на главную страницу

4 Июля 2007 года

Геополитика

Среда

Остров сокровищ

Андрей ДИЕВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



События минувшего июня подтвердили выводы аналитиков, сделанные еще несколько лет назад, о том, что энергетический фактор будет играть все большую роль в межгосударственных отношениях, а в усилиях дипломатических ведомств и высшего государственного руководства на первые роли выдвинутся заботы о национальной и международной энергетической безопасности. В подтверждение этого укажем на начатую подготовку к практической реализации болгаро-греко-российского проекта трансбалканского нефтепровода, решение о строительстве Южно-европейского газопровода («Южный поток»), российско-венесуэльские договоренности о дальнейшем сотрудничестве в сфере добычи нефти и газа, а также на продажу англо-российской ТНК-ВР «Газпрому» контрольного пакета в компании, разрабатывающей Ковыктинское газовое месторождение в Иркутской области. За сообщениями на эти темы, привлекшими внимание мировой общественности, оказалось несколько за кадром происходящее на другом конце света – на Дальнем Востоке России. Между тем события на острове Сахалин дают представление о некоторых наметившихся трендах в энергетической сфере геополитики.

     В СЕРЕДИНЕ прошлого месяца стало известно, что руководство российского газового гиганта «Газпром» просит Правительство РФ зарезервировать все объемы газа, добываемого по проекту «Сахалин-1», для покрытия внутренних потребностей страны. На заседании правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Ананенков предложил премьер-министру Михаилу Фрадкову заблокировать сделку по продаже за рубеж 8 млрд. кубометров газа с месторождений «Сахалина-1».
     Здесь надо сделать отступление и совершить экскурс в недалекую историю постсоветской России. В 1990-е годы тогдашнее руководство нашей страны пошло на допуск ряда крупных иностранных компаний к освоению шельфа острова Сахалин на основании соглашений о разделе продукции (СРП). Такое решение мотивировалось тем, что морская добыча нефти и газа требует больших инвестиций и современного бурового оборудования, а у российских компаний ни финансовых средств, ни техники нет. Условия соглашений были, надо откровенно признать, невыгодными для России. Такие соглашения (СРП) западные компании практикуют в отношении слаборазвитых стран, а таковой ракетно-ядерная Россия не являлась даже после распада СССР.
     Соглашение о разделе продукции предполагает, что иностранные инвесторы вкладывают свои деньги в проект. Затем начавшаяся добыча нефти или природного газа должна окупить все их затраты по разработке месторождения, и только потом доходы от продажи энергоносителей делятся в оговоренной пропорции между иностранными компаниями и страной, допустившей их на свою территориию. Так во времена правительства Черномырдина и поступило российское государство на Сахалине по проектам «Сахалин-1» (1996 г.) и «Сахалин-2» (1994 г.).
     В проекте «Сахалин-1» американская «Экссон-Мобил» (оператор проекта) и японский консорциум «Содеко» получили по 30 процентов акций, российская «Роснефть» и индийская ONGC (государственная нефтяная и газовая корпорация «Видеш») - по 20 процентов; в «Сахалине-2» доля японских «Мицубиси» и «Мицуи» была соответственно 20 и 25 процентов, а англо-голландской «Шелл» - 55 процентов. Оператором проекта «Сахалин-2» стала компания «Сахалин Энерджи».
     Иностранные компании, разумеется, воспользовались странной щедростью тогдашних российских властей и движимые естественным для рыночной экономики стремлением извлечения максимальной прибыли использовали сахалинские СРП для получения финансовой выгоды, как говорится, в полной мере. Как потом выяснилось, они «раздули» стоимость работ, чтобы отсрочить момент начала дележа прибыли с российским государством, а также постарались обеспечить выгодными заказами своих иностранных подрядчиков, а не российские компании.
     Сегодня уже ни для кого не секрет, что сахалинские СРП нанесли России немалый ущерб. В мае 2006 года президиум Российской академии естественных наук предложил добиться доли российских компаний в проектах «Сахалин-2» и «Сахалин-1» не менее 51 процента, чтобы ускорить разработку месторождений и повысить экономическую эффективность данных проектов. Инициатива группы ученых получила поддержку государства. В результате весной этого года иностранные участники проекта были вынуждены продать «Газпрому» за 7,45 млрд. долларов половину своих акций (50 процентов плюс одна акция) созданной ими фирмы – оператора проекта «Сахалин Энерджи» (у «Шелл» остается 27,5 процента акций, у «Мицуи» - 12,5, у «Мицубиси» - 10).
     Наша справка. Проект «Сахалин-2» предусматривает разработку двух месторождений - Пильтун-Астохского и Лунского. Суммарные запасы углеводородов этих месторождений превышают 150 млн. т нефти и 500 млрд. кубометров газа. Кроме того, в рамках проекта завершается строительство на юге Сахалина завода по производству сжиженного природного газа мощностью 9,6 млн. тонн в год.
     «ГАЗПРОМ» стал таким образом одним из основных игроков на сахалинском экономическом пространстве. Но в проекте «Сахалин-1» все пока осталось без изменений, и первую скрипку там продолжает играть американский оператор проекта «Экссон-Мобил». Свои возражения против намерения американцев продавать «голубое топливо» за рубеж представители российского газового гиганта объясняют тем, что потребности четырех дальневосточных регионов РФ в газе превышают 15 млрд. кубометров в год. Поэтому при нынешнем газовом балансе в азиатской части РФ было бы целесообразнее использовать сырье, добываемое на месторождениях «Сахалина-1», для газификации восточных районов страны.
     Российским газовым гигантом было предложено правительству принять постановление, обязывающее участников соглашения о разделе продукции продавать весь объем добываемого «голубого топлива» именно «Газпрому».
     Наша справка. Проект «Сахалин-1» предусматривает освоение трех нефтегазовых месторождений на северо-западном шельфе острова (Чайво, Одопту и Аркутун-Даги) с запасами в 485 млрд. кубометров природного газа и 307 млн. тонн нефти. Добыча нефти на «Сахалине-1» началась в октябре 2005 года. В том же году начались поставки газа в Хабаровский край по подводному трубопроводу.
     «Газпром» в споре с американской «Экссон-Мобил» поддержал замглавы Минпромэнерго Андрей Дементьев. Он заявил, что «Экссон-Мобил» не сможет реализовать проект по поставке газа с «Сахалина-1» в Китай без согласия российского правительства. По его словам, программа создания единой системы добычи и транспортировки газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке предусматривает, что газ с «Сахалина-1» должен поступать для нужд российских потребителей и «без этого газа баланс региона не складывается».
     Интересен ответ Дементьева на заседании правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья на вопрос министра финансов Алексея Кудрина о том, насколько самостоятельным может быть «Экссон-Мобил», ведя переговоры о поставках газа в Китай. Он отметил, что «в своих намерениях он может быть самостоятелен, но в их реализации все поставки газа по трубопроводу завязаны на единую систему газоснабжения».
     Поясним: в соответствии с российским законодательством о газоснабжении все операторы при экспортных поставках газа должны действовать в рамках единых правил, экспортируя газ через единое «окно» - компанию «Газпром», т.е. экспорт газа из России носит разрешительный характер.
     Гипотетически американская компания могла бы построить на Сахалине завод по сжижению природного газа, и тогда она могла бы распоряжаться принадлежащим ей топливом по своему разумению. Но, во-первых, это достаточно затратный проект даже для американцев, и он не реализуем в короткие сроки. Во-вторых, американцам надо еще получить у российских властей разрешение на постройку такого завода.
     РОССИЙСКИЕ аналитики считают, что перспектива по обеспечению Дальневосточного региона природным газом с других месторождений в азиатской части России отсутствует, по крайней мере, до 2011 года (а может быть, не раньше середины будущего десятилетия). Газопровод из Якутии до Хабаровска может быть проложен не ранее, чем к 2016 году. Для того чтобы ввести в эксплуатацию газодобывающую платформу на месторождении «Сахалин-3», понадобится два-три года.
     Наша справка. Месторождения проекта «Сахалин-3» располагают большими запасами газа (свыше 900 млрд. кубометров) и нефти (более 800 млн. тонн). Лицензия на разработку Венинского месторождения принадлежит «Роснефти». В 2005 г. была зарегистрирована компания-оператор «Венинефть» с участием «Роснефти», «Сахалинской нефтяной компании» и китайской «Синопек». Лицензия на освоение Киринского, Восточно-Одопсинского и Айяшского блоков в 1993 г. выиграли американские компании «Экссон», «Тексако» и «Мобил», однако лицензии они так и не получили в связи с изменением налогового законодательства, касающегося порядка заключения СРП.
     Российский «Газпром» готов принять участие в разработке месторождений проекта «Сахалин-3», но для этого ему необходимо получить лицензии на три блока, не доставшиеся американцам (находятся сейчас в нераспределенном фонде Роснедр). По существующему «рыночному» законодательству для этого надо выиграть соответствующий конкурс.
     Правда, газовый гигант склонен идти более простым - «советским» - путем. Недавно его представитель на заседании правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса сообщил, что в связи с необходимостью обеспечения газом Владивостока правительство должно принять решение о передаче «Газпрому» лицензии на месторождения проекта «Сахалин-3». Как раз к 2011 году будет завершено строительство газопровода Хабаровск - Владивосток, однако ресурсов «голубого топлива» для обеспечения потребителей во Владивостоке нет. Поэтому до 2014 года в Приморский край можно было бы поставлять газ с месторождений «Сахалин-1» по подводному трубопроводу до Хабаровского края (магистральный газопровод Оха (Сахалин) - Комсомольск-на-Амуре), а затем по новому газопроводу до Владивостока. С 2014 года российское Приморье стало бы отапливаться топливом с «Сахалина-3».
     Наша справка. В настоящее время газопроводом Оха (Сахалин) - Комсомольск-на-Амуре (по нему газ проекта «Сахалин-1» поступает на материк) владеет «Роснефть». Она же владеет блокирующим пакетом акций в «Дальтрансгазе», которому принадлежит газопровод Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск. Покупка «Газпромом» этих газопроводов позволила бы ему после постройки трубопровода от Хабаровска до Владивостока приступить к реализации проекта экспорта газа в Южную Корею и Китай. Но пока «Газпром» и «Роснефть» не могут договориться.
     Официально позиция о недопустимости на данном этапе поставок газа с «Сахалина-1» не на внутренний рынок, а за рубеж объясняется заботой о газификации российского Дальнего Востока. Американская компания «Экссон-Мобил», поясним, заключила в октябре 2006 года с китайской компанией CPNC (China National Petroleum Corporation) предварительное соглашение о поставке 8 млрд. кубометров газа в Китай. Но «Газпром» настаивает, чтобы американцы продали именно ему газ «Сахалина-1» для реализации планов внутренней газификации.
     ОЗАБОЧЕННОСТЬ российского газового гиганта, как считают аналитики, вызвана не только тревогой за обеспечение внутреннего рынка «голубым топливом», но и тем, что намерения крупнейшей в мире нефтегазовой компании «Экссон-Мобил» могут создать опасный прецедент. Американцы намерены построить для экспорта газа с острова свой подводный экспортный газопровод (эта «труба» стала бы единственной в России, не подконтрольной «Газпрому»), а до сего дня трубопроводные поставки газа за рубеж являлись монополией «Газпрома».
     Известно, что «Газпром» в рамках достигнутых на высшем уровне договоренностей о поставках «голубого топлива» из России в Поднебесную ведет очень непростые коммерческие переговоры со своими восточными партнерами. Цену на газ представители «Газпрома» и китайской компании CPNC обсуждали, в частности, во время недавнего XI Санкт-Петербургского экономического форума. И договоренности пока не достигнуто. «Игра» же американской «Экссон-Мобил» на Сахалине, естественно, затрудняет реализацию долгосрочной ценовой стратегии ведущей российской компании.
     Аналогичная ситуация существовала до недавнего времени и на гигантском Ковыктинском месторождении в Иркутской области (запасы природного газа оцениваются там в 1,9 трлн. кубометров, гелия - 2,3 млрд. кубометров, жидкого газового конденсата - 115 млн. тонн). Англо-российская ТНК-ВР также хотела самостоятельно поставлять в Китай природный газ. Но «Газпром» на основе действующего законодательства не разрешил совместному предприятию «Бритиш Петролеум» строительство экспортного газопровода. В конечном итоге англичане и их российские компаньоны пошли на достижение компромисса с «Газпромом».
     В прошлом месяце в Кремле были достигнуты договоренности, в соответствии с которыми «Газпром» приобретает у ТНК-ВР почти 63 процента акций компании «РУСИА-Петролеум» (владевшей лицензией на Ковыкту), а также 50-процентный пакет в Восточно-Сибирской газовой компании. Российские надзорные структуры не раз высказывали претензии к «РУСИА-Петролеум» - она не добывала предусмотренные в лицензии объемы природного газа. Ей уже давно грозил отзыв лицензии, однако решение постоянно откладывалось – видимо, по внешнеполитическим соображениям, чтобы не дать антироссийским силам организовать очередную компанию в западных СМИ.
     Наша справка. Акционерами компании «РУСИА-Петролеум» являлись ТНК-ВР, российская компания «Интеррос» и администрация Иркутской области. «Восточно-Сибирская газовая компания» (ВСГК) является оператором регионального проекта газификации на базе Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Администрации Иркутской области и компании ТНК-ВР принадлежали по 50 процентов акций ВСГК. По проекту газификации, первый газ с Ковыктинского месторождения должен был поступить потребителям Жигаловского района еще в 2006 году, на максимальную мощность проект должен был выйти к 2008 году (для снабжения газом основных промышленных центров Иркутской области - Саянска, Иркутска, Ангарска).
     «Бритиш Петролеум», ТНК-ВР и «Газпром» также договорились, что создадут стратегический альянс для совместной реализации крупных нефтегазовых проектов по всему миру. И в рамках этого сотрудничества со временем компания ТНК-ВР сможет выкупить обратно 25 процентов акций Ковыктинского проекта…
     Как и следовало ожидать, позиция «Газпрома» по «Сахалину-1» вызвала очередной вал антироссийских публикаций на Западе. Британская «Дейли телеграф» написала, например, что «Экссон-Мобил» стала очередной западной нефтегазовой компанией, которую затронули попытки России ограничить контроль иностранцев над российскими запасами энергоносителей. Газета утверждает, что «Газпром» хочет воспрепятствовать тому, чтобы в рамках проекта, ведущую роль в котором играет «Экссон-Мобил», осуществлялись экспортные поставки. Предприняты-де шаги, навевающие воспоминания об усилиях ограничить деятельность англо-голландской «Шелл» и «Бритиш Петролеум».
     ПРЕДСТАВИТЕЛИ «Экссон-Мобил» стараются пока не драматизировать ситуацию, надеясь, видимо, урегулировать конфликт без публичной полемики, ибо «большие деньги любят тишину». «Газпром» - всего лишь один из потенциальных покупателей газа с месторождений проекта «Сахалин-1», сообщил генеральный директор «Экссон-Мобил» Рекс Тиллерсон. «Мы ведем переговоры с «Газпромом» на тех же самых основаниях, что и с любым возможным покупателем газа», - сказал он. Американский бизнесмен, кроме того, высказал мнение, что цель «Газпрома» - использовать газ «Сахалина-1» для развития экспортного терминала сжиженного природного газа в южной части Сахалина, построенного в рамках проекта «Сахалин-2», над которым «Газпром» недавно получил контроль…
     Так или иначе, происходящие вокруг Сахалина события показывают, что российское государство продолжает последовательную реализацию стратегии по возвращению контроля над нефтегазовыми активами, проданными в 1990-е годы. Они переходят в управление «Газпрома» и «Роснефти», которые постепенно становятся основными игроками в нефтегазовой сфере. Правда, по поводу оптимальных параметров возвращения государства в топливно-энергетический комплекс и наилучшей модели его взаимодействия с частным капиталом, возникшим в результате перехода России к рыночной экономике, у аналитиков нет единого мнения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex