История полка справочно такова:
* Сформирован из добровольцев 26 апреля 1919 г. в г. Кургане под номером 256-й стрелковый. Сражался против армии А.В. Колчака на Урале и в Сибири.
* 22 апреля 1919 г. в Москве на Красной площади М.И. Калинин вручил полку за боевые заслуги Красное Знамя ВЦИК. В 1920 г. полк участвовал в советско-польской войне, сражаясь под Великими Луками, Полоцком, Витебском и Гродно. С 1922 г. он был расквартирован в Невеле и переименован в 14-й Невельский стрелковый полк, а спустя годы, 16 сентября 1939 г., в 190-й стрелковый Невельский Краснознаменный полк имени Чехословацкого пролетариата и с ноября того же года расквартирован в Литве. Перед началом Великой Отечественной войны полк располагался в полевом лагере Козлова-Руда в 45 километрах от Каунаса. Командовал частью в те дни подполковник П.С. Телков, а военным комиссаром был старший батальонный комиссар К.П. Кустов.
* 22 июня 1941 г. 190-й стрелковый полк двинулся навстречу наступающим частям 30-й пехотной дивизии вермахта и в 1,5-2 километрах от границы, у местечка Шаки, вступил в бой. По донесениям, в ходе первого дня войны полк вывел из строя до 1.500 солдат и офицеров противника, уничтожил минометную и две артиллерийские батареи, 30 пулеметов и 5 автомашин. В течение июля поредевший, как и вся 5-я стрелковая дивизия, полк разрозненными группами выходил из окружения в общем направлении Каунас – Двинск – Дрисса – Витебск – Новая Русса и 3 августа во главе с командиром подполковником П.С. Телковым вышел к Торопцу. При проверке окруженцев военной прокуратурой 3-5 августа полк представил то самое Красное Знамя ВЦИК от 1919 г. В августе – октябре 1941 г. 190-й стрелковый полк держал оборону на озере Селигер. В октябре – декабре защищал г. Калинин, участвовал в контрнаступлении. С января по август 1942 г. полк вел тяжелые бои на Гжатском направлении. 6 октября 1942 г. 190-й стрелковый полк был преобразован в 130-й гвардейский. Победу он встретил как 130-й гвардейский стрелковый Штеттинский дважды Краснознаменный, ордена Суворова полк.
Фрагменты Знамени были обнаружены восточнее Даугавпилса на левом берегу Даугавы (Западной Двины) в пулеметном окопе недалеко от моста, разрушенного в начале войны. Окоп до половины был засыпан стреляными гильзами. Найденные по соседству предметы, остовы военной техники свидетельствуют, что как раз в этом месте в конце июня – начале июля 1941 г. вырывались из окружения разрозненные части 11-й армии. Прижатые врагом к реке, они не имели возможности воспользоваться разрушенным мостом.
«Черные» следопыты через Интернет предлагали фрагменты Знамени на продажу. Российские коллекционеры Р.В. Славин и А.Б. Степанов сумели приобрести останки Знамени для передачи их в Центральный музей Вооруженных Сил РФ. Роман Славин – частный предприниматель, а Алексей Степанов – действующий офицер, полковник, известный военный историк.
В государственных архивах сведений об утрате 190-м стрелковым полком Боевого Знамени нет. Однако архивы 11-й армии в значительной степени были уничтожены при выходе из окружения. Документально установлено, что 130-й гвардейский стрелковый Штеттинский полк до 1944 г. воевал под сохраненным Красным Знаменем ВЦИК. А гвардейское Знамя, врученное ему в 1944 г., хранится сегодня в Центральном музее Вооруженных Сил.
Тщательное расследование показало: в сентябре 1939 г. всем полкам 5-й стрелковой Витебской дивизии вручили новые боевые Знамена. Это было связано с присвоением полкам новых номеров и предстоящим вступлением дивизии в Западную Белоруссию. Старые знамена были сданы в штаб дивизии, где и хранились. В сорок первом, при выходе из окружения, все эти знамена были спасены. А вот свое новое знамя 190-й полк со знаменной группой отправил на машине в Каунас. Когда позднее полк вырвался из окружения, о судьбе этого знамени и знаменной группы ничего не было известно. Поскольку штаб и политотдел дивизии смогли предоставить военной прокуратуре знамена полков, в том числе Знамя 190-го стрелкового от 1919 г., вопрос об утрате полковой святыни не рассматривался.
И вот лишь спустя 66 лет стало известно, что знаменная группа к своим не пробилась и приняла на берегу Даугавы последний бой, спрятав перед гибелью красное полотнище в земле. Врагу оно не досталось.