на главную страницу

6 Июня 2007 года

Мысли вслух

Среда

Как живем, служивые?

Александр ХРОЛЕНКО, «Красная звезда».



     В большинстве стран мира военнослужащие – особая, привилегированная каста. Государственный прагматизм велит бережно относиться к профессионалам, выращенным не за один год с использованием огромного количества материально-технических ресурсов. Текучесть кадров в этой специфической сфере приводит к значительным дополнительным расходам и не столь заметному, но опасному вымыванию профессионализма. Однако Россия и здесь идет своим путем… По золотовалютным запасам мы уже на третьем месте в мире после Японии и КНР. Объективно оценивая недостатки «экономики двух труб», заметим, что мировые цены на газ и нефть все же не снижаются, и экономическая перспектива нашей страны по-прежнему светла. Вот и цена бензина у нас такая же, как в США, а российский полковник все еще получает в два раза меньше американского рядового новобранца.
     В принципе речь не о деньгах, а о цене безопасности страны, о будущем Вооруженных Сил, об экономической целесообразности и элементарной справедливости. Вроде бы и в нашей стране идеологией и энергетикой нового времени стали деньги.
     Военная служба – тоже работа, и нелегкая. Сегодня за работу принято платить. Система экономических приоритетов страны строго регламентирована тарифами. Уровень жизни каждого из нас формируется платежеспособностью. И не секрет, что сегодня многие офицеры и прапорщики имеют бытовые условия худшие, нежели сержанты и солдаты. Тревожные симптомы налицо. Из-за социально-бытовой неустроенности и финансовых проблем в среде кадровых военнослужащих, с одной стороны, сохраняется рост преступности, а с другой – рост суицидов.
     Спокойно выдерживают такое пренебрежительное отношение только энтузиасты. Долго ли Вооруженные Силы смогут оставаться заповедником романтиков? Жизнедеятельность человека в погонах с точки зрения экономической выглядит странно, однако вполне поддается анализу. Вне экономического контекста не понять идеологии нового века, который шагает по стране, по полигонам, гарнизонам, плацам и казармам.
     Уровень жизни военнослужащих недотягивает до уровня достойного уже примерно два десятилетия. Отрадно, что в последние годы вектор государственной воли направлен на устранение этой несправедливости. Во исполнение решений, принятых 28 июня 2005 г. на заседании Совета Безопасности РФ, с начала 2007 г. денежное довольствие военнослужащих увеличено в 1,1 раза. Сроки и размеры дальнейшего роста известны: с 1 декабря 2007 г. – на 15 процентов, с 1 декабря 2008 г. – еще на 15 процентов. В результате лейтенант, командир взвода, получающий сегодня около 8 тысяч рублей в месяц (это на 1 тыс. рублей больше, чем в прошлом году), с 1 декабря 2007 г. станет получать 10 тысяч рублей, а с 1 декабря 2008 г. – почти 12 тысяч. И если бы не инфляция, прибавки выглядели бы впечатляющими.
     Одному на лейтенантские деньги в провинции худо-бедно прожить можно. А вот о семье, скорее всего, придется забыть до лучших времен. Даже с учетом незначительных квартальных премий и материальной помощи. Многим ли придется по душе такая жизнь? Задумываясь о будущем, заметим: капельница может поддержать силы больного организма в кризисный момент, а для настоящего здоровья необходимо полноценное питание.
     В Главном финансово-экономическом управлении Минобороны РФ признают: с учетом инфляции предусмотренные размеры индексации денежного довольствия военнослужащих обеспечат его реальное повышение к концу 2008 г. только в 1,35, а не в 1,5 раза. Вопрос о дополнительной индексации денежного довольствия военнослужащих до конца 2008 г. поставлен перед Правительством Российской Федерации…
     И все же этого явно недостаточно. К примеру, в Ростове-на-Дону охранник кафе (работа – сутки через трое) получает 12 тысяч рублей, рядовой сотрудник милиции – 8—10 тысяч, а боец армейского спецназа (контрактник) – 6—7 тысяч рублей. На другом конце страны, во Владивостоке, желающих служить по контракту за 7—8 тысяч рублей и место в корабельном кубрике тоже немного. Дешевого профессионализма не бывает. Плохо это или хорошо, но отряд, который почти бесплатно скакал на врага, – из другой, минувшей истории. Поэтому независимо от звания военнослужащий не должен чувствовать себя изгоем общества. Когда воинскому профессионализму грош цена, на рынке труда спрос неизбежно превысит предложение. Что и наблюдается в ходе перевода войск и сил флота на контрактный способ комплектования. В основном сегодняшние контрактники – это выходцы из самых малообеспеченных слоев населения. И лишь немногие из них действительно намерены посвятить жизнь военной службе.
     Необходима кардинальная коррекция уровня жизни военнослужащих, прежде всего – размера их денежного содержания. Требуется не простое внедрение «рыночного механизма» боеготовности, а гибкое реагирование этого механизма на внешние «изменения котировок». Боец спецназа, несомненно, должен получать больше охранника кафе. В любом регионе. Иначе со всей экономической неотвратимостью кафе будут охранять лучше, надежнее, чем страну, а это неправильно. В мире, где уже безнаказанно «задвигают» на задворки наших бронзовых солдат, могут пойти дальше…
     Деньги (эквивалент потраченной человеческой энергии) тем более важны, что дисциплинарная практика для многих офицеров превратилась в бессмысленную меру формального реагирования на недостатки, череду лишения скудных премиальных. Наказания сыплются как из рога изобилия, поощрений нет. Удручающая морально-финансовая безысходность. К примеру, в части Северо-Кавказского военного округа, которой командует полковник Андрей Козаченко, в прошлом году 125 младших офицеров были лишены разных видов денежного поощрения на общую сумму более 5,36 млн. рублей. Как вы думаете, много ли будет желающих самоотверженно там служить? И не случайно командующий войсками СКВО генерал армии Александр Баранов дал такой «принципиальности» и воспитательной практике весьма жесткую оценку на военном совете округа.
     Полноценность – очень емкое слово. Надо понимать, что люди готовы защищать свою страну, порой даже рискуя жизнью, не за определенное количество дензнаков. А за то, что эта страна дает им ощущение общественной значимости и полноты жизни, справедливости мироустройства, в том числе и в сфере товарно-денежной…
     В одном из номеров «Красной звезды» (от 25 ноября 2006 г.) депутат Мосгордумы Александр Ковалев рассказал о шефстве над 77-й отдельной Московско-Черниговской бригадой морской пехоты Каспийской флотилии и, в частности, отметил: «По мере организации лечения раненых в подмосковном санатории «Русь», финансирования строительства системы охраны и обороны бригады, оказания помощи в протезировании пострадавшим военнослужащим, закупки автомобильной техники для нужд бригады крепли наши контакты». Позиция депутата достойна уважения. Однако невольно возникают вопросы. Если бы не столичный депутатский «десант», автопарк каспийцев был бы гораздо меньше? И протезов раненым морпехам не хватало бы? Если это позиция государства, то как могут защищать страну социально незащищенные люди?
     Самые преданные делу профессионалы рано или поздно поймут: неполноценная зарплата – удел неполноценного человека, живущего в искаженной системе координат, где экономическая целесообразность всего и вся определяется кем-то субъективно, некомпетентно или небескорыстно. И тогда профессионалы либо уйдут в другую сферу деятельности, либо примут условия «игры без правил»…
     Недавно в редакцию «Красной звезды» дозвонились контрактники из мотострелкового полка, дислоцированного в Шали (Чеченская Республика). Военнослужащие просили разобраться, за что их «обложили данью»? Первая мысль от такой информации: недоглядели командиры в полку. И как же надо не доверять вышестоящему командованию, чтобы обращаться за помощью в газету? Но вскоре на заседании военного совета округа были приведены примеры «коммерциализации» жизни соединения постоянной готовности. Это своего рода «прейскурант»: 12 тысяч рублей – восстановление утраченного удостоверения личности, 9 тысяч рублей – беспроблемное предоставление очередного отпуска, 5 тысяч рублей – выдача удостоверения участника боевых действий, 1 тысяча рублей – снятие претензий патруля и 2–3 тысячи рублей – ежемесячный сбор с каждого контрактника на «хозяйственные нужды» части.
     Поистине прав поэт: «Меч-кладенец и головы драконов лишь потому и бьются испокон, что только власть неписаных законов определяет писаный закон». Власть товарно-денежных отношений, царящих в обществе, свободно проникает в самые отдаленные и изолированные воинские коллективы и корежит прежние основы жизни войск. А где же новые? Если не принимать системных компенсационных мер, делать вид, что просто «кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет», то неизбежно произойдет замещение государственного интереса и государственного механизма «теневой экономикой». Странное и опасное это явление – Вооруженные Силы, в которых все негласно продается и покупается.
     Уже сегодня, кроме практики поборов с личного состава, существуют еще «теневая» сдача в аренду рабочей силы, продажа техники. Тема строительства уже приелась, но актуальности не потеряла. Пример из Волгоградской области.
     В декабре минувшего года Волгоградский гарнизонный военный суд рассмотрел дело командира одной из частей города Волжского полковника Георгия Ткаченко. Согласно обвинительному заключению «Ткаченко, нарушая конституционное право на свободу труда подчиненных ему военнослужащих, порядок прохождения ими военной службы, вопреки законодательному запрету на привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, приказывал… выполнять строительные и подсобные работы в интересах гражданина В. Домашкина». Опуская подробности, скажем, что четверо военнослужащих по призыву в общей сложности 12 месяцев занимались строительством частного дома. Разумеется, в это время воинской специальностью не овладевали, в боевой подготовке не участвовали, режим безопасности, питания и гигиены нарушали, денег за труд не получали. С учетом совокупности обстоятельств военный суд признал Г. Ткаченко виновным в преступлении, предусмотренном ч.1 ст.286 УК РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 18 тыс. рублей. И ведь, объективно оценивая фигуранта дела, можно заметить: человек-то неплохой, удостоен трех государственных наград (орденов), вину признал, моральный вред возместил… А вот же «рыночный» бес и его попутал.
     Еще пример с Юга России. Как следует из материалов уголовного дела, рассмотренного недавно Ростовским-на-Дону гарнизонным военным судом, в период с 30 июля 2005 года по 13 декабря 2006 года командир одной из частей полковник Константин Доморовский, желая благоустроить территорию и здания части, направлял подчиненных ему военнослужащих по призыву в количестве 16 человек для добычи природного облицовочного камня в карьере на территории Красносулинского района Ростовской области. Суд признал командира виновным в совершении преступления, предусмотренного все той же ч. 1 ст. 286 УК РФ, назначив наказание в виде штрафа в 15 тысяч рублей. И в этом случае были учтены смягчающие обстоятельства: раскаяние Доморовского, его исключительно положительные характеристики, участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.
     Остается лишь гадать, чего можно ждать в системе растущего влияния товарно-денежных отношений от командиров с иными, менее положительными характеристиками?
     В марте главный военный прокурор Сергей Фридинский заявил на совещании руководителей правоохранительных органов: «Ситуация с коррупцией в Вооруженных Силах России остается сложной. Не снижается количество преступлений, совершаемых воинскими должностными лицами, в том числе против федеральной собственности… По отдельным преступлениям ущерб исчисляется сотнями миллионов рублей». Эта тенденция характерна не только для Вооруженных Сил. По недавней оценке первого заместителя Генерального прокурора РФ А. Буксмана, рынок коррупции в стране (240 млрд. долларов) сопоставим с федеральным бюджетом. При этом, по данным опросов, 70–80% населения уверены, что причина их бедности в социальной несправедливости, неправильном общественном укладе. А 30% считают, что разбогатеть можно, только нарушая закон. Похоже, Вооруженные Силы – лишь бледное отражение общественной тенденции: жить лучше здесь и сейчас, любой ценой.
     Между тем за год золотовалютные запасы России выросли еще на 71% (а цены на золото в мире только за полгода увеличились на 10%). Этот показатель значительно опережает рост доходов трудящихся – в погонах и без.
     Если нельзя значительно повысить уровень жизни военнослужащих, может быть, следует хотя бы отменить этот странный подоходный налог с их денежного содержания? Или хотя бы ужесточить наказания. Ведь за державу обидно…
     Конечно, в мире нет идеальных государств и совершенных вооруженных сил, но следует к этому хотя бы стремиться. Правильно настроенный государственный механизм способен генерировать, поддерживать и укреплять порядочность в людях независимо от их социального статуса или материального положения. В том числе в людях, избравших судьбой военную службу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex