на главную страницу

20 Июня 2007 года

История Отечества

Среда

Сталин: немцы могут напасть на нас завтра…

Материал подготовил Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».



«Красная звезда» несколько лет назад в материале, посвященном 100-летию со дня рождения Маршала Советского Союза С.М.Буденного («Маршал Буденный: мифы, были, жизнь» от 26 апреля 2003 г.), рассказывала о том, что в семье прославленного советского полководца сохранились его дневниковые записи разных лет. Некоторые из них, касающиеся событий трагического лета 1941 года и подготовленные к печати дочерью маршала Ниной Семеновной Буденной, представляется уместным привести накануне скорбной даты 22 июня.

     В 1941 году 21 июня в 19 часов в кабинет И.В.Сталина были вызваны Тимошенко (нарком обороны), Жуков (начштаба РККА) и я (зам. наркома обороны по тылу).
     И.В. Сталин сообщил нам, что немцы, не объявляя войны, могут напасть на нас завтра, т.е. 22 июня, а поэтому что мы должны и можем предпринять сегодня же и до рассвета 22.06.41 г. Тимошенко заявил, что «если немцы нападут, то мы их разобьем на границе, а затем на их территории». И.В. Сталин подумал и сказал: «Это несерьезно», обратился ко мне и спросил: «А вы как думаете?» Я высказал свои мысли.
     Тогда И.В. Сталин сказал: «Ваши соображения правильные, и я беру на себя разговор по вопросу авиации с комвойсками округов, а наркому и штабу дать указания округам. Вы знаете, что у нас сейчас делается на границе?»
     Я ответил, что нет, не знаю.
     «А почему вы не знаете?»
     Я ответил, что ведаю тылом армии, а оперативными вопросами, вооружением ведают нарком и штаб, меня до этой работы не допускают.
     «Это глупо, почему вы не сказали раньше?»
     Я ответил: «Полагал, что такая установка дана свыше».
     Оказывается, нарком обороны делает оборонительную линию по всей новой (после 1939 года) границе и вывез все вооружение из бывших укрепленных районов по границе...
     После этого обмена мнениями Сталин попросил собрать Политбюро. На нем Сталин предложил образовать особый фронт, подчинив его непосредственно Ставке, и назначить Буденного командующим фронтом, а членом Военного совета фронта т. Маленкова Г.М.
     ...После принятия решения я пошел прямо к себе на работу и приступил к формированию штаба фронта. Тимошенко и Жуков мне начальника штаба не дали, а я просил т. Соколовского, с которым работал три года в Московском военном округе.
     В 4.00 22.06.41 г. мне позвонил нарком т. Тимошенко и сообщил, что немцы бомбят Севастополь, и нужно ли об этом докладывать Сталину? Я ему сказал, что немедленно надо доложить, но он попросил: «Звоните вы». Я тут же позвонил (уже из кабинета наркома) и сообщил не только о Севастополе, но и о Риге, которую немцы тоже бомбят. Вечером 22-го мы с Маленковым выехали в Брянск. Так началась война.
     Наши войска на границе были опрокинуты, хотя многие из них пали смертью храбрых целыми полками и дивизиями, в том числа и бывшие кавдивизии 6-го кавкорпуса (4, 36, 6-я). Эти кавдивизии по предложению Тимошенко были переведены в мехдивизии, а война их захватила на распутье, так как они механизацию не получили, а лошадей сдали и дрались как пехота, но в результате восьмидневных боев все были истреблены. Там же, в этих боях, погиб комкор т. Никитин. Это были лучшие дивизии нашей кавалерии и армии. Я просил наркома Тимошенко перевести другие кавдивизии на мехтягу, а не эти, но он не согласился.
     Уже в 1943 году мне доложил боец 4-й кавдивизии, который был во взводе прикрытия знамен, что он видел всю картину боя и гибель комкора т. Никитина. После того боя в живых никого не осталось, так как, по выражению бойца, танки противника все поле боя проутюжили…
     


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex