на главную страницу

4 Июля 2007 года

Среда

НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ И СПЕЦНАЗУ

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда». Фото Александра ЗЕМЛЯНИЧЕНКО.



     В отряде специального назначения «Русь» Внутренних войск МВД России состоялись квалификационные испытания военнослужащих на право ношения крапового берета.
     Краповый берет – знак высокого отличия спецназовца Внутренних войск, а его обладателей по праву называют элитой. Получить столь ценимый атрибут военной формы не просто. Право на его ношение надо заслужить, сдав суровый экзамен. К этому тяжелому испытанию бойцы готовятся не один месяц. Да и допускаются до него не все. Часть претендентов отсеивается еще на предварительном этапе – в процессе итоговой проверки за период обучения по программе подразделений специального назначения. Общая оценка должна быть не ниже «хорошо», а по огневой, физической и тактической подготовке - только «отлично». Вот и в этот раз к сдаче экзамена, который проводится лишь два раза в год, были допущены 52 «русича» (8 офицеров, 44 солдата и сержанта по призыву).
     


     СПРАВКА
     Отряд специального назначения Внутренних войск МВД России «Русь» сформирован 1 августа 1994 года. Он по праву считается одним из лучших во Внутренних войсках МВД России.
     В 1994 - 1996 гг. отряд «Русь» принимал участие в восстановлении конституционного порядка в Чеченской Республике. Отряд участвовал в спецоперации по освобождению заложников в городах Буденновске и Кизляре, в боях под селом Первомайским.
     В сентябре 1999 года отряд «Русь» активно действовал в Кадарской зоне Республики Дагестан. С августа 2000 г. отряд принимал участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ. Совместно с подразделениями Центра специального назначения ФСБ России бойцы отряда участвовали в ликвидации целого ряда одиозных главарей бандформирований.
     За мужество и героизм свыше 800 военнослужащих отряда награждены орденами и медалями, а 6 военнослужащих удостоены звания Героя Российской Федерации, из них 3 - посмертно.
     


     Прежде чем выйти на старт марш-броска, бойцы проходят еще одно «сито» - тест Купера (по 10 раз каждое: отжимание от пола, из положения упор присев в упор лежа, упражнение на брюшной пресс, выпрыгивание из положения присев), проводимый в семикратном повторении. Пот течет ручьями, лица перекошены от напряжения, но проверку на крепость мышц проходят все кандидаты…
     Традиция вручения бойцам спецподразделений Внутренних войск краповых беретов имеет уже историю. Как знак высшего отличия военнослужащих спецподразделений, он появился в 1988 году. Именно тогда в учебной роте специального назначения (из которой впоследствии вырос отряд «Витязь») дивизии им. Дзержинского были разработаны условия сдачи квалификационных испытаний на право ношения особого головного убора. Основателями традиции стали командир роты Сергей Лысюк и его заместитель по специальной подготовке Виктор Путилов. Стремясь к непрерывному совершенствованию процесса обучения спецназовцев, их профессиональному росту, они составили программу экзамена, сдача которого автоматически выделяла сдавшего его в элиту спецназа. Темно-бордовый — краповый — цвет головного убора ярко подчеркивал особенность обладателя берета.
     Действительно, пройти все испытания, заложенные в условиях экзамена, способен человек, имеющий не только высочайшую профессиональную, физическую и моральную подготовку, но и колоссальную волю. Именно то, что позволяет достичь победы в бою.
     Сложившаяся традиция всячески поддерживается в отрядах специального назначения. Следует отметить, что ее устойчивому существованию способствует и поведение «краповиков» как в мирной повседневной жизни, так и при выполнении служебно-боевых задач. За все время существования традиции не было ни одного случая проявления трусости, сдачи в плен, отказа от выполнения приказа в самых трудных спецоперациях, проводимых на территории Северного Кавказа. Кроме того, «краповые береты» в бою нередко берут на себя роль командиров, когда инициатива, мгновенное принятие решений, профессиональные действия спасают других в самых сложных ситуациях.
     Можно ли стать «краповиком» без сдачи экзамена? Можно. Его, к примеру, без испытаний вручают отличившимся военнослужащим, которые проявили мужество и героизм в боях. И это не менее заслуженные береты.
     И вот он, старт четырехчасового марафона. Хотя такое выдержит не каждый олимпиец, не говоря уж о киношных героях Сталлоне, Шварценеггера или Ван Дамма. За этот короткий промежуток времени спецназовцам предстоит совершить 12-километровый марш-бросок с преодолением завалов, участков болотистой местности, водной преграды и других естественных препятствий, преодолеть огненно-штурмовую полосу в экстремальных условиях, выполнить упражнения по огневой подготовке, акробатике и комплексы специальных упражнений с оружием и без оружия. А завершится все рукопашным боем, в течение которого каждый испытуемый должен выстоять против трех военнослужащих, один из которых является обладателем крапового берета. Адский бой длится 12 минут и проходит в полный контакт.
     И вот они рванули вперед. Через чавкающее зловонное болото, по скользким глиняным откосам, через осиново-березовый бурелом. Одни «русичи» идут уверенно, как танки, другие оступаются, падают, иногда лицом в мутную жижу, в мокрый песок, который забивает глаза и ноздри. Но и они с хрипом встают и бегут дальше, не разбирая преград…
     Кстати, марш-бросок и огненно-штурмовую полосу военнослужащие проходят в боевом снаряжении общим весом около 20 кг (автомат – 4,5 кг, бронежилет «Альфа» – 8 кг, стальной шлем «Маска-1М» – 2,5 кг, противогаз – 1 кг). Сопровождают испытуемых инструкторы, которые создают имитацию боевых условий: ведут стрельбу холостыми патронами, устраивают дымовую завесу, оказывают психологическое воздействие на бойцов. Герой России полковник Сергей Юшков, сам в недавнем прошлом офицер отряда «Русь», как-то заметил: «Конечно, самое тяжелое – марш-бросок. Я знаю людей, которые сдавали экзамен и два, и три раза, но ломались во время марш-броска, сходили с дистанции. Поэтому самое сложное – переломить себя, перетерпеть, дойти».
     Доходят не все. После марш-броска, больше похожего на дорогу в ад, на дистанции остаются лишь 10 спецназовцев. 10 из 52 ! У кого-то сбилось дыхание, кто-то утопил что-то из амуниции, кого-то сняли с забега безжалостные инструкторы, посчитав, что еще «не дозрел». Но главное, что после
     12-километрового «забега» следует проверка оружия. Если после передергивания затвора нет выстрела, боец также снимается с экзамена - не уберег, получается, оружие, а это в бою верная смерть.
     В основу едва ли не всех испытаний положена техника боевого самбо. Так, в проверку акробатики входит подъем разгибом из положения лежа на спине, удар ногами по силуэту с последующим кувырком, сальто вперед с акробатического трамплина или подкидного мостика с выходом в боевую стойку. Зачем все это? Да затем, чтобы выявить военнослужащих с наиболее высокой индивидуальной подготовкой по противодействию вооруженным преступникам, освобождению заложников и выполнению других задач при чрезвычайных обстоятельствах. В реальном бою выживает только сильный, ловкий, подготовленный боец.
     А дальше «оставшихся в живых» спецназовцев ждут прохождение специальной огненно-штурмовой полосы, штурм здания, захваченного «бандитами», огневая подготовка, рукопашный бой.
     У них секунды на то, чтобы взлететь на высоту четвертого этажа, поддерживая друг друга. Так проверяется слаженность в боевых группах. А потом столь же стремительно спуститься вниз, по пути поражая мишени и забрасывая «террористов» гранатами. Сняли еще четверых: парни, которым полгода снился краповый берет, не уложились в норматив. Еще один срезался после выступлений с ножом…
     И вот последний бой – «он трудный самый». Спарринг, сравниться с которым может разве что бой профессионалов-тяжеловесов. Но здешний «квадрат» - это вам не ринг в легендарном Мэдиссон сквер гарден. Здесь все как в реальном бою, и «противники», с которыми кандидат, возможно, вместе ходил на «боевые» и делил последнюю банку тушенки на полевом выходе,
     бьют в полную силу, без скидок на дружбу, без сочувствия и угрызений совести. Бьют так, что в глазах то и дело кровавая пелена сменяется черным туманом. Потому что знают: именно так – через боль, через преодоление себя рождается спецназовский дух, дух обладателя крапового берета.
     


     «Краповый берет является символом подразделений специального назначения и носится только теми военнослужащими, которые достойны данного права по своим профессиональным, физическим и моральным качествам».
     Из Положения о квалификационных испытаниях военнослужащих на право ношения крапового берета.
     


     Интересен и тот факт, что берет отнюдь не остается вечной и почетной наградой для того, кто имеет право его носить. Скажем, если экзаменуемый сумел одолеть инструктора в рукопашной схватке, то последний вполне может расстаться с краповым беретом как не подтвердивший свою квалификацию. Аналогичным образом с беретом можно расстаться, если его обладатель нарушил какие-то непреложные для сурового спецназовского коллектива заповеди: струсил в бою, повел себя недостойно по отношению к товарищу.
     Сама возможность лишиться святыни – мощнейший фактор поддержания дисциплины, без которой никакой спецназ немыслим.
     …В этот раз в рукопашном бою выстояли все пятеро «русичей», дошедших до финала. Из рук командира отряда полковника Юрия Дидковского они получили заслуженные береты и пополнили элитную когорту спецназовцев-«краповиков».
     А сами парни поочередно опускались на колено и целовали дорогую им ткань, после чего вставали и, надев берет, счастливо отчитывались перед строем товарищей:
     - Служу Отечеству и спецназу!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex