на главную страницу

6 Июня 2007 года

Специальный репортаж

Среда

КАК «САТАНА» СТАЛ «АТАМАНОМ»

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ. Фото Надежды ТИХОМИРОВОЙ.



     До поездки в кинологический племенной центр «Атаман», расположенный в пригороде подмосковной Балашихи, я несколько самоуверенно полагал, что окрестности Щелковского шоссе знаю вдоль и поперек. И каково же было мое удивление, когда автобус, на котором я ехал в центр, вдруг у моста через речушку Пехорка развернулся в сторону столицы. Впрочем, через мгновение в поле моего зрения попал дорожный указатель – КПЦ «Атаман». Водитель повернул направо. Шум вечно гудящего и стоящего в многокилометровых пробках Щелковского шоссе остался позади. Мы попетляли по узким дорожкам небольшого поселка того, что когда-то назывался деревней Лукино, а сейчас стало микрорайоном Балашихи, и выехали на пустошь.
     Восточное Подмосковье и особенно «Щелчок» (так сокращенно принято называть Щелковское шоссе) еще не так сильно страдает от близости со столицей. Но железобетонные щупальцы мегаполиса медленно, но верно приползают и сюда. И настоящим оазисом в мире, сделанном руками человека, выглядела роща, к которой приближался наш автобус. Чуть позже, взглянув на карту, я понял, что в этом районе берет начало Национальный парк «Лосиный остров», а через несколько километров начинается охраняемая зона.
     - Вот и приехали, – сказал водитель, остановившись у ворот. – Кинологический центр «Атаман».
     В этой роще и находится заведение, являющееся целью моей командировки.
     Знакомство с Сергеем Глебовым, исполнительным директором «Атамана», Надеждой Глебовой, его заместителем, а также Ириной Ерошкиной, директором по связям с общественностью, перетекает в увлекательную беседу.
     Сергей Николаевич вспоминает историю «Атамана». Начиналось все с энтузиастов, неравнодушных к нашим четвероногим друзьям. Все это было в совсем уже далеком 1985 году. Спустя некоторое время, когда собак стало гораздо больше, встал вопрос о создании на месте питомника кинологического центра. Понятно, что первым делом нужно было придумать название. На помощь пришел кобель по кличке… Сатана. Он выигрывал всевозможные конкурсы и чемпионаты, отлично проявлял себя на выставках, словом, не пес, а золото, один из самых лучших на тот момент в центре. Одна незадача – собачье имя слишком уж вызывающее для кинологического заведения, да и не только для него. Представляете, как бы это звучало?! Но у Сатаны был еще и брат – Атаман.
     По словам Сергея Николаевича, Атаман ничем не выделялся из своего помета.
     - Так, самый обыкновенный щенок, да и когда вырос, ничего примечательного не показывал, не то что Сатана, – вспоминает Сергей Глебов. – Но нам очень импонировала его кличка – Атаман. Вот так и появился центр «Атаман». Сначала все хозяйство располагалось в Сокольниках, затем переехали на ВДНХ, а с 2003 года обосновались здесь – в Лукине.
     
Выбор собаки — как выбор друга

     Кинологический центр занимается дрессировкой, натаской собак на лис, белок, кабанов. Существует здесь и собачья гостиница, услугами которой чаще всего пользуются владельцы собак, вынужденные проводить жизнь в разъездах, – чаще всего четвероногих друзей они получают в подарок, и чтобы те не скучали в одиночестве, оставляют их в гостинице. А когда возвращаются за животными, то последние выражают свой восторг, почти как люди: скулят, облизывают и слегка покусывают руки, радостно виляют хвостом, словно хотят сказать хозяину: «Наконец-то ты вернулся, я так тебя ждал!» Трогательная сцена, жаль, что через какое-то время хозяин вновь привезет свою собаку в гостиницу. С другой стороны, это все же гораздо гуманнее, чем выкинуть ее на улицу, как, увы, многие и делают.
     И все же главное направление в деятельности «Атамана» – подготовка собак к охране объектов, а также к поиску и обнаружению взрывчатых материалов и устройств. За помощью к кинологам и собакам часто обращаются органы внутренних дел, Министерство обороны, Федеральная служба безопасности и Министерство по чрезвычайным ситуациям.
     К сожалению, нынешнее состояние кинологических служб этих структур не идеальное, методика и, как следствие, качество подготовленных собак также зачастую оставляют желать лучшего, поэтому они и обращаются в «Атаман».
     - Сколько раз это было в той же Балашихе, – рассказывает Надежда Глебова. – Обнаруживают бесхозную сумку, привозят собаку, та обнюхивает и садится рядом (это сигнал, что в сумке взрывное вещество). Сразу же организуются оцепление, эвакуация. Звонят нам, так, на всякий случай, выезжаем с нашей собакой. Обнюхала и пошла дальше. Из водомета выстреливаем по сумке, чтобы окончательно убедиться, что в ней ничего нет. Неудивительно, что к нам теперь обращаются едва ли не каждый день.
     - Вообще, у каждого кинолога по нескольку собак, – продолжает Надежда Глебова. – Здесь самое главное – связь между хозяином и его подопечным. Собака не кошка, гуляющая сама по себе. Она очень преданна, легко привязывается к хозяину. Отбор для такой подготовки начинается тогда, когда щенку исполняется 5-6 месяцев. Выбор собаки – дело тонкое. Все собаки, как и люди, – очень индивидуальны, они все разные. Как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых собак. Темперамент, характер, энергетика у всех абсолютно разная, – подчеркивает специалист. – Тестирование в этом возрасте выявляет наиболее способных животных. А потом начинается курс подготовки. Как правило, он длится от полугода до года. Можно и форсировать процесс, но велика вероятность, что собака окажется готовой не на все сто процентов.
     
Игрушка вместо взрывчатки

     Пожалуй, для простого обывателя нет ничего интереснее, чем узнать: как же собаки распознают взрывчатые вещества, оружие или наркотики? Оказалось, что понять это не так уж и сложно.
     - Существует два метода, – начинает Сергей Глебов, – пищевой и игровой. Наш центр использует последний метод. Почему? Пищевой метод подразумевает полную привязку запаха того или иного вещества к награде в виде лакомства. Легче всего это представить так: в мясо помещаются частицы, скажем, тротила. Все это находится в специальном сосуде, на котором установлены фильтры – один, два, три и даже больше. Способная собака улавливает запах тротила даже с таким количеством фильтров. Именно здесь и различие методик. Если это пищевой метод, собака не осознает, что ищет взрывчатку, а получая за свой труд пищу, автоматически, на уровне инстинктов привязывает запах тротила к еде. У этого метода есть несколько недостатков: во-первых, возникают ситуации, когда дать пищу собаке затруднительно в силу тех или иных обстоятельств, во-вторых, животное может легко потерять мотивацию (фактор пресыщения), и
     в-третьих, с точки зрения медицины, представим, что собака обнаруживает несколько закладок взрывчатки, и мы за каждую даем ей лакомство: очевидно, что риск банального ожирения очень высок.
     - В чем же отличие игрового метода, используемого в «Атамане»? – продолжает с вопроса Сергей Николаевич. – Вместо еды кинолог дает собаке игрушку – тот же мячик, например. Она ассоциирует запах тротила с игрушкой. Проблем с этим методом нет – ни мотивационных, ни медицинских, да и игрушку всегда можно носить в качестве награды. Приоткрою один небольшой секрет, – исполнительный директор делает паузу. – Ложных вызовов насчитывается порядка 90 с лишним процентов. Представьте себе ощущения собаки, которая работает вхолостую. Так вот, чтобы такого не было, мы всегда берем с собой образцы тех или иных запахов. Даже если вызов ложный, при помощи этих образцов мы помогаем собаке сохранить и настрой, и работоспособность, при том что на самом деле никакой взрывчатки или наркотиков на месте поиска не было.
     
Высшая школа кинологии

     Одна из перспективных задач центра «Атаман» – создание на его базе высшей школы кинологии. В силу проблем кинологической службы, а также вследствие сокращения срока службы по призыву возникла идея готовить допризывную молодежь для прохождения военной службы в качестве кинологов.
     - Понимаете, – говорит Сергей Глебов, – с весны 2008 года служить будут всего один год. За это время овладеть полностью специальностью практически невозможно. Во-первых, приходится обучаться самому, а во-вторых, еще и обучить собаку. Поэтому в ближайшее время мы планируем осуществлять подготовку допризывников на нашей базе.
     - Обратите внимание, – продолжает Надежда Глебова, – ведь из собаководов, приезжающих к нам на чемпионаты или конкурсы, три четверти – женщины. Мужчины остаются в меньшинстве. Так что если у нас все получится, то мы сможем решить две проблемы – и обучить мужчин специальности кинолога, и подготовить кадры для кинологических служб Минобороны, МВД, ФСБ и МЧС.
     
Мастер-класс Рицы и Альфы

     В это время в центр вернулся кинолог Дмитрий Соболев вместе со своей собакой – немецкой овчаркой по кличке Рица. Вместе с Ириной Ерошкиной мы выступили в роли подопытных кроликов. Мне предстояло отобрать у Рицы сумку. Кроме лая и оскала я ничего другого в ответ не получил. Хорошо еще, что Дмитрий предусмотрительно привязал собаку, иначе мне пришлось бы использовать специальный нарукавник – Рица попросту вцепилась бы в него. Затем овчарка определила по запаху палочки, которые держала в руках Ирина.
     Потом Рица преодолела полосу препятствий. Самое эффектное – двухметровая стенка, которую собака перепрыгнула без малейших затруднений.
     Что сказать – собака друг человека. Еще недавно Рица была готова наброситься на меня, а сейчас мы спокойно фотографировались с ней на память и гладили ее.
     После Рицы наступила очередь другой немецкой овчарки – Альфы. Дмитрий продемонстрировал, как собака обнаруживает взрывчатые вещества.
     Кроме «немцев» успешно работают на этом поприще и лабрадоры, и русские спаниели. В зависимости от тех или иных обстоятельств используются разные породы собак. Например, в самолетах или поездах лучше использовать менее габаритных спаниелей.
     
До встречи на чемпионате России

     День, проведенный в кинологическом центре «Атаман», незаметно подошел к концу. Но уже совсем скоро, 23-24 июня, мне предстоит вновь оказаться здесь – на чемпионате России по национальным видам дрессировки: общему курсу и защитно-караульной службе.
     По словам Надежды Глебовой, сейчас в кинологии пытаются насадить зарубежные методики, акцент в которых делается не на спецподготовку, а на эстетику. Конечно, это популяризирует собаководство, но с другой стороны, за внешним лоском и красотой породы зачастую скрывается полное отсутствие умений и навыков. Например, в последнее время очень трудно найти «рабочую» кавказскую овчарку.
     - Это между тем – идеальный охранник, – говорит Надежда Глебова. – Охранные навыки передаются на уровне инстинктов. А сейчас в разведении «кавказцев» многие собаководы занимаются только внешностью питомцев. Поэтому охранные навыки постепенно отмирают, что передается из поколения в поколение. Мы же проводим чемпионаты с сохранением баланса между спортивностью и жесткостью, с одной стороны, и с другой – демократичностью к выбору породы для обучения в дальнейшем. Мы должны сохранять, культивировать и развивать свои отечественные виды дрессировки параллельно с развитием международных видов, а не полным отказом от своих традиций в пользу западных, как сейчас многие и делают, – заключила нашу беседу Надежда Глебова.
     …«Атаман» остался позади, автобус вырулил на Щелковское шоссе и тут же попал в пробку. Вот и закончилось мое путешествие в собачье царство, но мне почему-то кажется, что оно повторится…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex