на главную страницу

20 Июня 2007 года

Армия и общество

Среда

В двух шагах от горизонта

Виталий Аньков, «Красная звезда».
Фото автора.



Те, кому довелось в свое время учиться в военном училище, хорошо помнят, как медленно тянулось время. Умом каждый из нас понимал, что курсантские годы – лучшие в жизни (уж во всяком случае самые веселые) и не стоит их подгонять. А сердце рвалось к заветному рубежу, после которого – лейтенантские погоны, самостоятельность, завораживающие перспективы. Но рубеж этот, сравнимый с линией горизонта, все никак не хотел приближаться. Дни шли, а выпуск по-прежнему оставался далекой и нереальной мечтой. И лишь тогда, когда уже всерьез, а не теоретически стали обсуждаться вопросы распределения, когда появилась приятная обязанность посещения военного ателье, а уж тем более когда начались последние в курсантской жизни экзамены, тогда мы окончательно поняли: до горизонта, как говорится, – два шага…

     В этот день в коридорах Тихоокеанского военно-морского института имени С. О. Макарова стояла какая-то особая, я бы сказал, благоговейная тишина: выпускники приступили к сдаче итогового междисциплинарного государственного экзамена. В девяностых годах его не было. Пятилетняя учеба заканчивалась для курсантов написанием и защитой дипломных работ. Но когда институт, как и другие высшие военно-учебные заведения, в 2000 году перешел на государственный образовательный стандарт, в дополнение к дипломной работе появился и экзамен. Междисциплинарным он называется потому, что включает в себя вопросы из различных областей знаний, получаемых в институте. Это тактическая и специальная подготовка, общевоинские, гуманитарные, правовые дисциплины. На равноправных условиях входит в этот ряд и физическая подготовка.
     Один из первых кабинетов, в которых удается побывать, принадлежит кафедре боевого применения радиотехнических средств. Сразу вижу здесь двух хорошо знакомых мне людей: начальника радиотехнической службы Тихоокеанского флота контр-адмирала Юрия Васильевича Кияна и курсанта Алексея Цацулина – двукратного чемпиона мира по гиревому спорту среди юниоров. «Красная звезда» в материале «Атлеты Тихого океана» о нем уже рассказывала.
     - Что за папку вы отдали Цацулину в конце разговора? – интересуюсь у Юрия Васильевича, когда представилась возможность.
     - Это его дипломная работа. Завтра Алексей улетает на соревнования, поэтому защитился досрочно. И, должен сказать, вполне успешно. Несмотря на то, что в процессе учебы он иногда пропускал занятия, участвуя в состязаниях самого высокого ранга, уровень его подготовки довольно высок… Светлая голова у парня. Честно говоря, жаль отпускать такого перспективного специалиста на Северный флот…
     Тут надо объяснить, что контр-адмирал Киян, как и многие другие представители Тихоокеанского флота, входит в состав экзаменационной комиссии как председатель нескольких подкомиссий. Фактически не институт принимает экзамен, а флот. И, естественно, он не может не участвовать в процедуре распределения. Мало того, многие наиболее заинтересованные флотские начальники лично проводят занятия с курсантами, присматриваясь к каждому из них и активно влияя на процесс становления будущих офицеров.
     - Не буду скрывать, – продолжает Юрий Васильевич, – что я без восторга воспринимаю необходимость отправки выпускников факультета на другие флота. А таких нынче набирается около двадцати. И дело не только в том, что мне жаль расставаться с ребятами, которых вел с четвертого курса. Выпускники нашего института по сравнению с другими более адаптированы к службе на Тихоокеанском флоте, поскольку у большинства из них дальневосточные и сибирские корни. Зачем же отправлять их на запад, откуда они потом правдами и неправдами пытаются возвратиться? И наоборот, зачем присылать сюда молодых лейтенантов из Санкт-Петербурга и Калининграда, которым тоже хочется служить поближе к родным местам. Причем объективной необходимости в такой ротации нет. Мы вполне самодостаточны. Мне могут возразить, что, к примеру, институт имени Попова готовит специалистов, которых не готовит Тихоокеанский. Практика показывает: три-четыре месяца на корабле – и наш выпускник уверенно осваивает в принципе родственную специальность. Тем более что, становясь через два-три года командиром дивизиона или боевой части, он в любом случае должен разбираться и в гидроакустике, и в локации, и в боевых информационных управляющих системах…
      - Качество нынешнего выпуска вас устраивает? Соответствует ли оно требованиям времени?
     - Сильный, прямо скажу, выпуск. Три представителя радиотехнического факультета – главный старшина Игорь Толкачев, старшины 2 статьи Александр Фалалеев, Василий Рыков – из семи в масштабах института – реально претендуют на золотую медаль, шесть – на диплом с отличием. Одиннадцать защищают дипломные работы на английском языке. Кстати, это очень хорошая тенденция последних лет – усиливающееся стремление будущих флотских офицеров к овладению иностранным языком. Значит, верят, что служба их будет проходить в дальних походах… Кстати, в качестве эксперимента во время учения «Индра-2007» пятнадцать курсантов выполняли роль переводчиков…
     - Могу засвидетельствовать: вполне успешно…
     - Что касается велений времени, то они действительно меняются. По мере того как корабли обновляются современной цифровой техникой, не требующей больших знаний для обслуживания и ремонта (главное иметь навыки ее боевого применения), все более необходимыми для флота становятся специалисты-универсалы, которые способны быть еще и управленцами, судоводителями, вахтенными офицерами. Окончательно я пришел к этому выводу, выяснив, что около пятидесяти процентов старпомов, командиров кораблей и соединений Тихоокеанского флота – выпускники радиотехнического факультета. Учитывая эту тенденцию, мы вносим коррективы в теоретическое обучение курсантов, и особенно в содержание их стажировок на кораблях…
     Дополнил Юрия Васильевича начальник кафедры боевого применения радиотехнических средств капитан 1 ранга Алексей Климентьевич Останин:
     - Важно, чтобы корабль, когда на нем курсанты нашего факультета стажируются, находился в море. Многие из них, как и штурмана, имеют опыт дальних походов, во время которых не только знания по специальности совершенствовали, но и дублерами вахтенных офицеров БИП (боевой информационный пост. – авт.) заступали… Командование Тихоокеанским флотом старается идти нам навстречу даже тогда, когда корабли временами стоят у стенки. К примеру, на Камчатке в период сложной ледовой обстановки для курсантов института был выделен ледокол, на котором они все-таки вышли в море…
     А еще, пользуясь случаем, не мог Алексей Климентьевич не заострить внимание на проблеме, которая его, как начальника кафедры, очень волнует. Ибо проблема эта напрямую влияет на качество учебного процесса. Решение ее традиционно упирается в финансирование, а точнее – в его отсутствие. Нужны деньги, чтобы относительно современный тренажер, имитирующий работу радиолокационного комплекса корабля, был задействован на сто процентов…
     Вообще, рассказывая об экзаменах и курсантах-выпускниках, и другие мои собеседники неизменно выходили на тему учебной материально-технической базы. Начальник кафедры торпедного и ракетного противолодочного вооружения капитан 1 ранга Олег Адольфович Алексеев констатировал: да, прогресс налицо. К примеру, вот уже несколько лет в распоряжении кафедры – современный тренажер на базе персональных компьютеров, имитирующий выход в торпедную атаку. Шкалы и приборы, высвечивающиеся на экранах, полностью соответствуют тем, что находятся в прочных корпусах атомных и дизельных подводных лодок. Корабельные боевые расчеты со всего флота приезжают тренироваться в институт. Но вот тренажеров, выполненных в металле, которые соответствовали бы технике кораблей третьего поколения, как не было, так и нет.
     Исключительно по документации изучают новые артиллерийские и ракетные комплексы курсанты факультета береговых войск и вооружения морской авиации. По словам его начальника полковника Олега Борисовича Шинкарчука, крайне нужна будущим ракетчикам и артиллеристам современная боевая техника – и в разрезе, и в виде действующих учебных батарей. Что касается техники, до сих пор стоящей на вооружении флота, здесь вопросов нет. Имеются в распоряжении курсантов и учебные батареи, и летательные аппараты с вооружением…
     Без преувеличения кричащей проблемой можно назвать для Тихоокеанского военно-морского института имени С.О. Макарова отсутствие учебного корабля. Не счесть, сколько было на эту тему серьезных и не очень разговоров, газетных статей. Все безрезультатно. Но вода, как известно, камень точит. Поэтому буквально в один голос говорили мне о наболевшем главный штурман Тихоокеанского флота капитан 1 ранга Михаил Иванович Сажаев и начальник кафедры кораблевождения капитан 1 ранга Александр Дмитриевич Инешин. Обещаний, по их словам, было с избытком – сначала планировалось переоборудовать под учебный корабль одну из плавмастерских, затем – судно, базирующееся на Камчатке, однако практической реализации этих планов пока не видно.
     Конечно, без морской практики, как уже было сказано выше, курсанты не остаются. Достаточно посмотреть на многочисленные фотогазеты, вывешенные на стенах коридора кафедры кораблевождения… Здесь будущие флотские офицеры гуляют по улицам Сингапура, Бомбея, Хошимина, тут они под командованием Нептуна отмечают переход экватора, а вот главное – работа с навигационными приборами, штурманская вахта. И все же двух мнений быть не может – учебный корабль институту нужен. Офицеры постарше помнят учебное судно «Бородино», принадлежавшее тогда еще училищу имени С.О. Макарова и, как и многие другие корабли флота, не пережившее смутное время. Им, офицерам постарше, есть с чем сравнивать…
     Не знаю чем объяснить, но только здесь, в коридоре кафедры кораблевождения, я увидел группу курсантов-выпускников, ожидающих своей очереди на сдачу госэкзамена. Солидно смотрелись на груди почти каждого из них знаки «За дальний поход». Ни суеты, ни излишнего волнения заметно не было. Уж не потому ли, подумалось, что экзамен представляется пустой формальностью? Не для того ведь пять лет учили, чтобы завалить на последнем этапе…
     Однако и нескольких минут пребывания в кабинете хватило мне, чтобы устыдиться своих беспочвенных подозрений. Главному штурману Тихоокеанского флота, который является председателем подкомиссии, флагманскому штурману отдела береговой охраны пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю капитану 2 ранга Дмитрию Васильевичу Ореховскому не нужны дутые показатели. Им нужны профессионалы. Поэтому спрашивали они с курсантов, как говорится, по полной программе. Кстати, средняя оценка класса, объявленная во время построения, не превысила четырех баллов. Это тоже о многом говорит.
     - Мы проверяем комплексные знания выпускников по вопросам навигации, кораблевождения и тактики действий надводных кораблей и подводных лодок, – сказал капитан 1 ранга Сажаев. Оцениваем навыки решения задач по маневрированию и владению традиционными навигационными приборами… Решая тактическую задачу, курсант обязан продемонстрировать кругозор, выходящий за рамки должности командира боевой части…
     Об этом же я услышал и от начальника учебного отдела института капитана 1 ранга Александра Петровича Крылова:
     - Штурман ли, минер, выпускник радиотехнического факультета – у каждого экзаменационное задание начинается с оперативно-тактической обстановки… Вот сегодня один курсант докладывает экзаменационной комиссии, что вышел в море, производит поиск цели… Я вынужден был уточнить, идут ли согласно заданию боевые действия… Лет тридцать с лишним назад в районе ближневосточного конфликта ракетный катер нашей постройки с экипажем иностранного государства включил радиолокационную станцию и тут же получил ракету в борт… Значит, не слепо надо выполнять приказ, а мыслить всесторонне, масштабно, понимать, что делается вокруг. К примеру, использовать данные береговых комплексов или космической разведки… В большинстве своем наши выпускники в этом смысле хорошо подготовлены, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы и убедительная статистика их служебного роста...
     Сегодня, 20 июня, Тихоокеанский военно-морской институт имени С.О. Макарова в 66-й раз производит выпуск молодых офицеров флота. Пожелаем им того, чего желали морякам испокон веков, – семи футов под килем и попутного ветра. Впрочем, возможно, у кого-то найдутся особые пожелания и другие слова. Произнесите их. Говорят, что слово материально. Так хочется, чтобы за горизонтом у этих парней все сложилось удачно…
     
     На снимках: Контр-адмирал Юрий Киян, курсант Алексей Цацулин.
Без пяти минут лейтенанты.
Дверь в будущее.
Капитан 1 ранга Михаил Сажаев, старшина 1 статьи Алексей Лазутин.
«Сдал!!!»
Сложный вопрос.
Госэкзамен – это серьезно.
Забег на три километра.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex