на главную страницу

9 Июня 2007 года

Армия и общество

Суббота

ПОД ЗНАКОМ ДОВЕРИЯ

Сергей УСТИНОВ, Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



В просторечии эту военную прокуратуру (ВП) именуют Калиновской. Хотя, конечно, есть номер воинской части, но так удобнее – по названию одноименной станицы в Наурском районе, где она и дислоцируется. Вот и полковник юстиции Юрий Рачинский, только что вернувшийся из годичной командировки в Чеченскую Республику, тоже то и дело упоминает в разговоре словосочетание «наша Калиновская». Сейчас он вновь на прежней штатной должности – возглавляет военную прокуратуру Ярославского гарнизона, но частенько вспоминает службу на Северном Кавказе. Собственно, и разговор у нас сразу же зашел о переменах, которые на его глазах произошли за прошедший год в Чеченской Республике. Это взгляд и офицера, и военного юриста одновременно.

     - Однозначно идет снижение боевых и небоевых потерь, - рассказывает Рачинский. – Сказывается стабилизация политической обстановки. Благодаря грамотному и эффективному управлению Рамзана Кадырова и правительства республики люди на себе ощущают позитивные перемены. Многое значит завершившийся переход 42-й гвардейской мотострелковой дивизии на комплектование военнослужащими по контракту. Это уже совсем иной контингент: отлично управляемый и надежный, имеющий мотивацию к службе. Офицеры командуют зрелыми людьми, серьезно относящимися к службе. Важный фактор – материальная заинтересованность: рядовой по первому году службы получает свыше 20 тысяч рублей, он одет, обут, накормлен. Знает, вернувшись домой, решит за счет отложенных денег какие-то насущные личные и семейные проблемы. Главная задача командиров – научить, организовать, проинструктировать, никакой мелочной опеки.
     В 72-м мотострелковом полку, на территории которого располагается Калиновская ВП, созданы прекрасные бытовые условия. Военный городок можно без преувеличения назвать образцовым: комфортные общежития с комнатами на 2-3 человека (со всем необходимым), социальная инфраструктура (школа, детсад, магазины).
     Один из офицеров военной прокуратуры майор юстиции Андрей Овчаренко более года живет в городке с семьей: женой, которая служит в полку радиотелеграфистом, и дочерью. Сам по себе факт показательный – обстановка позволяет.
     Военная прокуратура гарнизона – маленькая часть с четким распорядком дня, дежурствами, выездами на происшествия. Алгоритм действий военных юристов в случае гибели или травмы военнослужащего обычный. Ведется проверка, как командование обеспечивало сохранность жизни и здоровья военнослужащих, их безопасность, проведены ли инженерная разведка маршрута и войсковая разведка, другие вопросы подготовки войсковой операции. Большое внимание профилактике: с должностными лицами на совещаниях разбираются ошибки из опыта других частей, идет работа с личным составом, в частности по вопросам обращения с оружием.
     - Еще один из приоритетов – доведение до военнослужащих норм довольствия, - продолжает Юрий Евгеньевич. – К примеру, пришлось оперативно вмешаться, когда прошлой осенью поступил приказ о переходе на зимнюю форму одежды, а на складах ее запасов не оказалось. Забили во все колокола, и уже через три дня пришла колонна – вещевики привезли все необходимое. Даже с запасом.
     Сложнее решать вопрос с отпусками: очередными и дополнительными. Предоставить их военнослужащим объективно нереально при любом графике. Почему? Свыше 30 процентов личного состава отсутствовать не должно – воинская часть или подразделение в этом случае будет считаться небоеспособным. Каков выход? Офицеры Минобороны и Внутренних войск МВД считают, что в каждом полку или отдельном батальоне нужна еще одна резервная рота – она будет компенсировать убывший в отпуска личный состав. Затратно? Но как измерить моральные потери, когда человек не получает положенный по закону отдых? Этот вопрос необходимо решать на самом высоком уровне.
     В целом за 2006 год в результате проведенных проверок восстановлены права более тысячи человек.
     - В непростых условиях работы гораздо быстрее проходит становление молодых сотрудников прокуратуры, - считает Рачинский. - К примеру, отлично проявил себя капитан юстиции Николай Машков. Обстановка учит трудиться быстро и качественно, проявлять инициативу, глубоко вникать в жизнь войск. Но главное – все мы там постоянно ощущали поддержку со стороны военного прокурора группировки генерал-майора юстиции Максима Львовича Топорикова. Он прирожденный руководитель, умело сочетающий жесточайшую требовательность со всесторонней заботой о подчиненных.
     Важнейший участок работы – взаимодействие с местными правоохранительными органами. По мнению полковника юстиции Рачинского, их авторитет на глазах растет и сейчас достаточно высок. При этом и координация с органами военной прокуратуры становится все более эффективной. Ведь при расследовании дел, касающихся гражданского населения Чеченской Республики, есть своя специфика: при работе со свидетелями сказываются крепкие на Кавказе родственные связи, есть языковые трудности – через переводчика вести допрос сложнее. Нюансов много...
     Меняется и отношение к военнослужащим. Характерный пример. При следовании колонны бронетехники по одному из населенных пунктов гражданский КамАЗ на большой скорости выехал на встречную полосу и столкнулся с БТР, после чего грузовик отбросило на стоявшую на обочине легковушку. Водитель КамАЗа и четверо пассажиров легкового автомобиля погибли на месте, находившиеся в бронетранспортере военнослужащие получили травмы. Вокруг места происшествия сразу собралась толпа. Еще несколько лет назад подобный инцидент мог иметь серьезные осложнения – в такой обстановке легко спровоцировать беспорядки. Поэтому офицеров военной прокуратуры сопровождал взвод разведчиков. Но оцепление не потребовалось: на месте аварии уже работали сотрудники ГИБДД, милиции. Пригласили старейшин. Было очевидно, что виноват водитель КамАЗа, – толпа разошлась, предоставив возможность правоохранительным органам спокойно работать…
     - Если говорить об обстановке в трех курируемых Калиновской военной прокуратурой районах – Наурском, Шелковском и Надтеречном, то здесь царит мирная жизнь, – делится наблюдениями Юрий Евгеньевич. – Люди очень трудолюбивые и это трудолюбие есть, где применить: на равнине не видел ни одного необработанного участка земли. Выращивают виноград и другие культуры, занимаются животноводством, строят дома, растят детей – прежнее лихолетье осталось в прошлом, и только память о нем послужит залогом того, что будущие поколения ждут мир и согласие.
     …Полковник юстиции Юрий Рачинский вернулся с берегов Терека на берега Волги в Ярославль, а на Северном Кавказе в военной прокуратуре в Моздоке продолжает службу его сын – следователь капитан юстиции Богдан Рачинский. Ему продолжать семейное дело. Ведь и мама – Татьяна Васильевна – в этой же профессии: работает прокурором судебного отдела прокуратуры Ярославской области.
     На снимке: полковник юстиции Юрий РАЧИНСКИЙ.Фото Олега ПОЧИНЮКА.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex