на главную страницу

27 Июня 2007 года

Армия и общество

Среда

Тревожная тьма глубины

Капитан 1 ранга Игорь БАЛАШОВ,
Капитан 2 ранга Юрий ДМИТРИЕВ.
Фото Юрия ДМИТРИЕВА.




     Такого количества «больших звезд» на погонах Балтийск не видел, наверное, никогда. Здесь впервые проведено широкомасштабное учение по оказанию помощи аварийной подводной лодке. За учением наблюдали представители командования и поисковых аварийно-спасательных служб всех флотов России, а также делегации ВМС Великобритании и Швеции.
     На Балтике впервые был продемонстрирован в действии целый ряд образцов новой аварийно-спасательной техники. Выставка ее была развернута в военной гавани Балтийска. Главный «гвоздь» - новейшая разработка отечественных конструкторов и промышленности, имеющаяся пока в единственном экземпляре, - мобильный телеуправляемый необитаемый подводный комплекс «Пантера плюс». Возможности его поражают. Даже представители иностранных делегаций удивленно покачивали головами, рассматривая эту технику и знакомясь с ее характеристиками. Комплекс оснащен гидроакустической аппаратурой и видеокамерами для поиска и обследования подводных объектов на глубине до одной тысячи метров с передачей на поверхность изображения как в черно-белом, так и в цветном форматах, различным оборудованием для сложных технических работ под водой.
     Комплексы «Обзор» и «Кальмар», например, способны передавать на поверхность трехмерное изображение подводного объекта, что позволяет максимально объективно оценить ситуацию. Была на выставке представлена и импортная техника: гидрокостюм АРО, малогабаритная барокамера HYPERLITE и, как говорят специалисты, лучший в мире нормобарический скафандр «Хард Сьют 1200» производства канадской фирмы. Это чудо техники сродни космическому скафандру. В отличие от обычного водолазного снаряжения он имеет жесткую конструкцию, позволяет работать на глубине до 350 метров, оснащен видеокамерой и манипуляторами. Не случайно тех, кто в нем работает под водой, называют пилотами. Внутри скафандра поддерживается нормальное земное давление, что не требует при подъеме на поверхность прохождения утомительной и долгой процедуры декомпрессии, под водой в нем можно работать в совершенно нормальных условиях до 6 часов, а в аварийном случае система жизнеобеспечения рассчитана на 48 часов.
     Пока такую технику отечественная промышленность не выпускает, но курс взят на ее замещение российской, не худшей, а порой и лучшей по качеству. «Спасательное снаряжение подводников уже в недалекой перспективе будет модернизировано, в том числе и глубоководные аварийно-спасательные аппараты. Опытные образцы сейчас проходят испытания. Будет другой дыхательный аппарат. Мы возьмем все лучшее, чем располагают НАТО, другие страны, более того, наше снаряжение по всем характеристикам будет превосходить западные аналоги. Серийный выпуск и поставка в ВМФ начнутся уже в 2009 году», - считает начальник УПАСР ВМФ России контр-адмирал Василий Воробьев.
     Сегодня на флоте есть не только подводные роботы и спасательное снаряжение подводников, но и другие средства спасения. Имеются, например, гидравлические инструменты для резки металла под водой, барокамеры модульного типа для оказания помощи пострадавшим подводникам.
     Барокамеры модульного типа на борту спасательного судна СС-750 были созданы после трагедии АПЛ «Комсомолец». Их можно легко транспортировать, они полностью автономны. Сейчас барокамеры проходят модернизацию и в будущем появятся на каждом флоте.
     И вот пришло время показать эту технику и уровень подготовки специалистов в деле. К учению в море привлекались более 10 кораблей и судов, авиация, вертолеты. «Учение по спасению аварийной подводной лодки проводится с использованием всех сил и средств, которыми располагает сегодня Военно-морской флот России в целом, - отметил командующий Балтийским флотом вице-адмирал Константин Сиденко. - Это учение важно как для Балтийского флота, так и для всего Военно-морского флота страны. Здесь, на Балтике, применяются самые современные методики по оказанию помощи подводникам, проводятся инструктивно-методические занятия по их освоению».
     Учение по оказанию помощи аварийной подводной лодке расписано по деталям. К нему готовились очень тщательно. Подготовка была многогранной и включала в себя учебу спасателей, подводников, парашютистов, медиков…
     Удалось переговорить со старшим на борту подводной лодки командиром дивизиона ПЛ капитаном 1 ранга Игорем Мартемьяновым. Не вдаваясь в детали, приведем только две цифры, дающие представление об интенсивности боевой подготовки: 9 раз лодка ложилась на грунт, 5 раз происходила стыковка, или, как говорят спасатели, присасывание к комингс-площадке глубоководного спасательного аппарата.
     Вдали виднеется золотая полоска Балтийской косы. Спасательное судно идет в район учения. Теплое солнце греет плечи. На глубине тихо. Во всяком случае так кажется. Невольно вспоминается фильм «72 метра». Только комментарии по громкоговорящей связи дают представление о том, что сейчас происходит в прочном корпусе под водой. Волнение распространяется по верхней палубе спасателя.
     Задача учения заключается ведь не только в том, чтобы научить спасать, но и спасаться. Малейшая ошибка под водой может обернуться непоправимыми последствиями. Силу морской глубины в этот раз испытали на себе капитан-лейтенанты Денис Жеваго и Дмитрий Смирнов, лейтенанты Максим Колясев и Роман Соловьев, старшие матросы Михаил Дзюба, Дмитрий Лапин, Наиль Бекмухамедов, Михаил Уханов, Вадим Долматов. Вадим – контрактник, служит уже почти три года. Этот выход на поверхность через торпедный аппарат для него «юбилейный» - двадцатый. Говорит, что главное – не паниковать, действовать, как учили. И тогда все будет в порядке.
     Подбор поднявшихся из глубины подводников проводится комплексно: с воды – спасательными лодками «Стриж» и с воздуха. Старший офицер поисково-спасательной и парашютно-десантной службы подполковник Рустам Шаипов рассказывает, что на Балтийском флоте в круглосуточном дежурстве находятся вертолет и самолет. Сегодня в небе работают экипаж самолета под командованием летчика 1-го класса майора Александра Буйлова и экипаж вертолета, где командиром летчик 1-го класса подполковник Станислав Дробыш. Авиаторам и парашютно-десантной группе предстоит произвести поиск подводников, сбросить им средства спасения, десантироваться на воду, развернуть спасательный плот и подобрать вышедших на поверхность.
     Все проходит штатно. Уже на спасателе парашютисты Евгений Фирсов и Юрий Немчин довольно скупо рассказывают о только что проделанной работе, буднично как-то… Просто сделали свое дело. Но какой огромный труд за этой будничностью!
     Позже командующий Балтийским флотом вице-адмирал Константин Сиденко назовет следующий эпизод учения самым сложным: вывод на поверхность «сухим способом» членов экипажа лежащей на грунте подводной лодки.
     «Сухим» - это значит, что с борта судна СС-750 спускается на воду глубоководный спасательный аппарат АС-26, который должен найти на дне подводную лодку, «присосаться» к ее комингс-площадке и взять на борт членов экипажа. Операция ювелирная.
     Не хочется вспоминать «Курск»… Но с тех пор многое изменилось и в оснащении техникой спасателей, и в качестве их подготовки. Всего 32 минуты потребовалось экипажу АС-26 под командованием капитана 3 ранга Сергея Горшкова, для того чтобы с момента погружения «присосаться» к подводной лодке. Вот как, например, оценил действия наших моряков член английской делегации, с первой до последней минуты наблюдавший за ходом подводных работ пилот спасательного аппарата ЛР-5 Эрик Джон Райтсон, принимавший участие в работах на месте катастрофы «Курска». Сдержанный англичанин несколько раз в разговоре на борту спасательного судна повторил одно слово: «Впечатляет» - возможности АС-26, навыки пилотов, которые им управляют… Он был внутри аппарата, когда проводился осмотр техники в военной гавани Балтийска, и выразил сожаление, что не имел возможности работать с российским экипажем под водой.
     А самым ярким, по мнению командующего Балтийским флотом вице-адмирала Константина Сиденко, стал заключительный день учения, когда демонстрировались возможности новой российской техники. По «легенде», аварийная лодка легла на грунт и попала в «сети» подводного хлама. «Главная задача, - объясняет ситуацию заместитель начальника отдела аварийно-спасательных работ и БП УПАСР ВМФ капитан 1 ранга Андрей Зеленикин, - в кратчайшие сроки подключить с поверхности систему вентиляции. Главные враги подводника – углекислый газ и дым. Эту проблему надо решать в первую очередь».
     На палубе вспомогательного судна «Александр Пушкин» развернут мобильный комплекс – два контейнера, напичканные аппаратурой, и подводный аппарат «Пантера». «Пантере» первой идти на глубину, чтобы очистить корпус от «мусора». Внешне аппарат ничем не напоминает традиционные подводные средства. Рама, внутри которой находится масса механизмов. Морское предназначение выдают лишь винты.
     На огромных плазменных экранах в ходовой рубке до мельчайших подробностей видно, что делает подводный «зверь». Ощущение такое, словно прилип носом к стеклу аквариума. Щупальца-манипуляторы способны перекусить хорошей толщины трос, что, собственно, они и делают. Зачищают место для работы пилота нормобарического скафандра. Сделав свое, «Пантера» деликатно удаляется в сторону и закрепляется на корпусе лодки, впрочем, по-прежнему давая «наверх» всю подводную картину. Под воду уходит капитан 2 ранга Ринат Гизатуллин в своем чудо-облачении. На шлеме его скафандра закреплена видеокамера. Ощущение причастности к происходящему на глубине возрастает еще больше. Руками-манипуляторами пилот вскрывает эпроновскую выгородку и подключает поданную с поверхности систему вентиляции: воздух пошел внутрь прочного корпуса. Гизатуллина поднимают на поверхность, а заглушки ставят уже другие водолазы…
     Руководитель этого эпизода учения командир 328-го экспедиционного аварийно-спасательного отряда ВМФ Герой России капитан 1 ранга Андрей Звягинцев, работавший на «Курске», говоря о сегодняшнем дне, заметил, что за минувшие годы произошел качественный и количественный скачок в оснащении ВМФ аварийно-спасательной техникой, которая освобождает водолаза от многих задач и эффективно работает на глубинах до одной тысячи метров.
     Методы и способы проведения спасательных операций – это, безусловно, прерогатива специалистов. Но даже для непосвященного человека ясно, что они должны быть своевременными. Наверное, это самое главное. Итоги прошедшего учения конечно же будут подробно анализироваться. Однако уже сейчас представляется, что выбран правильный путь, и если, не дай Бог, что случится, то будет кому и чем оказывать своевременную и эффективную помощь. Лучше только в учебных целях.

     На снимках: Подъем на борт спасательного судна покинувшего лодку подводника. «Варшавянка» и СС-750 в районе учений. Эта импортная новинка - гидрокостюм АРО - позволяет продержаться даже в ледяной воде до 8 часов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex