллегами. У них тоже есть чему поучиться. Оплата за поставляемое продовольствие идет непосредственно с корабельного банковского счета. Чем плоха система? Учитывая, что береговой базы в нашей бригаде нет, финансовая самостоятельность, хотя бы в вопросах продовольственного обеспечения, кораблю не помешала бы. Приморье – это же крымская широта, и свежие овощи за минимальную цену в любое время года найти можно… А если кто усомнится в правильности расходования денежных средств - пожалуйста, проверяйте. Нас ведь и без этого проверками не обделяют. Одной, двумя больше – стерпим.
     
Ноу-хау на камбузе

     Да, вот такой он, помощник командира по снабжению на БПК «Маршал Шапошников». Познавший все нюансы и тонкости своего дела, уверенный в себе, мыслящий масштабно и обязательно – на пользу кораблю. Как мне кажется, Василий Григорьевич – из тех людей, которые считают, что неразрешимых проблем не бывает. Главное знать, как к ним подступиться.
     Вряд ли кому-то другому из снабженцев в голову могла прийти идея об изменении штатов. Для большинства корабельного люда штаты –нечто незыблемое, раз и навсегда данное. Вопрос об их пересмотре, думают многие, решается где-то в заоблачных высотах…
     Так думал до поры до времени и капитан 3 ранга Сирица, пока ему не надоело мучиться без штатных пекарей и с явно недостаточным количеством коков. Два года подавал рапорта, ходил по кабинетам, убеждал, доказывал, искал единомышленников и в конце концов своего добился. Сейчас и пекари есть по штату, и коков стало больше, и даже оператор стиральных машин появился… Причем не только на «Шапошникове», но и на других кораблях бригады.
     Вот только о себе, на мой взгляд, Василий Григорьевич не позаботился. Что ему стоило еще и должность флагманского специалиста по снабжению выхлопотать?.. А если говорить серьезно, то, учитывая, что в бригаде нет береговой базы, эта должность была бы весьма кстати. Тем более что фактически, по просьбе комбрига, капитан 3 ранга Сирица — специалист давно уже флагманский. В том смысле, что проблемы, возникающие на соседних кораблях, — и его проблемы...
     Не может он, к примеру, смотреть без сочувствия на работу их коков и рабочих по камбузу. Трубопроводы, по которым подается пар на котлы, старые. Протечки и свищи нередки. Отсюда – повышенная влажность воздуха. Хорошо бы, как в свое время было сделано на «Шапошникове», отказаться от паровых котлов и установить электрические. Включил-выключил: никаких забот. Не надо каждый раз трюмного искать, чтобы тот пар запустил. Да заодно, опять же по примеру «Шапошникова», не мешало бы и площадь камбузов расширить, убрав выслужившие свое лифты…
     - Кто вообще эти лифты придумал? Мне в принципе очень нравится этот проект кораблей, но камбуз и столовую команды, конечно, нужно было спроектировать на одном уровне…
     Задумайтесь, товарищи конструкторы, над словами Профессионала. Он знает, что говорит…
     На снимках:Помощник командира БПК «Маршал Шапошников» по снабжению капитан 3 ранга Василий Сирица. В столовой команды. Чистка картошки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex